Транспорт с характером

20 Июня 2019, 19:11 7776

О традициях трамвайного движения Павлодара  

Каждый город Казахстана уникален по-своему и имеет свою изюминку. К примеру, особенностью столицы нашей республики Нур-Султана является его неповторимая архитектура, совмещающая как современный, так и традиционный стили. Уникальность Алматы - это расположение, город находится у подножия гор Заилийского Алатау, где находятся удивительные места, известные во всем мире - высокогорный каток "Медео" и горнолыжная база "Шымбулак". Своя особенность есть у каждого областного центра нашей страны, которая является его визитной карточкой. Так Павлодар со всей уверенностью можно назвать трамвайной столицей Казахстана. Именно тут по главным улицам резво катятся электрические вагончики, которые давно стали излюбленным видом транспорта как жителей, так и гостей города. 

Для павлодарцев этот вид городского транспорта не является элементом роскоши или привычки, для них это важная часть жизни. Дорога на работу, с работы, поездки по магазинам - для тысячи горожан проходят именно в трамваях. Первый самоходный вагон поехал по рельсам северного города еще в 1965 году. Тогда депо находилось на территории алюминиевого завода, так как основными пассажирами трамваев были именно работники этого предприятия. Пятьдесят лет назад протяженность путей составляла всего 11 километров, сейчас же эта цифра увеличилась практически в девять раз, трамвайные пути растянулись по городу на 90 километров. Ежедневно электрические вагончики перевозят около 45 тысяч пассажиров. 

Так почему же трамвай так популярен? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо хоть раз проехать в нем. Зайдя внутрь вагона необходимо отметить ширину прохода, который значительно больше чем в привычных нам автобусах. Внутри же все горазда просторнее за счет расположения сидений: справа они двойные, а слева расставлены по одному. кстати кресла для пассажиров в зимний период времени подогреваются, что является еще одним комфортным моментом. Приятным фактором является и то, что нет характерного для другого вида транспорта запаха бензина или солярки, так как трамвай - экологически чистый и работает на за счет электричества. Новые трамваи, о них мы поговорим чуть позже, оснащены специальными пандусами, разработанными для людей с ограниченными возможностями. 

Ежедневно в Павлодаре на девять городских маршрутов выходит более 68 электровагонов, в резерве остаются еще 18 единиц техники, на случай если произойдет поломка или другая непредвиденная ситуация. Всего же в трамвайное депо насчитывает более 100 вагонов.  

Обновление парка

Конечно, для того чтобы поддерживать трамвайный парк в хорошем состоянии необходимо обновлять технику, заменяя ее на современную, отвечающую всем стандартам нашего времени. С декабря 2017 года в городе началась реализация проекта совместно с Европейским банком реконструкции и развития по закупу новых вагонов. На сегодня Павлодарское трамвайное депо пополнилось 14 вагонами белорусского производства.  Свеженькие трамваи отличаются от своих предшественников комфортом и экономичностью, и сразу стали главной достопримечательностью городских дорог.

С первых же поездок, местные жители ощутили плавность перемещения любимого вида транспорта по рельсам, порадовало и отсутствие шума, который присутствовал в трамваях старого образца. Здесь все стало удобнее как для водителя, так и для пассажиров: установлена автоматизированная система управления, светодиоды, стали горазда удобнее сидения и поручни. Одним словом, трамваи стали уютней. К тому же по словам представителей трамвайного управления города Павлодара, разница между старыми и новыми вагонами была заметна сразу. Так экономия расхода электроэнергии сократилась на 20%. Современный транспорт стал удобен для всех категорий граждан: детей, женщин с колясками, людей с инвалидностью. Причина тому - низкая посадка новичков. Водители так же отмечают разницу.

- Управлять такой техникой - одно удовольствие. Я очень приятно, что мне посчастливилось оказаться в первой тройке водителей, которые стали водить новые трамваи. Отмечу, что и старые вагоны неплохие, не буду их обижать, мы смотрим за ними, ухаживаем, но новая машина – есть новая. Современные трамваи и вправду внесли красоту в общий вид наших улиц, добавили в городской пейзаж европейских красок, и современного колорита, - поделилась мнением водитель с 14-летним стажем трамвайного управления Марина Воробьева.

Обновление в вагонном депо идет полным ходом. За счет уменьшения энергопотребления средства направляются на различные хозяйственные нужды города. Всего павлодарцы ожидают партию электровагонов последнего поколения в количестве 23 штук. Вся техника отвечает требованиям безопасности и климатическим условиям.

На этом нововведения не закончились. В целях модернизации трамвайного управления Павлодара, была запущена система GPS-мониторинга электрических вагонов. Как отмечают специалисты, система отслеживания городского общественного транспорта до этого была установлена только на 170 автобусах большого класса. Сейчас на 104 трамваях установлены GPS-трекеры. Используется система Go2bus, также есть и специальное мобильное приложение, по которому в режиме реального времени можно отслеживать онлайн нахождение вагонов, как всех разом, так и каждого по отдельности. С помощью приложения, пассажиры без труда могут узнать, когда на их остановке появится трамвай, и сколько времени займет дорога до пункта назначения.  

Если по каким-либо причинам на маршруте происходит срыв, то это непременно будет отмечено на карте. В подобном случае над указателем электровагона будет размещена информация, что транспорт перемещается с отставанием либо с опережением графика.

Еще одним новшеством, которое внедряют в трамваях - это электронное билетирование. Пока эта услуга введен в тестовом режиме.  Благодаря этому новшеству павлодарцы и гости города без труда могут расплачиваться за проезд используя банковские карты, а также специальные мобильные приложения. 

Елена Евстратова уже пятнадцать лет водит трамвай в Павлодаре. В выборе профессии она долго не сомневалась. Еще с детских лет родители девушки отмечали, как почетно водить такой транспорт - носишь всегда в красивую форму, сидишь в теплой и чистой кабине. Тогда в 90-е, казалось, что и зарплата у женщин этой профессии выше и выплачивается в срок. Став старше, Елена поняла, что интерес к профессии только растает. 

- Стало очень любопытно как же можно водить такой вид транспорта без руля, да еще и по рельсам. Сыграла сила характера, не хотелось работать на одном месте, а тут постоянно движение, общение, большой поток людей. Когда я стала учиться, стажироваться я сразу поняла, что это мое, - вспоминает опытный водитель, - за все время разочарований не было профессию свою очень люблю. 

По словам Елены, управлять трамваем нетяжело. Сложность лишь в том, что всегда нужно быть внимательным, и очень осторожным, ведь водитель трамвая несет ответственность не только за пассажиров, пешеходов, но и за других водителей. К тому же вагон едет по рельсам, а значит при встрече с препятствием с дороги свернуть не может.   

Радуют водителя и новые вагоны, которыми пополнился трамвайный парк. Такое обновление говорит о том, что этот вид транспорта актуален и еще долгое время будет востребован у горожан. По наблюдениям Елены, с появлением новой техники, и пассажиров в стало больше, - все хотят проехаться с комфортом и оценить новинки.   

Что касается управления трамваем, то оно значительно отличается от обычных автомашин. Тут отсутствует рулевое управление, так как вагон движется по рельсам. Также нет и управления трансмиссией, связано это с тем, что на экологичном транспорте нет сцепления и коробки передач.  Передача от двигателя до колесных пар у трамвая всегда фиксирована. У электровагона имеется только два типа управления: тяга и торможение, а также переключение хода вперед и назад.

-  У водителя в рабочем состоянии всегда находится одна рука, но при этом глаза постоянно просматривают видимость почти на 360 градусов. Контроллер является главным звеном в работе водителя. В вагонах старого образца он напоминает рычаг, в новых же он больше похож на удобный джойстик, - говорит Елена.

На панели управления множество кнопок. Одна открывает двери, с помощью другой звенит предупреждающий звонок. По словам водителя, машину всегда нужно чувствовать. Прислушиваться как она тормозит, как реагирует вагон на ту или иную команду. Вагоны распределены за каждым экипажем, который состоит из трех водителей и трех кондукторов.  

Но бывает моменты, когда трамвай находится на техническом обслуживании и экипаж пересаживают на другой вагон. Поэтому все водители обязательно проходят стажировку на разных марках трамваев. 

- Связано это с тем, что каждый вагон - это отдельный организм, который можно сравнить с человеком. У всех свой характер, свои особенности. Работа водителей имеет трехсменный график. Для меня такой график очень удобен. Есть и разрывные графики, когда водители работают в час пик, в основном это люди с большим стажем, которые водят двойные вагоны. Они развозят пассажиров по заводам, в середине дня у них отдых, а в вечернее время, они забирают горожан с предприятий, - рассказывает водитель Елена.    

Как отмечает Елена, мужчины среди водителей трамваев все же встречаются, но в силу малой численности они находятся в “золотом фонде”. А фразу о том, что женщины водят транспорт хуже, Елена встречает с возражением:

- Я бы не сказала, что женщины водят хуже мужчин. С этим можно еще поспорить! Женщина может даже более чутко относится к дороге. Мужчина, возможно более уверенней чувствует себя, расслабляется и может потерять контроль. Здесь же это не допустимо. Представительница слабого пола, все же более собрана и скрупулезна.

В Павлодаре, неоднократно использовали экологичные трамваи не только для перевозки пассажиров, но и для других целей, например – образовательных, как “словарь на колесах”. Именно под этим названием был реализован проект в 2004 году.  По задумке авторов, из управления по развитию языков и трамвайного управления, транспорт был оформлен надписями с простыми и используемыми в повседневной жизни словами на казахском языке с переводом на русский. Это позволило пассажирам каждый день в пути упражняться в изучении государственного языка. При этом, времени на запоминание слов более чем достаточно ведь в Павлодаре самые протяженные трамвайные пути.  

В начале июня в ходе реализации государственной программы «Рухани жаңғыру» был разработан и внедрен проект «Flash-тренинг», благодаря которому для воспитателей дошкольных учреждений были организованы курсы по изучению государственного языка. Занятия проходят в довольно необычном формате: участники закрепляют пройденный материал, рисуя и рассказывая о достопримечательностях города, мимо которых проезжает их необычный «учебный кабинет» - трамвай. С ребятишками в детских садах воспитатели также проводят обучение с помощью рисунков. По мнению педагогов, подобное нововведение помогает раскрыть потенциал детей. Но на этом необычные мероприятия, организованные трамвайным управлением, не заканчиваются. Так в канун 2019 года для павлодарцев стало сюрпризом поздравление в вагонах от трамвайного Деда мороза и Снегурочки, которые встречали пассажиров вместо привычного кондуктора.  Проезд кстати в тот день был бесплатным. А во время поездки к месту назначения павлодарцев развлекали всевозможными конкурсами и викторинами, за которые участников награждали сладкими подарками. Отметим, что поднимать новогоднее настроение горожанам, в трамвайном управлении стало доброй традицией. 

Также на протяжении нескольких лет по маршруту курсирует экскурсионный трамвай, который еще называют кафе на колесах. С виду обычный трамвай, но внутри интерьер с уютными белыми диванами и домашней атмосферой, от кафе его отличает лишь постоянно меняющийся вид за окном и стук колес. 

Трамвайная история Казахстана

Для многих пассажиров трамваи являются самым стабильным и безопасным видом общественного транспорта. В некоторых крупных населенных пунктах постсоветского пространства, электровагоны были первыми из всех машин общественного значения, которые появлялись на городских остановках и последним уходили в депо. Трамвай, несмотря на свою быструю скорость, тишину и современный дизайн, кажется неспешным, так как выпадает из общего городского ритма. Он словно идёт по своим путям и не зависит от общего потока машин. 

Любопытен и дизайн каждого вагона. Так исторически сложилось, что рогатые вагончики почти всегда стремились изготовить с элементами роскоши, что придавало им свою индивидуальность. 

Отметим, что в нашей республике всего лишь в нескольких городах продолжают действовать трамвайные линии, но изначально их было горазда больше. Самым первым городом, где стали курсировать рогатые вагончики был Алматы. Именно там в далеком 1937 году было открыто трамвайное движение. Но с годами из 56 маршрутов осталось всего 17, что повлияло и на поток пассажиров, который снизился практически в четыре раза.  В 2015 году в городе было принято решение закрыть трамвайное управление. 

Караганда, была вторым городом Казахстана, где были запущены   электровагоны. Именно в 1950 году по городским дорогам угольной столицы, стал курсировать этот экологичный транспорт. Самыми главными пассажирами трамваем были шахтеры, и от работы угледобывающего комбината зависело движение вагонов. В 1984 году трамвайные пути составляли 40 километров и действовал только один маршрут. А к 1997 навсегда закрылся и он.  

В Усть-Каменогорске трамвайное движение было открыто в 1959 году и к счастью продолжается по сей день. Хотя были приостановки в 2018 году, но ненадолго.  К тому же, в город цветной металлургии поступили вагоны из Алматы. Сейчас тут действует 4 маршрута, хотя до 1992 их было полдюжины.  

Еще одним город, где ездят трамваи - Темиртау. Первые вагоны покатились по его городским рельсам в 1959 году.  Но в 2005 и 2013 годы были закрыты две самые крупные трамвайные сети. И из четырех маршрутов остался только один, под номером четыре.  

Возможно новый виток истории трамвайных линий Казахстана, зародится в ближайшем будущем в Нур-Султане. Именно тут планируется запустить к 2020 году легкорельсовый надземный трамвай, который позволит объединить отдельные районы столицы с центром. А также новый вид транспорта будет способствовать перемещению пассажиров в пункты назначения в самые короткие сроки. 

Также вам будет интересно прочитать:

Подробно о первом казахстанском электробусе

Не торопясь о скорости

На маскимальных оборотах

Елена Струтинская
Поделитесь: