Тестируй и лечи

6 Марта 2020, 13:57 5361

Репортаж о том, как борются с ВИЧ в Нур-Султане

Каждый год в мире выявляется примерно от 1,5 до 2 миллионов ВИЧ-инфицированных. Сегодня на планете около 40 миллионов человек живет с положительным статусом. Эпидемия тогда еще никому неизвестной инфекции началась в далеком 1981 году, с того времени свыше 30 миллионов, инфицированных умерли от сопутствующих болезней, связанных со СПИДом. Как известно ВИЧ и СПИД – не одно и тоже. ВИЧ - инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека и, если ее не лечить она переходит в последнюю стадию, - СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. Хотя как говорят врачи, смерть наступает не от самого иммунодефицита, а от множества, болезней, которые атакуют организм с неработающим иммунитетом. Для такого человека обычная простуда может стать фатальной.

Какая ситуация с ВИЧ в нашей стране? На конец 2019 года по данным Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний в республике проживало более 24 тысяч граждан с положительным ВИЧ-статусом. В числе лидеров по количеству людей с ВИЧ: Алматы, Карагандинская область и ВКО, столица находится примерно в середине списка в разрезе областей. При этом из всего числа казахстанцев с ВИЧ, почти 70% получают лечение. Для того чтобы контролировать инфекцию, а также проводить терапию, в каждом городе Казахстана есть специальные центры СПИД. Мы побывали в Центре по профилактике и борьбе со СПИД г. Нур-Султана и ознакомились с его работой.

О принципах терапии

Столичный Центр СПИД, - место куда всегда можно обратиться с любыми вопросами, связанными с ВИЧ. Здесь каждый желающий может сдать анализы и узнать свой статус, а еще получить консультацию по профилактике. Одна из главных миссий центра – помощь в лечении ВИЧ-инфицированных, а именно обеспечение противовирусными препаратами и дальнейший контроль за состоянием живущих с ВИЧ.

Да, на сегодняшний день еще не изобретено лекарство для полного излечения от ВИЧ. Но так называемая противовирусная терапия дарит людям жизнь, и пока что является основным методом лечения во всем мире. Что дает такое лечение? Во-первых, используют очень мощные препараты, которые не дают инфекции живущей в организме больного прогрессировать, что конечно исключает риск ее перехода в СПИД. Врачи эту самую терапию называют – антиретровирусной, сокращенно – АРТ. Принцип ее действия – прост, она подавляет активность вируса настолько, что анализы показывают отсутствие ВИЧ в организме человека.


Как говорят врачи, противовирусная терапия постоянно усложняется и совершенствуется. Это означает то что используются комбинации сразу нескольких препаратов собранных в одной таблетке. Такой подход повышает эффективность препарата и делает его удобным в применении для человека, живущего с ВИЧ.

«Основная стратегия центра СПИД звучит так: «Тестируй и лечи!». Это значит, что пациент, которому впервые поставили диагноз ВИЧ-инфекции практически сразу после этого начинает лечение. Это позволяет, не дожидаясь уже критического состояния, с сохранением иммунной системы добиваться стабильного и контролируемого течения болезни. Вторая причина раннего назначения противовирусной терапии – это эпидемиологическая ситуация, то есть пациент, который принимает такую терапию становится менее опасным для своего партнера. Главное, если человек достигает вирусологической эффективности, то есть вирус в его организме становится неопределимым, в этом случае он не способен заражать других», - рассказывает Гульнар Нургожина, врач-инфекционист, заведующая лечебно-профилактическим отделом Центра по профилактике и борьбе со СПИД г. Нур-Султан.


На фото: Гульнар Нургожина.

Лечение начинается с обязательного письменного согласия ВИЧ-инфицированного. На протяжении всей терапии важно соблюдать правило взаимного сотрудничества: «пациент – доктор», от этого напрямую зависит – отступит вирус или нет. В центре СПИД отмечают, что охват людей, получающих терапию растет с каждым годом. Например, с 2014 года, в столице их количество увеличилось в 4 раза, и охват составил более 80% (909 человек) от всех инфицированных. При этом средний промежуток времени от постановки диагноза и до начала лечения сократился с 69 до 25 дней.

Врачи сетуют, что много времени уходит на то, чтобы убедить пациента в необходимости терапии, к тому же большинство людей не могут сразу принять свой статус, и не хотят мириться с мыслью, что противовирусную терапию придется принимать пожизненно, причем без пауз. Все это вынуждает откладывать лечение на неопределенный срок, ведь лечиться или нет это уже личный выбор. К тому же среди тех, кто продолжительное время проходил терапию, есть и те, кто ее прервал. По словам врачей, обычно прекращают лечение так называемые пациенты с рискованным поведением: злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, люди без регистрации и места жительства.

«Часто такие люди скрываются, указывая ложные адреса и телефоны. Это говорит о том, что они не принимают диагноза и необходимости лечения. На этом этапе важную роль играет кризисное консультирование, в тот момент, когда человек только узнает о своей болезни, и дальнейшее его сопровождение. Практика показывает, если сопровождение пациента длится хотя бы 3-6 месяцев тогда он сохраняет приверженность, желание продолжать терапию», - отмечает Гульнар Нургожина.

Однако есть такое понятие как «усталость» от терапии, это когда пациент, пожизненно принимающий лекарства, позволяет себе оторваться от лечения, как бы делая отдых, но это может привести к большим проблемам и свести на нет все лечение.

«В этой ситуации должна быть поддержка его окружения, близких, друзей, равного консультанта и врача. Вообще между врачом и пациентом с ВИЧ должны быть настолько доверительные отношения чтобы он мог его поддерживать не только в лечении, но и во всех кризисных ситуациях. Нужно отметить что все ВИЧ-инфицированные стоят на учете по месту жительства и, если человеку нужна консультация или другая помощь он может прийти сюда в любое время», - говорит врач.

Подробнее о препаратах

Как было описано выше антиретровирусная терапия – пока что единственный эффективный метод в борьбе с ВИЧ. Но препараты, которые применяются при лечении, в общем, как и многие другие имеют побочные эффекты. Врачи отмечают, что больше всего побочка проявляется в самом начале терапии, поэтому на этой стадии медики, особенно тщательно следят за состоянием пациента. Конечно самая высокая вероятность побочных эффектов у людей с аллергией. В таком случае идет отсрочка трепании, или замена лекарства, то есть меняется вся схема лечения. Однако, как признаются сами врачи, выбор схем лечения не так велик.

«Первая схема самая часто применяемая: Тенофовироэмтрицитабин+Эфавиренз. Это лекарство может быть в одной таблетке, а может быть в двух, так как это два разных препарата. Есть схема: Лопинавир + Ритонавир. Все это антиретровирусные препараты. Хочу отметить что мы уходим от старых препаратов, были такие лекарства как: Невирапин, Зидовудин, Ламивудин, одни из первых, которые раньше применялись в терапии ВИЧ-инфицированных. У нас есть новые препараты, они и эффективнее и переносимость у них лучше, так как старые препараты были сильно токсичными, пациенты от них просто отказывались», - говорит врач-инфекционист Гульнар Нургожина.

Суть действия большинства препаратов заключается в блокировании ферментов ВИЧ, после чего вирус не способен проникать в лимфоциты человека, следовательно, заражать новые клетки.


На фото: препараты от ВИЧ. 

Препараты подбираются и с учетом деятельности пациента, ведь после некоторых лекарств у человека может начаться головокружение, что в некоторых профессиях недопустимо (водители, пилоты и другие). Как говорят медики, во время лечения важно чтобы пациент сам видел положительную динамику, поэтому его всегда знакомят с результатами анализов.

Кстати, с 2018 года у казахстанцев живущих с ВИЧ появился доступ к новому, дорогостоящему препарату – Долутегравиру, который намного легче переносится организмом чем более ранние антивирусные лекарства. Хотя охват этим препаратом пока небольшой, в 2019 его получали лишь 28 человек. Однако к 2022 году в Центре СПИД планируют увеличить эту цифру до двухсот. А с прошлого года в Казахстане применяется комбинированная схема терапии из трех препаратов в одной небольшой таблетке: Абакавир+Ламивудин+Долутегравир, или его еще называют Триумек.

Стоит отметить, что все препараты против ВИЧ в Казахстане обеспечиваются из государственного бюджета, следовательно, они бесплатные. Мы одна из немногих стран в мире, которая берет на себя обеспечение граждан противовирусными препаратами.

«В задачу врачей входит сделать так чтобы пациент воспринимал терапию и лекарства как своих союзников и помощников, которые дают ему возможность жить. Ведь уже на первых порах лечения у человека меняется самочувствие в лучшую сторону: он становится активнее, появляется больше сил, улучшается настроение и самое важное он сохраняет работоспособность», - резюмирует врач.

Диагностика в деталях

Диагностика – важнейший этап в борьбе с любой болезнью, а когда дело касается ВИЧ, ее важность возрастает в разы. Для выявления вируса в Казахстане, в общем как и в других странах используется так называемый метод иммуноферментного анализа (ИФА). Этот анализ является стандартным и позволяет определить количество антител к ВИЧ в крови у человека.

«При обследовании на ВИЧ-инфекцию, если выявится первичный положительный результат, то мы отправляем его в Алматы в Казахский научный центр дерматологии и инфекционных заболеваний, который выдает окончательное заключение о наличии или отсутствии ВИЧ-инфекции. Взятый материал проходит две проверки: в центре СПИД и потом уже отправляется в научный центр в Алматы. Так как сейчас наличие инфекции определяют по первой сыворотке, то на подтверждение или опровержение результатов уходит не более 15 дней», - говорит Инжу Аймагамбетова, заведующая отделом эпидемиологического надзора Центра СПИД г. Нур-Султан


На фото: Инжу Аймагамбетова.

Основной способ выявления ВИЧ в Казахстане - это лабораторная диагностика. В него входят иммуноферментные, иммунохимические методы, которые в основном используют в регионах, и определение белков вируса - иммуноблот (western blot - метод лабораторного исследования сыворотки крови на присутствие антител к ВИЧ). Также применяется экспресс-тестирование – забор крови из пальца или слюны. Результаты таких анализов готовы уже через 20 минут. Но как говорят медики экспресс-тест не дает 100% точности, после, нужно обязательно пройти ИФА. Врачи предупреждают - существует так называемый период сероокна, когда человек совсем недавно инфицировался ВИЧ, и у него еще не выработались антитела, следовательно, анализы показывают отрицательный результат. Этот период длится от трех недель, до трех месяцев в зависимости от особенности организма.

Заведующая диагностической лабораторией центра Лунара Нугманова, показывает помещения, в которых ведутся исследования на выявление ВИЧ.


На фото: Лунара Нугманова.

«Мы определяем количество антител в крови пациента и антиген p24, - это белок, который входит в состав ВИЧ. Мы используем методы ИФА, ИХЛА - иммунохемилюминесцентный, сюда поступает кровь, доставленная из медицинских организаций города. Наша лаборатория состоит из трех отделений: отделение иммуноферментного анализа, ПЦР и клинико-диагностического, где мы обследуем лиц, состоящих на диспансерном учете. У нас имеется модульная ПЦР-система cobas 4800, на которой мы определяем РНК ВИЧ в крови пациента, для того чтобы проследить на сколько эффективно было лечение АРТ. Это полностью автоматизированная система, где исключены ошибки, связанные с человеческим фактором», - поясняет Лунара Нугманова.

Немного статистики по ВИЧ в столице

По данным Центра СПИД, ежегодно в Нур-Султане регистрируется более 200 новых случаев ВИЧ. В 2019 году было вывялено 230 заболевших, произошел рост к уровню прошлого года на 25 случаев. Средний прирост в многолетней динамике 7-10% новых заболевших. Из всех этих случаев 85% были выявлены на ранних стадиях. Важно понимать, что человек принимающий терапию с неопределяемым уровнем вируса в крови уже не является источником ВИЧ и не способен передать его другим.


«Несмотря на рост новых случаев, в целом ситуация по ВИЧ в столице – стабильная. Распространённость среди основного населения 15 - 49 лет не превышает порогового показателя и составляет 0,22%. По показателю заболеваемости на 100 тысяч населения г. Нур-Султан в течение последних трех лет входит группу с высоким уровнем заболеваемости. Однако эпидемия в основном находится в концентрированной стадии, то есть локализуется среди ключевых групп населения (группа риска): потребители наркотиков, работники секса, и люди имеющие гомосексуальные контакты. То есть распространённость ВИЧ в ключевой группе населения значительно выше чем в общей группе (остальные граждане)», - отмечает Инжу Аймагамбетова.

Раз в два года Центр СПИД проводит исследование - дозорный эпиднадзор, он проводится именно среди граждан, входящих в группу риска. Результаты исследования показали, что за 2018 год распространенность ВИЧ среди наркозависимых составила 8,3%, а среди общего населения лишь 0,1%. Это означает что все новые случаи были выявлены в группе риска.

В заболевании ВИЧ есть такая тенденция – увеличение случаев с половым путем инфицирования. Только за 2019 год почти 86% всех случаев ВИЧ в городе пришлось на незащищенные половые контакты.


На фото: экспресс-тест по слюне.

«Если раньше, в 90-е годы основной путь инфицирования был через иглу, то сейчас он снизился в 10 раз. Причем рост полового пути характерен для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Половой путь создаёт благоприятную среду для распространения инфекции среди социально благополучной части населения. То есть все, кто живет половой жизнью – находятся в зоне риска. При этом в структуре полового пути передачи есть тенденция роста гомосексуальных заражений, с 2018 года у нас в городе она возросла на 3%. Гомосексуальный путь чаще регистрируется в крупных городах страны. Причина банальная – люди не используют презервативы», сосредоточенность населения в больших городах тоже играет здесь роль, - поясняет Инжу Аймагамбетова.


На фото: экспресс-тест по крови из пальца.


На фото: отрицательный результат на ВИЧ по крови.

Равный - равному

Как показывает статистика, ключевые группы населения более осведомлены о мерах безопасности от ВИЧ чем остальные, ведь с ними ежедневно работают сотрудники передвижных и стационарных пунктов доверия Центра СПИД. А еще к работе с ВИЧ-инфицированными привлекают волонтеров - аутрич-работников («свои»). Благодаря волонтерам удается донести важную информацию о терапии, профилактике, и диагностике, до людей из той среды, куда врачам доступ закрыт. Работа проводится по методу равный – рваному. Сейчас с центром СПИД сотрудничает 60 специалистов, есть среди них и те, кто также живет с положительным ВИЧ-статусом, есть и наркозависимые.

История волонтера Айжан

«У меня у самой ВИЧ, живу с ним уже 12 лет, поэтому и решила помогать другим. Когда узнала о диагнозе, то отнеслась к этому спокойно, потому как очень мало знала о болезни. В 2008 году я приходила сюда только сдать анализы и провериться. А как известно, в Казахстане терапию от ВИЧ начали выдавать только с 2009 года. Так как в те годы были другие протоколы и, если в организме поддерживалось определенное количество клеток допустим 500, то терапию не назначали, если опускалось ниже тогда только прописывали лечение. А с 2018 года требования ВОЗ изменили ситуацию и теперь, как только человек узнал, что он ВИЧ-положительный, сразу же приступают к терапии», - рассказывает волонтер Айжан (имя изменено по просьбе интервьюируемого).

В 2014 году у Айжан умер супруг. После длительной депрессия, ее здоровье резко ухудшилось, и она была вынуждена начать терапию. С того времени она каждый день пьет таблетки и чувствует себя хорошо. А вообще женщина философски относится к своему статусу и не теряет позитивного настроя.

«Есть одна проблема в лечении, люди боятся слова «навсегда» или «пожизненно» пить таблетки. Но ведь если разобраться по факту, мы на протяжении всей жизни пьем какие-то лекарства, от головы или простуды. Ведь так, если философски подойти к этому вопросу? И все это я объясняю тем, кто не хочет лечиться», - говорит она.

Айжан работает с так называемыми ключевыми группами населения. Она помогает другим людям с ВИЧ в первую очередь своим примером, доказывая, что жить с этой болезнью можно полноценно и не испытывая чувства страха и стыда.


На фото: Вот такие информационные буклеты раздают волонтеры, здесь же они указывают свои контакты.

«Мы знакомимся с ребятами, которые живут со статусом ВИЧ, среди них есть тек то употребляет наркотики, есть и с туберкулёзом, но их объединяет диагноз ВИЧ. Мы проводим не только информационную работу, еще мы помогаем людям принять свой статус, жить с ним, оказываем психологическую поддержку, являемся связующим звеном между ними и центром СПИД. Есть те, кто знает о своем статусе, но при этом намерено не хотят лечиться, они конечно и не хотят кого-то заражать, но боятся огласки, к тому же интернет заполонили ВИЧ-диссиденты, которые ведут пропаганду что ВИЧ и СПИД - это выдуманная болезнь и есть такие, кто верит в это», - говорит женщина.

Волонтеры информируют о том, что пришло время провериться, или принимать терапию. Если тяжелобольные не могут приехать в центр, то аутрич-работники доставляют препараты домой.

«Самое сложное в работе - недоверие. Когда говоришь, что я такой же как ты и у меня положительный статус, мне не верят, потому что у многих в представлении человек с ВИЧ выглядит больным, изможденным. Понимаете, людям тяжело принять что у них ВИЧ, и они начинают отрицать диагноз. Я не скрываю как я получила заражение. Я заразилась от мужа, при этом он на тот момент не знал, что у него ВИЧ, он хорошо себя чувствовал. Может были какие-то симптомы, но он не обращал внимания, так как первые признаки ВИЧ сильно напоминают простуду. Потом уже узнала, что он раньше употреблял наркотики и был в завязке. Сам того не зная он жил с ВИЧ почти 10 лет...».

Айжан отмечает, что ВИЧ стал болезнью не только наркоманов, но и благополучных людей, им болеют даже очень состоятельные граждане, с хорошим образованием. Но именно этой категории сложнее всего принять свой статус.

«Где бы я не была, везде встречаю «наших». У меня даже есть негласное правило: если я узнаю человека, то делаю вид что мы не знакомы, если он сам конечно первый не заговорит», - говорит волонтер.

Айжан поддерживает связь с живущими с ВИЧ как в столице, так и в других городах республики. Все эти люди входят в Казахстанский союз людей, живущих с ВИЧ.

Чингиз Майсеит
Поделитесь: