Тернистый путь Сакена Сейфуллина 

12 Августа 2019, 15:42 16139

О чем рассказывают экспонаты музея писателя и гражданина 

Имя Сакена Сейфуллина знакомо каждому казахстанцу со школьной скамьи. Его литературные произведения проходят по школьной программе, его пьесы идут в театрах страны, его историко-мемуарный роман «Тернистый путь» изучают историки и филологи без малого вот уже сто лет. 
Но почувствовать каким он был человеком другом, братом, коллегой, мужем и отцом можно только побывав в этом деревянном одноэтажном доме, построенном в 1846 году акмолинским купцом Казанцевым. В 20-е годы прошлого века в этом доме находилась редакция газеты, где тогда работал Сакен Сейфуллин. Музей был открыт в нынешней столице Казахстана 21 января 1988 года.

Садвокас по имени Сакен 

Настоящее имя Сейфуллина - Садвокас (Сәдуақас) но мама ласково звала своего первенца Сакеном. С этим ласковым маминым именем он и вошел в историю и литературу Казахстана. Сакен родился 15 октября 1894 года в Акмолинской области поселок Карашелек. Отец Сейфулла Оспанов по отзывам знавших его людей был человеком открытым, веселым, славился как прекрасный охотник и домбрист. Мама Жамал судя по дошедшим до нас фотографиям, женщина удивительной красоты, спокойная, рассудительная, работящая. В семье было семеро детей, помимо старшего Сакена, у Сейфуллы и Жамал были еще три сына и три дочери. 
Сакен получил по тем временам очень хорошее образование, он изучал арабскую грамоту, учился в русско-казахской школе, окончил трехклассное Акмолинское училище, а затем и Омскую учительскую семинарию.
После семинарии в 1916 году, в возрасте 22 лет Сакен приехал в один из аулов Акмолинского уезда, в местной школе он начинает свою преподавательскую деятельность. Здесь Сейфуллин участвует в проведении переписи населения района и это позволяет ему хорошо узнать и прочувствовать, как и чем живет народ в глубинке. 


В 1917 году, до аула дошло известие о том, что в Петербурге началась социалистическая революция. Сакен немедленно бросает занятия с учениками и срочно отправляется в Акмолинск, где начинает заниматься революционной деятельностью. В начале 1918 года был организован совет народных депутатов, членом президиума которого был избран Сакен Сейфулин. 1 мая 1919 года на сцене акомлинского театра с огромным успехом прошел премьерный показ пьесы под названием «На пути к счастью». Казалось бы, все в жизни Сакена складывается как нельзя лучше, но... 

Побег из колчаковской тюрьмы 

3-4 июня 1919 года в Акмолинске происходит переворот, и пришедшие к власти колчаковцы первым делом арестовали всех членов Совета народных депутатов, в том числе и Сакена Сейфуллина. Порядка девяти месяцев он и его товарищи находились в акмолинской, а потом в петропавловской тюрьме. Далее их измученных и истощенных вывезли в Семипалатинск, в тех самых в вагонах смерти атамана Аненкова. Позже заключенные были переведены в омский лагерь. 
3 апреля 1919 года Сакен Сейфуллин благодаря помощи друзей сумел бежать из колчаковской тюрьмы. 
Под чужим именем Сакен пробирается на родину. Часть пути он проехал на поезде, частично удалось проскакать верхом на коне, но большую часть маршрута он преодолел пешком. В Баянауле он останавливается у своих родственников, здесь беглец живет некоторое время, восстанавливает свое здоровье целебным воздухом, водой, кумысом, отдохнув и окрепнув, направляется в родной аул. Затем через Бекпак дала, Сакен добирается до города Аулие-ата (ныне Тараз) и начинает под своим именем заниматься государственной деятельностью.
Все эти события и легли в основу романа «Тернистый путь», героями романа стали и идеологические оппоненты Сейфуллина - лидеры партии Алаш Орда. В 20-е годы в Акмолинстке окончательно устанавливается советская власть и Сакен возвращается на родину. 

Как денди лондонский 

Сакен Сейфулин был удивительно красивый мужчина, тут, конечно, сказывались гены его красавицы-мамы. К тому же он был всегда элегантно и со вкусом одет. В музее можно увидеть двубортный серый костюм Сакена, сшитый из хорошей шерсти, элегантный и довольно дорогой. В одежде он придерживался европейского стиля, исключительно для имиджа в качестве аксессуара носил трость (в экспозиции музея таких тростей две одна другой лучше). Хотя сам Сакен не курил, но дома для гостей держал красивые сигаретные мундштуки из слоновой кости.

На фото: флакон французского одеколона.

Отдельный разговор об обуви, в музее хранится пара элегантных кожаных туфель мастера. Примечательно, что Сакен, любивший комфорт во всем, покупал обувь на размер больше, чтобы туфли точно нигде не жали. Особое удивление вызывает один экспонат, который среди вещей пламенного революционера найти ну никак не предполагаешь. Сейфулин был обладателем вещи, которой и сегодня пользуются далеко не все мужчины. Флакон французского одеколона, принадлежащий Сакену Сейфуллину, представлен в экспозиции музея в Нур-Султане. 

На фото: костюм С. Сейфуллина.


Есть среди экспонатов музея и вещи коллег Сейфулина, например, пианино и зеркальце для сумочки преподавателя музыки Нины Мокиной, с которой Сакена связывали настоящие дружеские отношения. Ей он даже посвятил стихотворение, которое также представлено в экспозиции музея. 
И совсем трогательный экспонат жестяная коробочка из-под индийского чая, который Сакен подарил своей маме с первых заработанных им самостоятельно денег. Дорогой и редкий по тем временам подарок, не зря же мама хранила эту коробочку всю жизнь. 
В 1936 году Сакен Сейфулин был награждён медалью, за перевод первого тома стихов Пушкина. Медаль эта также представлена в экспозиции музея. 
Есть здесь еще и вещи, которые Сакену Сейфуллину подарили узбекские писатели на сорокалетний юбилей, это чапан и тюбетейка. В 1936 году писатель был награжден орденом Трудового красного знамени и золотыми часами швейцарскими фирмы Мозера часы эти и по тем временам, да и сейчас считаются подарком очень дорогим и статусным. Эти самые часы с золотым покрытием в 17 карат сейчас хранятся в музее Сакена Сейфуллина. 

Посмертно реабилитирован 

Но есть среди пяти тысяч экспонатов музея и другие скорбные документы. 
24 сентября 1937 года после публикации в газете «Казахская литература», обвинившей писателя в буржуазном национализме и вредительстве, он был арестован управлением госбезопасности НКВД. А позже военная коллегия приговорила его к расстрелу. До исполнения приговора, на протяжении двух лет, пока длилось следствие Сейфуллин находился в тюрьме. 
В экспозиции музея в г. Нур-Султане есть эти страшные документы: протокол обыска, ордер на арест, обвинительное заключение и отчет об исполнении приговора.  
Сейфуллина казнили в Алма-Ате в 1938 году, 25 февраля. Известно даже точное время расстрела 16 часов 40 минут. А вот место захоронения - неизвестно. После того как был арестован писатель, репрессиям подверглась вся его семья, был арестован и расстрелян в карагандинском лагере его отец Сейфулла, расстрелян его родной брат Малик. Из всей семьи остался в живых только младший брат Мажит Сейфуллин. 
Третья жена Сейфуллина Гульбахрам, в браке с которой у них родилась сначала дочь Лаура (она умерла от болезни в возрасте трех лет), а затем появился на свет сын Аян, тоже была репрессирована. После ареста Сакена, Гульбахрам с сыном, которому на тот момент едва исполнился годик, в товарном вагоне повезли из Алма-Аты в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). По дороге мальчик заболел и умер. Его могила находится в Кокшетау.
Гульбахрам узнает о судьбе мужа спустя почти 20 лет в 1954 году. В 1957 году Сакена Сейфуллина реабилитировали посмертно. 
После освобождения из лагеря Гульбахрам жила в Алматы. Поскольку место захоронения Сакена Сейфуллина неизвестно, родственники поставили памятный обелиск ему и другим репрессированным членам семьи неподалеку от Алматы в урочище Кенсай. 
«На разных этапах сложной революционной борьбы было немало колебаний, противоречивых действий и устремлений борющихся сил. Разобраться во всем дело истории», написал задолго до этих событий Сакен Сейфуллин. 
Думал ли он, к чему могут привести страну и народ эти противоречивые действия, сегодня уже не скажет никто. Но не осознавать, что круг его друзей, соратников и даже оппонентов физически сужается, что под молох репрессий попадает почти вся казахская интеллигенция, Сейфуллин не мог. Ждал ли он звонка в дверь каждую ночь, как ждали его тысячи советских людей в то время, или был уверен в том, что его не тронут, а потому беспечен нам уже не узнать никогда. 

На фото: прижизненные издания книг и чернильный набор С.Сейфуллина.

Сегодня жизнь и деятельность Сакена Сейфуллина по-разному оценивается нашими современниками. Кто-то считает, что он заблуждался, поддерживая Советскую власть и всячески способствуя ее становлению и укреплению в Казахстане, кто-то уверен, что Сейфуллин действовал правильно, и на том историческом этапе других достойных вариантов у страны не было.
«Для меня Сакен Сейфуллин настоящий патриот, он всем сердцем болел за людей, за свой народ. Для меня его образ таков, и никто меня в этом не переубедит. Не его вина, что все так сложилось, в конце концов. Кто же тогда, почти сто лет назад, мог подумать, что эти идеи равноправия и социальной справедливости будут таким образом воплощены в жизнь, и история пойдет совсем не по тому пути, о котором мечтал Сакен Сейфулин», - говорит Камила Уйсенбаева, экскурсовод музея Сейфуллина.
Единственное, что огорчает Камилу, это то, что в музей приходят не так много посетителей, в день человек 10-12, иногда немногим больше. В основном это столичные студенты и школьники, а летом еще и туристы, как правило, из России. Камила Уйсенбаева считает, что забывать свое прошлое и своих героев народ просто не имеет права.

Ольга Коваленко
Поделитесь: