Теория и практика

15 Ноября 2018, 20:27 8205

Как работает дуальное образование?

Вопрос получения качественного образования волнует каждого человека. И все мы знаем, что лучший вариант в обучении - это когда теория органично сочетается с практикой. Чтобы образовательный процесс не был оторван от производства была создана так называемая дуальная система. Эта система подразумевает получение теоретических знаний на базе учебного заведения, а практических на реальных производствах. Причем большее внимание уделяется именно практике. Выпускники колледжей и вузов, получивших дуальное образование, как правило, не имеют трудностей с последующим трудоустройством, ведь зачастую они устраиваются на работу в места где проходили практику.  К тому же человек прошедший двойное обучение лучше подкован практически, и после окончания учебного заведения четко знает где он хочет работать.

Система дуального или как его еще называют двойного образования пришла из Европы. Например, в Германии такому методу подготовки высококвалифицированных кадров уделяется большое значение, и больше половины всех выпускников в этой стране обучаются по такой системе.

В Казахстане также активно внедряется дуальное обучение как в высших учебных заведениях, так и в средне-специальных. Однако, именно колледжи активно используют этот метод подготовки кадров. Средне-специальные учебные заведения технической направленности ежегодно снабжают профессионалами, предприятия, заводы не только столицы, но и всей республики.

В колледже «Транспорта и коммуникаций», который находится в Астане по дуальной системе обучают по пяти специальностям. «Электроснабжение», «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте», «Строительство железных дорог, путей и путевого хозяйства», «Эксплуатация и ремонтно-техническое обслуживание подвижного состава», «Вычислительная техника и программное обеспеченье».  По словам заместителя директора по учебно-производственной работе колледжа Омиргуля Жунуспекова, дуальная система хоть и не так давно внедрена в учебном заведении, но схема сотрудничества с партнёрами уже налажена.

«По четырем специальностям по дуальной системе мы работаем уже с 2012 года. По железнодорожным специальностям наш главный партнер — это НК АО "Казахстан темир жолы", а по IT направлению компания, с которой мы только в сентябре этого года заключили договор ТОО Центр Solution, это частная организация, которая занимается разработками в области IT программных технологий. Это для нас очень актуально ведь в республике реализуется программа по цифровизации, и в этом году в связи с этой программой мы получили государственный образовательный заказ из местного бюджета города Астаны, на подготовку программистов. Заказ выделен на 50 мест для поступающих, конкурс был довольно большой, теперь все эти 50 ребят проходят у нас бесплатное обучение. К тому же с 1 января у нас будет внедрено подушевое финансирование, то есть за каждым студентом будут идти финансовые средства. И большое значение будет уделяться производственно-технологической практике, а именно, когда наши студенты будут работать по дуальной программе, будут предусмотрены выплаты их наставникам от производства.  Если раньше предприятия не предусматривали финансовые расходы за наставничество, то сейчас за это они будут получать финансирование».

Всего в колледже «Транспорта и коммуникаций» обучаются 1670 студентов, из них по дуальной системе образование получают 188 человек. С АО КТЖ сотрудничают 138 студентов, а с IT-организацией 50.

«Специфика дуального обучения заключается в том, что идет тесное взаимодействие между предприятием, организацией образования и студентом. Мы заключаем генеральное соглашение и индивидуальное договора со студентами, где прописаны такие пункты как: прохождение производственной практики, наставничество, компенсационные выплаты, как со стороны предприятия, так и со стороны учебного заведения - наставникам, предоставление рабочего места, обмундирование для студентов, средства индивидуальной защиты при прохождении практики, ведь во время обучения технике безопасности уделяется очень большое внимание», - подчеркивает Омиргуль Жунуспеков.

В преддверии окончания обучения компания-партнер в данном случае АО «Казахстан темир жолы», создает специальную комиссию, которая решает допускать студента к итоговому экзамену или нет. Требование к претендентам следующие, - средняя оценка с момента поступления должна быть не ниже «4» по пятибалльной шкале.

«Этот отбор идет по завершении 3-го курса, то есть перед выпуском. Потом студент получает отзыв от предприятия о том, как он прошел на предприятии дуальное обучение, здесь узнается получил он практические навыки или нет, подтвердил ли он свою квалификационную пробную работу. Ведь по завершении производственной практики студенты сдают так называемую квалификационную пробную работу. Если студент ее хорошо сдал, помимо диплома техника, который выдает ему колледж, он получает квалификацию рабочей специальности, с указанием разряда. Если отзыв получен положительный и комиссия убеждается что студента можно взять на работу, он отправляется в филиал КТЖ в центр оценки и развития персонала на ж/д транспорте (учебный центр КТЖ). Там в течение двух недель он проходит занятия на современном оборудовании, и после этого студент сдает тесты объемом 40 вопросов, если он набрал проходной порог 23 правильных ответа, то ему вручают сертификат об успешной сдаче экзамена. Все это означает что идет независимая оценка качества знаний студента непосредственно работодателем» - отмечает Омиргуль Жунуспеков.

После издается приказ и новоиспеченного специалиста принимают на работу. В этом и заключается самое главное назначение дуального обучения – трудоустройство выпускников.

«И наш студент после окончания колледжа идет на предприятие, которое он знает и ему не нужно будет адаптироваться к новым условиям. Трудоустройство наших студентов на производствах, где они проходили практику, составляет более 90%», - говорит Омиргуль Жунуспеков.

Начиная с 2012 по 2016 год, дуальная система в этом колледже была введена в качестве эксперимента. За три года пилотного проекта была выпущена одна партия специалистов. С 2016 года система была внедрена окончательно и уже через год будет второй выпуск. Срок обучения по дуальной программе - 3 года 10 месяцев.

Для того чтобы процесс обучения был качественным и беспрерывным, в колледже строго следят за состоянием материально-технической базы. По словам Омиргуля Хамзиновича, благодаря полученному гранту от Всемирного банка заведение смогло усовершенствовать учебное оборудование и аудитории.

«Мы участвовали в проекте Всемирного банка по программе модернизации технического и профессионального образования. Выиграли грант в размере 380 тысяч долларов в 2013 году. Благодаря этим средствам мы купили тренажеры электровоза, электрические схемы, обновили компьютерные классы, станки учебные и производственные (токарные, сверлильные). Также наши преподаватели прошли повышение квалификации во Франции, Германии, Чехии, Беларуси и России, именно те преподаватели, которые работали по дуальной системе. Отправляем сотрудников колледжа и в учебный центр КТЖ, где есть такое передовое оборудование, которому даже завидуют российские коллеги. На сегодняшний день колледж располагает двумя учебными корпусами и двумя общежитиями. У нас есть учебный полигон по стрелочному переводу, где изучается строение железнодорожного полтона, рельсов и т.д. У нас есть такой предмет «Общий курс железной дороги» и все студенты на уроках по этой дисциплине могут проводить практические занятия на этом полигоне» - добавляет Омиргуль Жунуспеков.

Дуальное обучение предусматривает минимум 60% практики и 40% теории. Но практическую составляющую можно довести и до 80% если студенты обучаются после 11 класса, отмечает руководство колледжа. При этом все учебные программы обязательно согласовываются с компаниями-партнерами, где студенты в дальнейшем и будут получать практические навыки. Эти компании к тому же вносят свои предложения в учебный процесс, что позволяет преподавателям быть в курсе последних технологических изменений в стране и мире.

Чингиз Майсеит
Поделитесь: