Свыше одного миллиона казахстанцев получают социальные выплаты

24 Марта 2023, 16:31 1523

Система обязательного социального страхования вот уже на протяжении 18 лет дает возможность работающим гражданам получать дополнительную социальную поддержку из Государственного фонда социального страхования. В беседе с корреспондентом ИА El.kz, генеральный директор Фонда Нурсулу Мырзагельдиевна Кемел рассказала об основных преимуществах этой системы.

- Какие этапы развития социальной защиты в Казахстане Вы выделите особенно?

- За годы независимости нашей страны была сформирована многоуровневая модель системы социального обеспечения, соответствующая принципам рыночной экономики, предусматривающая распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником.

С 2005 года важным этапом развития социальной защиты стало введение системы обязательного социального страхования. В результате её внедрения, работники, за которых работодатели уплачивают социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования, защищены системой при наступлении социальных рисков. 

На первом этапе выплаты из Фонда осуществлялись по трем социальным рискам: на случаи утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы. А с 2008 года были введены еще две социальные выплаты по материнству и детству. 

За 18 лет деятельности Фонда отмечен рост получателей и сумм социальных выплат. Так, если сравнивать с 2008 годом, численность получателей социальных выплат по всем социальным рискам увеличилась в 3,6 раза и превысила 1 млн человек. Сумма выплат за этот же период выросла почти в 15 раз. В связи с созреванием системы данный показатель будет продолжать расти. 

- Насколько существенно преимущество работающего населения, охваченного системой обязательного социального страхования, по сравнению с теми, кто не работает или работает неофициально?

- Сегодня в Казахстане система социальной поддержки лиц с инвалидностью, представлена 6 видами пособий из бюджета и социальной выплатой из Фонда, обеспечением техническими средствами реабилитации, страховой медицинской помощью за счет государства, социальной реабилитацией и т.д. По итогам 2022 года дополнительно к бюджетным пособиям социальные выплаты по утрате трудоспособности из Фонда получили более 97 тыс. чел. на общую сумму 31 млрд.тенге. При этом, законодательно им разрешено в период получения выплаты по возможности работать. На сегодня порядка 65% получателей продолжают трудовую деятельность. Аналогичную поддержку из двух уровней получают семьи, потерявшие кормильца, при условии, если он работал за последние 2 года. По итогам 2022 года более 61 тыс. семей получили социальные выплаты из Фонда на общую сумму 21 млрд.тенге. 

Хочу особенно подчеркнуть, что данные выплаты являются долгосрочными и в целях обеспечения покупательской способности их размеры ежегодно повышаются. 

Кроме того, с 1 января 2020 года в целях повышения привлекательности участия в системе страхования, были пересмотрены параметры долгосрочных выплат по принципу «чем больше стаж участия в системе, тем больше размер выплаты». Это позволило повысить размер социальных выплат более чем на 50% в среднем. 

Особое внимание в нашей стране также уделяется социальной поддержке семей с детьми, которая включает 8 видов государственных пособий и социальных выплат по материнству и детству из Фонда, а также различные льготы для многодетных матерей и малообеспеченных семей. 

При рождении ребенка один из родителей, независимо от осуществления трудовой деятельности, получает государственное пособие на рождение ребенка  из бюджета, размер которого составляет на первого, второго, третьего ребенка – 38 МРП, а на четвертого и более ребенка 63 МРП. Вместе с тем, неработающие мамы получают ежемесячные государственные пособия по уходу за ребенком до полутора лет из бюджета, размер которого зависит от очередности рожденного ребенка. 

Что касается работающих женщин, то в целях защиты их интересов в Казахстане с 2008 года введено социальное страхование материнства и детства.

После оформления отпуска, будущая мама обращается за социальной выплатой на случай потери дохода в связи с беременностью и родами. В 2022 году эту выплату получили более 251 тысяч женщин на сумму 198 млрд тенге. 
После рождения ребенка один из родителей, осуществляющий уход за ребенком, может обратиться за социальной выплатой  на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком  до полутора лет.
 
В рамках реализации Послания Главы государства увеличена продолжительность осуществления социальной выплаты по уходу за ребенком с 1 года до 1,5 лет. В прошлом году такая выплата из Фонда была назначена 323 тысячам человек. Всего из Фонда на указанную выплату было направлено 172 млрд тенге. 

Таким образом, благодаря участию в системе обязательного социального страхования выплаты у работающих граждан выше, чем у неработающих.

- В наше время цифровизации никто не захочет тратить время на очереди и сбор документов. Решен ли этот вопрос для получателей социальных выплат? 

- Развитие цифровизации социальной сферы – это важное и перспективное направление. В настоящее время наблюдается колоссальное продвижение бизнес-процессов оказания социальной поддержки. 

Если раньше человек должен был собирать как минимум 7-8 документов, копировать их, отстаивать очереди, то сегодня все это максимально автоматизировано и оптимизировано. Практически все необходимые сведения запрашиваются из информационных систем. 
Для удобства за назначением социальных выплат из Фонда можно обращаться как традиционно через Центры обслуживания населения, так и электронно, не выходя из дома. 

Актуальными направлениями развития электронных услуг стали композитный и проактивный форматы. В своей деятельности мы уже внедрили композитный формат оказания услуг по назначению социальных выплат на случай утраты трудоспособности и потери работы. Такой формат предполагает, что гражданину после установления инвалидности или регистрации в качестве безработного нет необходимости отдельно обращаться за выплатами. Все оформляется сразу либо в подразделении медико-социальной экспертизы либо в Центре занятости населения. 

Проактивный формат оказания услуг предусматривает оказание услуги, без обращения заявителя. В этом случае государство идет навстречу человеку путем запроса sms-подтверждения о согласии на получение социальной  выплаты при наступлении социального риска. Сам процесс наличия права на выплату и формирования подтверждающих сведений достигается путем обмена данными между информационными системами. К примеру, сразу после рождения ребенка женщине приходит sms-сообщение, позволяющее в автоматическом режиме назначить соответствующие выплаты при положительном ответе. 

Это услуга также доступна через портал электронного правительства, мобильные приложения некоторых банков второго уровня. 
Все эти меры позволили увеличить долю оказания электронных услуг до 49% от общего объема. В перспективе мы ставим цель довести этот показатель до максимума. 

- Что нового ждать от системы страхования в ближайшее время и какие цели и планы Вы ставите на перспективу? 

- По поручению Главы государства в пилотном режиме начато внедрение Цифровой карты семьи.

По сути ЦКС это: 
- ежедневный «электронный уведомитель» граждан о их правах на получение того или иного вида гарантированной господдержки, в зависимости от их социального статуса; 
- еще один новый инструмент проактивного формата оказания государством услуг. 

То есть, государство через информационную систему предлагает гражданину получить тот или иной вид господдержки, без необходимости обращения в соответствующие органы. При установлении права на получение мер государственной поддержки, потенциальному получателю направляется СМС-уведомление для получения согласия на оказание государственной услуги. После получения согласия - осуществляется назначение социального пособия, выплат или иных видов господдержки с последующим зачислением на банковский счет получателя.
  
В настоящее время наиболее востребованной услугой, оказываемой в рамках ЦКС, является социальная выплата на случай потери работы из Фонда. С сентября прошлого года указанную выплату в рамках ЦКС получили порядка 15 тыс. человек.

Таким образом, для удобства граждан, мы ставим цель развивать оказание услуг в проактивном формате.

- Благодарим Вас за интервью и желаем дальнейших успехов в Вашей деятельности!

Алтынай Искакова
Поделитесь: