Страницы истории: Как зарождались казахстанско-российские отношения

27 Ноября 2017, 11:05 6072

Есть такой афоризм, то ли в шутку, то ли всерьез. Как кому захочется, тот так и понимает

Есть такой афоризм, то ли в шутку, то ли всерьез. Как кому захочется, тот так и понимает. Звучит так: дружба — это промежуток времени между знакомством и враждой. Имеются в виду отношения, складывающиеся между отдельными людьми, так сказать, физическими лицами. Но эта мудрость веков распространяется и на отношения между государствами.

Трудно сказать, насколько она справедлива. Однако из каждого правила есть исключения. Казахи знакомы со своими соседями с древнейших времен. Не только вражды, но и малейшего намека на нее никогда у них не возникало. И не предвидится. Правы евразийцы — в самой природе Великой Степи заложено миролюбие и добрососедство.

Россия, самая большая республика в составе СССР, признала государственную независимость Казахстана 17 декабря 1991 года. Она была второй после Украины, которая признала суверенный Казахстан днем раньше — 16 декабря, одновременно с Турцией.

Казахстан и Россия установили между собой дипломатические отношения 22 октября 1992 года. Зато Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи они заключили 25 мая 1992 года — раньше, чем с другими странами СНГ. Это был первый межгосударственный договор, который президент России Борис Ельцин подписал на постсоветском пространстве.

Отношения Казахстана и России отличаются стратегическим партнерством и добрососедством. Коренными жителями Казахстана являются около 4 миллионов этнических русских. Они составляют самую крупную диаспору в Казахстане.

В России тоже есть казахская диаспора. Правда, ее численность вчетверо меньше — около миллиона человек. Но она — одна из крупнейших казахских диаспор в странах СНГ. Как и русские в Казахстане, казахи являются коренными жителями России. Кстати, нынешний российский город Оренбург когда-то был столицей Казахской Автономной Советской Социалистической Республики (Казахской АССР). По-казахски он назывался Орынбор.

Cуществует уникальный документ, подписанный в 1998 году в Москве Нурсултаном Абишевичем и тогдашним российским президентом Борисом Ельциным. Название документа, возможно, единственное в своем роде: Декларация «О вечной дружбе и союзничестве, ориентированное в XXI столетие».

«О вечной дружбе...» Лучше не скажешь. Недаром международные наблюдатели ООН отношения Казахстана с Россией относят к числу беспроблемных. Это высокая и заслуженная оценка. Она не меняется вот уже два с половиной десятилетия. В России ныне другой президент — Владимир Путин, но отношения — прежние.

Кроме России, ближайшими соседями Казахстана в Советском Союзе были, а ныне, в СНГ, являются три сопредельные страны Центрально-Азиатского региона. Это Киргизия, Узбекистан и Туркмения.

Дипломатические отношения с Киргизией Казахстан установил 15 октября 1992 года. Ныне Республика Казахстан является третьим по значимости, после России и Китая, торговым партнером Киргизии. Нурсултан Абишевич большое внимание уделяет инвестированию крупных вложений в экономику соседней республики. Сейчас там более 50 совместных предприятий с участием казахстанского капитала.

В ноябре 1992 года Казахстан установил дипломатические связи с Узбекистаном — одной из крупнейших стран в Центральной Азии. В Узбекистане — первая по численности в СНГ и вторая в мире после Китая казахская диаспора.

Одно время в отношениях между Астаной и Ташкентом возникали некоторые приграничные споры, но они решались путем мирных переговоров. 27 августа 1992 года были установлены дипотношения Казахстана с Туркменией. Между ними тоже нет никаких противоречий, даже в вопросах внешней политики. Нурсултан Абишевич, и об этом будет рассказано в следующем разделе, активно участвует во всех международных инициативах, часто сам выдвигает их мировому сообществу. Руководство Туркмении предпочитает придерживаться принципа нейтралитета. Нурсултан Абишевич уважает и эту точку зрения.

Позже всех на постсоветском пространстве в 1993 году — были установлены дипломатические отношения с Таджикистаном. На то имелись объективные причины, вызванные осложнившейся в то время обстановкой в Душанбе.

Такова краткая хронология установления двусторонних дипломатических связей независимого Казахстана с бывшими советскими республиками, тоже ставшими суверенными. Лесть ли многосторонние связи?

Есть, и немало. О некоторых речь уже шла в предыдущих разделах и главах. Живут и другие, появившиеся в первые годы, а некоторые даже и месяцы, образования СНГ. Эти структуры создавались либо по инициативе Казахстана, либо им вместе с Россией, которая по-прежнему играет большую интегрирующую роль на постсоветском пространстве.

ЕАЭС, Таможенный союз — структуры экономические. Что касается политических, то их отсутствие объясняется тем, что каждая страна — участница СНГ вольна в выборе своего внутреннего и внешнеполитического курса. На то они и суверенные государства.

Но есть вопросы, которые выходят за рамки только экономики и являются общими для всех стран Содружества. Это прежде всего национальная безопасность. Ее роль в современном мире, когда международная обстановка обострилась, чрезвычайно велика, и об этом всякий раз напоминает Нурсултан Абишевич:

— Где не обеспечена национальная безопасность, там нет и государственной власти.

Национальную безопасность сегодня можно отнести и к экономической, и к политической, и к оборонной сферам. Речь идет об Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), подписанном в мае 1992 года в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Первоначальное его название было без первой буквы «О» (ДКБ). В следующем году к этому договору, рассчитанному на пять лет, присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия.

Договор был ратифицирован парламентами этих стран в 1994 году. А в 1995-м члены ДКБ приняли «Концепцию коллективной безопасности государств — участников ДКБ» и подписали соглашение о создании Объединенной системы противовоздушной обороны.

Пятилетний срок действия Договора заканчивался в 1999 году. Поскольку ОДКБ формировался на добровольных началах и каждая страна имела право выхода по собственному усмотрению, Азербайджан, Грузия и Узбекистан не стали продлевать свое членство на новый пятилетний срок. В 2006 году Узбекистан вернулся в ОДКБ, а в 2012 году вновь покинул его ряды.

В настоящее время в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Казахстан предоставил для совместных учений расположенный на его территории военный полигон Матыбулак. В рамках Организации проводятся командно-штабные и полевые учения «Боевое содружество», «Южный щит Содружества», «Юг-Антитеррор».

ОДКБ стала влиятельной международной структурой — получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. В связи с обострившейся в мире обстановкой, возникшей угрозой терроризма, в ОДКБ созданы Коллективные силы бы строго развертывания Центрально-Азиатского региона. Они состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены по одному батальону. Авиационная составляющая — самолеты и вертолеты — находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

Их задача — отражение военной агрессии, проведение спецопераций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

На состоявшемся в октябре 2016 года в Ереване саммите ОДКБ главы входящих в нее государств отметили расширение новых угроз с Запада. Среди них — одностороннее развертывание системы противоракетной обороны (ПРО), продвижение концепции глобального удара, организация «цветных революций» и ряд других.

Президенты подписали выработанную ими стратегию развития ОДКБ до 2025 года. В зарубежных СМИ время от времени появляются публикации, в которых ОДКБ называют новой Организацией Варшавского Договора, которая в советское время объединяла вооруженные силы СССР и стран социалистического содружества.

Это не так. Организация Варшавского Договора была военным блоком, а ОДКБ таковым не является. ОДКБ — это региональная международная организация. Ее цель — укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

ОДКБ не собирается и конкурировать с НАТО. Занимается исключительно безопасностью своих стран и не вмешивается в дела других.

Дария Мади
Поделитесь: