Страйкбол, как мирная подготовка патриотов и военного резерва

29 Ноября 2017, 19:35 12546

Поколение, выросшее на компьютерных войнах, повзрослело

Мужские фигуры в камуфляже и касках, за спиной автомат Калашникова, а вокруг раздаются выстрелы. Где-то за Экибастузом у полуразрушенных двухэтажных зданий развернулись боевые действия. Но пули не настоящие – это шарики калибром шесть миллиметров. А группа парней – не военные и не террористы. Это любители военно-спортивной игры страйкбол.

Так вышло, что оковы повседневности для участников экибастузской страйкбольной команды «Гроза» стали однажды невыносимы. Поколение, выросшее на компьютерных войнах, повзрослело. Одним захотелось живого общения, другим – отдохнуть от насущных проблем. Так или иначе, но они объединились, чтобы развивать в городе новую кузницу патриотов, способных в нужный момент поддержать Родину и выступить в защиту своих семей, как когда-то сделали их деды и прадеды.

22-летний экибастузец Данил Смолев - заместитель командира СК «Гроза». Несмотря на юный возраст для звания, парень его заслужил. История Данила началась пять лет назад. Как и многие активные подростки, он искал выхода для бурной фантазии и неуемной энергии. Футбол и баскетбол казались приевшимися и не интересными. Тогда он обратил внимание на новое веяние – хардбол. 

Для справки: «Дословно с английского слово переводится как жесткий шар. Это военно-спортивная игра. Процесс во многом похож на страйкбол. Организовывается условно-боевое столкновение двух или более команд, которые во время боя используют для поражения игроков противника пневматическое оружие. Вот только пули тут не пластиковые, а стальные или свинцовые, потому и защита нужна дороже, мощнее и тяжелее».

Однако 17-летний Данил стремился к общению с людьми, которые имеют общий интерес. В Экибастузе единомышленников он не нашел. А вот страйкболистов заметил в Павлодаре. Родители восприняли новое увлечение сына положительно. Только зарабатывать на экипировку и необходимую атрибутику предложили парню самому. И стимул сработал. Данил учился в колледже и параллельно устроился на работу. В тот же период умер его отец. Мечты об армии пришлось оставить. С того момента у него появились цели важнее - помочь маме воспитать и вырастить младшего брата. И все же одно другому не помешало.

Интерес к военному делу есть, наверное, едва ли не в каждом мальчишке вне зависимости от его возраста. Если раньше это проявлялось в игре казаки-разбойники, то теперь через компьютерные битвы в Counter-Strike или реальные сражения в страйкболе. Не избежал этого нового веяния и Данил. 

Объединение «Грозы»

Среди павлодарских страйкболистов Данил осознал, что выбор сделал верный. Создал сообщества в соцсетях и потихоньку нашел четырех единомышленников в Экибастузе. Они приобрели военную форму, так называемые привода в виде автоматов и пистолетов, а потом стали ездить на игры в Павлодар. 

Во время одной из игр в 2015 году Данилу рассказали, что в Экибастузе появилась новая группа друзей со своим командиром Игорем Сторчаком. Парни взрослые, активно тренируются и уже выезжали на соревнования. Ребята связались через Интернет. Решили встретиться, чтобы в реальности оценить свои возможности сразу в игре и понять, о чем дальше говорить. 

«Мы выехали за город на заброшенную стройку, разделились на команды и опробовали свои тактики в действии. Так мы за одну игру объединились в команду «Гроза» и решили развивать это хобби в нашем городе вместе. В тот же год мы побывали в Павлодаре и в Степногорске на большой игре. Зарегистрировались, прочитали правила, сбросились и поехали. Мы увидели там и девушек, и детей, которых в хорошей экипировке привезли родители. Мы поняли, что страйкбол развивается в Казахстане, и это здорово», - рассказывает Данил Смолев.

Гласные и негласные правила

В соревнованиях участвовать могут только лица достигшие 18 лет. Такой подход Данил объясняет тем, что в этом возрасте человек становится более осознанным, меньше нарушает установленные правила и значительно легче определить его адекватность. Страйкбол хоть и игра, а травмировать человека можно и обычными пульками.

На сборах запрещено употреблять алкоголь, снять с соревнований могут и за утренний запах перегара. А после и вовсе организаторы могут не позвать на большие игры. Т.е. репутацию каждая команда зарабатывает свою.

«Описание правил есть в каждом регионе. Но имеются и общие. Хотя наше негласное джентельменское соглашение в гостях приходится обсуждать. К примеру, ты застал противника со спины. Говоришь ему без выстрелов, что ты его убил. Он соглашается и уходит с поля боя. Это делается не для экономии средств, а для безопасности. С близкого расстояния пули ощутимы, могут остаться синяки или более серьезные травмы. Между собой мы это даже проговаривали, а приехали на место, понимаем, что тут свои законы и нужно стрелять», - рассказывает Данил.

По традиции игра проводится только на механических магазинах к приводам. Вот только в отличие от россиян у казахстанцев скорость вылета пластиковых шариков немного меньше. В России вооружение имеет ограничение 150 м/с 0,2 шаром, в РК – 130 м/с. Для совместных мероприятий организаторам приходится договариваться и устанавливать ограничения, чтобы уровнять силы. 

«Привода со скоростью шара более 130 м/с в зданиях могут использоваться только в режиме одиночного огня. Пулеметы и снайперские винтовки в зданиях к использованию запрещены, кроме использования по силе противника находящейся вне зданий на не травмоопасном расстоянии», - говорится на одном из форумов страйкболистов. 

Пользуются игроки самым разнообразным оружием – пистолеты, автоматы, штурмовые винтовки, дробовики, пулеметы, снайперские винтовки. И на первый взгляд все выглядит реалистично, но на самом деле все совсем не так.

«Мы называем свое оружие привода из-за механизма, который приводит в действие всю систему оружия. Если по-простому, механизм состоит из мотора, шестерни, поршня и цилиндра. Т.е. мотор крутится, шестерни натягивают поршень, там, естественно, пружина, чтобы поршень прошелся по цилиндру и дал давление – воздушный поток. И потом шарик летит. Это все условно, конечно, но дает представление о процессе. А форма может быть самой разной и даже выдуманной – из компьютерных игр. Всего три вида вооружения у нас - электрическое, газовое или спринговое», - рассказывает Данил.

Цена вопроса

Быть страйкболистом – удовольствие не из дешевых. Только хороший привод стоит от 100 тысяч тенге и выше. Покупают его, как правило, либо в России, либо в Китае. А еще нужно приобрести спецодежду (в идеале с особо прочной нитью), крепкую обувь, способную выдержать нагрузки и сберечь голеностоп от травмы на пересеченной местности, а также очки и каску. Все это не станет абсолютной защитой от всех случаев на игре, но от многих ушибов убережет.

«Вообще можно уложиться в 50 тысяч тенге. В сумму войдет привод, форма, защитная экипировка, обувь, шарики, аккумулятор, пока не выйдет из строя. Это все б/у рынок и китайские материалы, как правило, не особо прочные. А вообще новый привод – от 100 тысяч тенге и выше. В России это фактически ручная работа. Не менее 25 тысяч рублей. Собирают профессиональные фирмы. А недавно концерн Калашникова взбудоражил рынок, заявив о планах выпустить свои привода для страйкбола и запретив использовать их бренд во время продажи другим участникам рынка. Много китайского, много кустарного производства продается в Сети под маркой автомата Калашникова. Если это не пустой звук, то, возможно, мы вскоре получим что-то заводское, особенное, фирменное», - делится опытом Данил.

Карагандинские полигоны

В 2016 году экибастузская «Гроза» побывала на крупной игре, которую организовали на территории бывшего рабочего поселка Карагандинского завода резинотехнических изделий. Полигон «Сарань» привлекает страйкболистов заброшенными многоэтажками. Соревнования проводились совестно с администрацией города. На месте присутствовали сотрудники МЧС, бригады скорой помощи и полицейские. Масштаб развернувшегося лагеря любителей военно-тактических игр впечатлил экибастузскую команду. Но еще внушительнее оказались игры 2017 года.

Благодаря поддержке Военно-технической школы Министерства обороны РК экибастузские парни, как и многие участники стайкбола, смогли оседлать внушительную технику - гусеничную бронемашину. Для многих это был уникальный опыт соревнований с такой техникой. Хоть и не боевая, выстрелов не делает, а скорее используется для тягача и перебазирования мотострелковых подразделений, впечатлений молодым умам хватило, скорее всего на целый год – до следующего сезона.

«Мы общались с военными. Мы для них серьезно не выглядим. И физическая форма не та, и привода – игрушки. Но во время разговора они нам дали понять, что и мы их резерв. Да, хуже подготовлены, чем нынешние контрактники, но, как минимум, мы мысленно готовы, чтобы встать на защиту Родины. Где-то тактические моменты отрабатываем. Есть вероятность, что первыми не погибнем. Наш командир Игорь Сторчак служил. Мы доверяем ему, его взгляду на игру и воспитательные процессы. А без этого команды нет. Иначе все развалиться. Дисциплина нужна в мужском коллективе», - рассуждает Данил.

Патриотизм без фанатизма

Основы общевойскового боя в СССР должен был знать не только каждый военнослужащий, но и каждый военнообязанный. Эти знания и навыки преподавались как залог будущей жизни солдата в случае нападения врага. Тогда память о Великой Отечественной войне была сильнее и болезненнее, чем сейчас. Но у мальчишек еще что-то осталось, видимо, на уровне подсознания.

Страйкбол оттачивает умения пользоваться оружием, знания тактико-специальной и огневой подготовки, дает некую основу для дальнейшего интереса стать военно-эрудированным человеком. Но это, конечно, не замена и не альтернатива для службы в армии. Точнее это база для взращивания патриотов по-новому, хотя методы эти известны еще из советских времен.

«Мне бы хотелось побывать, как минимум, в России, а вообще – увидеть вживую европейские игры и американские сборы. У них страйкбол более развит, но и сложнее все – регулируются соревнования на законодательном уровне. За рубежом это коммерция, большие деньги туда вкладывают. Там построены отдельные полигоны и со стороны это очень зрелищно. Хоть бы раз на это посмотреть я бы хотел. Ждать, что однажды у нас будет что-то подобное, не вижу смысла. Хоть в Европе и Америке военно-спортивные игры гораздо раньше начали развиваться, у нас народ на подъем тяжелее. Все новое воспринимают со скрипом. «Что вы бегаете? Зачем стреляете?» А я с таким же недоумением смотрю на них и думаю, а зачем вы тратитесь на бары и ночные клубы, на выпивку и разгул? Все субъективно. У каждого свой страйкбол», - резюмировал Данил.

В «Грозе» Данил один из самых молодых участников. Но уважают его и ценят здесь, как равного. А звание заместителя командира ему дали за глубокое понимание процессов, жаркое желание развиваться, за исполнительность и верность слову, что нынче большая редкость и среди зрелых мужей.

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: