Стоимость электроэнергии от АЭС будет дешевле ВИЭ - глава Минэнерго

3 Сентября, 14:50 771

Кроме того, строительство станции может дать импульс атомной отрасли и создать новые рабочие места

На текущей неделе вторая часть заседания Правительства Казахстана была посвящена вопросу возможного строительства атомной станции. Члены Кабмина проголосовали за проект постановления, который позволит инициировать проведение республиканского референдума по вопросу строительства АЭС в Казахстане и внесении проекта указа «О проведении республиканского референдума» на рассмотрение Президента РК, Касым-Жомарта Токаева, сообщает ИА El.kz.

Как отметил на пресс-конференции по итогам заседания правительства министр энергетики Алмасадам Саткалиев, в случае принятия положительного решения о строительстве, в среднем строительство атомной станции занимает порядка десяти лет.

«3-4 до 7 лет идет проектирование, привязка. Современные технологии позволяют в более короткие сроки построить, но в целом где-то от 5 до 8 лет идет строительство атомной станции. Те цены, которые мы зафиксируем сейчас при строительстве атомной станции, поверьте мне, через 10 лет это будут самые дешевые цены на электроэнергию. Потому что к тому времени уже изменятся тренды, изменится спрос, уже больше в корзине будет возобновляемых источников, которые будут вести только к удорожанию электрической энергии. И эта электроэнергия будет дешевле для казахстанцев», - подчеркнул он, отвечая на вопросы журналистов о тарифах, которые будут на счетах казахстанцев после строительства станции.

Чиновники обещают, что более детальные расчеты они будут делать тогда, когда будет проведен референдум. Но пока глава Минэнерго убежден, что они точно будут ниже цен, которые сегодня Казахстан вынужден платить в часы пиковой нагрузки, покупая электроэнергию у соседних стран.

«Меня журналисты спрашивали, почему мы не развиваем ВИЭ. Если бы мы полностью дефицит пэлектроэнергии окрыли ВИЭ, то казахстанцы платили бы в три раза дороже за электроэнергию. И причем несколько часов в день сидели бы без электроэнергии. То есть это в тот момент, когда нет солнца и ветра. Если мы не будем развивать атомную энергетику, то у нас не будет работать промышленность, не будут создаваться рабочие места. Вот эти 8 гигаватт новых мощностей, которые будут сопровождаться рабочими местами, улучшением качества жизни, созданием новых технологий, IT, высокоточного машиностроения, приборостроения. То есть речь идет не только о кармане граждан, но и экономике в целом», - убежден глава Минэнерго.

По его словам, в настоящее время стоимость атомной энергетики сравнима или даже дешевле, чем некоторые возобновляемые источники энергии.

Не будет ли препятствием сейсмичность региона

Министр энергетики прокомментировал вопрос, почему выбор экспертов пал на поселок Улкен Алматинской области, рисковый с точки зрения сейсмичности.

«Вы знаете, площадка под атомную станцию в районе озера Балхаш была определена еще в советское время как наиболее подходящая для строительства атомной станции. Принимались во внимание все факторы, сейсмика, но уникальность данной площадки в районе озера Балхаш обусловлена именно развитием экономики. То есть именно топография электрических сетей, высоковольтных, наличие центра нагрузки на юге Казахстана», - уточнил министр.

Он напомнил, что Казахстан электроэнергию передает из севера на юг на расстояние более тысячи километров, производя соответствующие потери. Параллельно с решением этой проблемы строительство в районе Балхаша позволит стабилизировать работу дефицитного карагандинского энергоузла.

«Что касается вашего вопроса по сейсмике, современные технологии уникальны в части применения систем физической, технической, любой ядерной безопасности, экологической безопасности. То есть при стадии проектирования, безусловно, дополнительно будут произведены технологические, геологические исследования в части выбора оптимального решения, и сейсмика не будет являться именно для этого участка существенной проблемой за счет применяемых технологических инноваций», - подчеркнул министр.

В свою очередь, физик-ядерщик, генеральный директор Национального ядерного центра Эрлан Батырбеков пояснил, что современные атомные электростанции – это абсолютно безопасные на сегодняшний день источники электроэнергии. Существует 4 поколения атомных электростанций, и главной задачей первого поколения была показать принципиальную возможность преобразования атомной энергии в электрическую.

Второе поколение – это уже реакторы, которые были нацелены на увеличение эффективности такого преобразования.

«Понятно, что и у первого, и у второго поколения системы безопасности оставляли желать лучшего, и когда случились аварии, в 1979 году на АЭС Три-Майл-Айленд (США), и далее на Фукусиме, естественно, все научное сообщество атомной отрасли задумалось и поставило во главу угла вопросы безопасности. Были проанализированы все прошедшие инциденты и ядерные аварии, и сделаны определенные выводы и рекомендации, на основании которых была проведена глубокая модернизация существующих атомных электростанций, и внесены большие, существенные изменения в проекты будущих. Так появились реакторы 3+. Это то поколение реакторов, которые на сегодняшний день рекомендуют строительству на территории Республики Казахстан», - уточнил академик.

Как пояснил министр энергетики, современные станции, которые предлагают все вендоры, обладают технологиями, в которых нет прямого соприкосновения с окружающей средой радиационного материала. Даже вода используется только на охлаждение.

«Это конденсат второго контура, без прямого соприкосновения с водоемами. Используя так называемые пруды-охладители, которые только пополняются за счет ресурсов озера. Причем в минимальных количествах, сравнимо с потреблением обычной угольной станции. Как правило, экологический фон в районе этой станции является нейтральным, не фиксируется никаких выбросов повышения радиационного фона, отсутствуют выбросы углекислого газа. При этом пруды охладители используются даже для разведения рыб в мировой практике. До 10 пород рыб разводятся. На некоторых из таких прудах-охладителях даже международные соревнования проводятся по рыболовству. Поэтому есть даже позитивные факторы», - пояснил Алмасадам Саткалиев.

По его словам, в Индии при строительстве атомной станции в районе АЭС увеличилась популяция креветок, это научно доказанный факт.

«Если на референдуме будет принято решение и если будет выбран вендор, соответствующий всем критериям общества, то он должен будет разработать ТЭО, которое должно будет пройти экологическую экспертизу по казахстанскому законодательству и пройти общественные слушания. В любом случае общественность получит полную возможность получить все необходимые вопросы непосредственно от разработчиков и от правительства», - подчеркнул министр.

В Казахстане будет подготовлено 5 тыс специалистов для атомной отрасли

В Минэнерго убеждены, что в стране есть кадры не столько для эксплуатации станции, но и в целом для развития отрасли.

«У нас есть кадры, которые получили опыт строительства ядерных объектов зарубежом, они работают на строительстве станции Аккую (Турция). У нас есть кадры по производству оборудования для атомной промышленности. Открыты программы «Ядерная физика и технологии» в ведущих университетах. Это Национальный университет Аль-Фараби, это университет имени Гумилева, это Восточно-Казахстанский, другие вузы. В Алматы открыт филиал Московского физико-технологического университета, где-то порядка 250 студентов ежегодно готовят по этим специальностям. То есть мы считаем, что это будет развиваться, будут открыты соответствующие профильные колледжи, университеты, которые обеспечат кадрами нашу ядерную индустрию», - уточнил министр энергетики.

На вопрос, будут ли при этом привлекаться зарубежные специалисты, глава Минэнерго ответил, опираясь на примеры других стран.

«Условно говоря, в Турции генеральным подрядчиком является турецкая компания. Для различных элементов, то есть для строительства, для ядерного острова. Предположим, в Египте достаточно большой объем выполнялся корейскими специалистами, которые получили опыт строительства атомных станций в Арабских Эмиратах», - отметил он.

Глава министерства подчеркнул, что есть квалифицированные работы, для которых необходимо привлечение квалифицированных специалистов, а есть так называемые общестроительные работы.

«То есть те работы, которые могут быть выполнены казахстанскими компаниями, в первую очередь будут выполняться казахстанскими компаниями. Вопросы казахстанского содержания являются сейчас базовым инструментом развития экономики и являются одним из основных приоритетов правительства. То есть все, что производится в Казахстане, все рабочие ресурсы, которые максимально могут быть использованы в Казахстане, сервисные компании и другие услуги будут максимально за счет казахстанских производителей товаров и услуг осуществляться при строительстве данной станции, но при условии положительного решения на референдуме», - подытожил глава ведомства.

Министр поделился своим собственным мнением, что позиция по строительству атомной станции – это индикатор как минимум по трем параметрам человеческого измерения. Первое – это тест на интеллект.

«То есть не надо больших глубоких знаний, чтобы понять, насколько глубоко сейчас развиты технологии, насколько они безопасны, насколько они нужны для нашей страны, для следующих переделов, для развития экономики, науки, для того, чтобы страна вышла в другой цивилизационный уровень развития по многим параметрам надежности.

То есть, или нежелание понять вот этого всего», - считает Алмасадам Майданович.

Второй фактор – это тест на патриотичность, так как строительство станции позволит развивать Казахстан.

«Ее развивают все развитые страны, ну, может быть, за исключением Германии, которая намеренно отказалась от развития атомной генерации в силу в том числе политических причин, и сейчас она вынуждена покупать электроэнергию от угольных и атомных станций других европейских стран. И третий тест, в моем понимании, это тест на порядочность. Мы сейчас знаем, что активно работают противники развития современного Казахстана, противники его развития индустриального, которые блокируют его развитие путем работы, в том числе со средствами массовой информации, с независимыми блогерами, как бы стимулируя негативные эмоциональные выбросы, направленные против развития Казахстана.

Какая страна будет поставщиком оборудования для станции

В случае, если народ Казахстана в ходе референдума проголосует за строительство АЭС, будут проанализированы предложения всех потенциальных участников конкурса на выбор вендора для станции. Это представители Франции, и Кореи, и Китая, и Росатома (России).

«Я уже неоднократно говорил, что параллельно комиссия рассматривает предложения о строительстве малых модульных реакторов. То есть там идут американские технологии с ведущим международным вендором», - отметил Алмасадам Саткалиев.

В настоящее время есть различные страны, которые предоставляют услуги по обогащению урана.

«Со всеми у нас есть договор, мы можем диверсифицировать наши услуги. И мы прорабатываем работу по конверсии, обогащению. Мы уже начали консультации с ведущими мировыми компаниями, то есть это США, Франция, Китай, другие страны. Сейчас пока мы в стадии проработки, то есть это достаточно дорогостоящие технологии, но соответствующие решения, я думаю, на определенном этапе будут приняты», - пояснил министр.

В случае строительства станции наша страна не откажется от угля, но использование этого ресурса будет значительно сокращено, что согласуется с международной повесткой по снижению углеродной нейтральностью.

«Действительно, мы не сможем отказаться от угля в Казахстане полностью. И мы говорим о снижении доли угля в энергетическом балансе. То есть сейчас это до 70%. То есть к 2035 году это будет уже менее 30% доли угля. И те выбросы, которые будут осуществляться угольными станциями, будут максимально утилизированы. То есть параллельно мы будем огромную работу вести по снижению выбросов твердых, то есть это золошлаковых отходов, путем установки самых современных фильтров. Будут полностью утилизированы выбросы серы, азота», - уточнил Алмасадам Саткалиев.

Министерством предварительно начинается работа по так называемым системам улавливания и хранения углекислого газа. Действующие станции будут переоборудованы, для этого уже создана правовая база и принят соответствующий закон.

«Мы говорим на наилучших доступных технологиях так называемых, когда будут применяться самые современные стандарты по выбросам. Но доля угольной генерации будет сохраняться в энергобалансе достаточно долгое время», - подчеркнул министр.

Читайте также:

Карлыгаш Бектасова
Поделитесь: