Когда выдающиеся французский сказочник эпохи борокко Шарль Перро создавал «Золушку» он и представить себе не мог что спустя столетия на его произведение будут сняты фильмы, и поставлены многочисленные оперные и балетные спектакли. Однако по истечении веков, сказочная история про хрустальную туфельку и бедную падчерицу по-прежнему остается актуальной у зрителя. Театр «Астана Опера» в очередной раз решил удивить зрителя новым прочтением классики, и показал совершенно другую «Золушку», передает El.kz.
Из истории балета
История балета «Золушка» началась в военные годы. Музыка была создана русским композитором Сергеем Прокофьевым еще в период с 1940 по 1944 годы. При этом сама постановка спектакля на сцене большого театра состоялась сразу после войны в 1945 году. Над либретто трудился известный драматург Николай Волков, автор множества балетных постановок среди которых всем известные «Спартак» и «Кавказский пленник». Хореографию к «Золушке» ставил сам Ростислав Захаров. Конечно же, не было большим удивлением, что балет получил большую известность и успех в СССР, и в последующем его ставили на самых известных сценах Европы и мира.
Другой взгляд на классику
Балет «Золушка» считается классическим шедевром не только по своей хореографии, но и по музыке, костюмам, декорациям. Музыка Прокофьева сложная и не однозначная, изобилующая разными ритмами. Поэтому ставя этот балет, любой театр сдает своего рода экзамен. Поэтому поставить «Золушку» в том самом первозданном виде, соблюдая все тонкости авторов родоначальников этого произведения – задача весьма непростая. Но времена меняются и современный оперный театр это не только классика, точнее не всегда даже классика. Теперь придерживаться оригинала во всем нет необходимости. Если зритель просит шоу, он его получает.
Более современная история балета, изобиловала новыми прочтениями. После успеха 40-х годов «Золушку» в новом виде балет ставили Маги Марен, Рудольф Нуреев, Кристоф Майо и другие. Так «Золушка» менялась от стиля борокко до бродвея.
В творческую группу, работающую над постановкой, помимо наших артистов и музыкантов, вошли иностранные специалисты. Так над хореографией работал Рймондо Ребек (Германия), за сценографию отвечала Йоко Сеяма (Япония), костюмами занимался Франсуа-Ноэль Шерпин (Франция). От театра над спектаклем работали всем известные Алтынай Асылмуратова, Абзал Мухитдин, Мадина Басбаева, Айгерим Бекетаева, Бахтияр Адамжан и другие.
По словам художественного руководителя балетной труппы «Астана Опера» Алтынай Асылмуратовой при подготовке балета она полностью доверилась подходам балетмейстера Ребека.
«Я решила прислушаться к пожеланиям Раймондо. Мы были готовы на все новые элементы. Мне нравится подход этого балетмейстера, он всегда особенный и необычный. Золушка это не простой спектакль, так как музыка достаточно сложная. И когда Раймондо рассказал, как он это видит, я понимала что нужно пробовать и смотреть, как получится. И большое спасибо сценографу Йоко, художнику по костюмам Франсуа, благодаря их работе спектакль получился очень красивым и непохожим на другие», - отметила Асылмуратова.
Казахстанскую премьеру балета «Золушка» в самом театре «Астана Опера» уже назвали мировым событием в балетном искусстве. Постановка изменилась не только внешне, но и поменялись идеи, которые были изначально заложены авторами произведения. Теперь в балете поднимается тема гендерного равенства. Так, Золушка не просто ждет свою любовь, но и мечтает стать успешным модельером, а принц занимается музыкой, по сути он диджей.
Не смотря на то что балет придерживается классической линии, временные рамки произведения – различны. Сперва зритель попадает эпоху борокко, потом сюжет разбавляется музыкальным и танцевальным стилем XX века, в плоть то современности. Так, к музыке Прокофьева добавили современные записи американских джазовых исполнителей, таких как Луи Армстронг.
Такое смешение стилей и новый подход само собой требует совершенно другой отдачи от солистов. По словам исполнительницы главной партии Золушки Мадины Басбаевой эта роль требует от артистов больше эмоциональной игры.
«Передо мной стоит задача передать образ современной девушки, которая стремится к своим целям и мечтам. И балет показывает, что женские мечты они такие же сильные как мечты мужчин, и в этом плане женщины нисколько не слабее мужчин. На мой взгляд, хореограф Раймондо Ребек проделал колоссальную работу, ведь в этой постановке каждое движение продуманно до деталей. И я думаю, что он гениален!», - описывает свои эмоции прима-балерина театра.
Как отметили в театре, несмотря на современные вставки, традиции романтического сказочного спектакля будут сохранены. Это касается как музыки, так и хореографии.