Сколько зарабатывают киберспортсмены в Казахстане

3 Августа 2022, 18:05 7227

О больших деньгах, популяризации киберспорта и разрядах в данном направлении в беседе с Казбеком Жангазиевым

Казахстанский киберспорт не стремительно, но, верно, набирает все большую популярность среди казахстанцев. Однако в процессе своего развития как профессиональной спортивной дисциплины, сталкивается с рядом определенных трудностей. О том, что ждет отечественный киберспорт в будущем, и как казахстанские спортсмены покоряют виртуальный олимп, автору El.kz рассказал исполнительный директор Федерации киберспорта Казахстана Казбек Жангазиев.

Напомним, что в 2018 году киберспорт в Казахстане был официально признан в качестве вида спорта. Однако на сегодня, настроение по отношению к данному виду спорта у большой части населения страны скептическое. И ярко выраженный скептицизм присущ старшему поколению, хотя и среди относительно молодого контингента возникают споры.

­«У нас в стране очень сильно развито стереотипное мышление касательно того, что компьютерные игры это «зло», что это лишняя трата времени. Мы пытаемся проводить как можно больше турниров, в том числе республиканских для того чтобы доказать и показать, что наши ребята которые принимают активное участие в этих турнирах могут зарабатывать на этом, что принимая участие на тех же международных турнирах становятся известными и создают опредленный положительный имидж нашей стране. Как и в любом виде спорта, спортсменам нужен плацдарм для дальнейшего профессионального развития. И в нашем спорте алгоритм действий фактически тот же. Мы хотим помочь будущим чемпионам развиться внутри страны, обеспечить их зарплатами, местами для тренировок, чтобы в перспективе они могли выступать на международной арене в лучшем случае за сборную Казахстана», ­­­­- заявил ­ исполнительный директор Федерации киберспорта Казахстана Казбек Жангазиев.

По словам Казбека, для того чтобы в Казахстане большей части населению пришло осознание того, что компьютерные игры не такое уж и «зло» и что киберспорт является действительно перспективным направлением, необходимо подождать еще как минимум лет десять.

«Иными словами, когда на смену придет новое поколение. Думаю, что наше поколение уже в зрелом возрасте будет проще относиться к компьютерным играм и киберспорту в целом», - отметил исполнительный директор Федерации киберспорта.

Киберспорт и Олимпийские игры

В предстоящих Азиатских зимних играх помимо традиционных спортивных дисциплин, спортсмены будут соревноваться и в киберспортивных направлениях. На наш вопрос касательно того, станут ли киберспортивные дисциплины олимпийским видом спорта, Казбек уверенно ответил, да.

«Это всего лишь вопрос времени. Если взглянуть на страны Азии, то там киберспорт является неотъемлемой частью культуры. Зимой следующего года состоится Азиада, где впервые в истории киберспорт будет включен в медальный зачет по восьми дисциплинам. Мы собрали казахстанскую сборную, и наши спортсмены тоже примут там участие. Думаю, раз уж киберспорт относительно за короткий промежуток времени включили в Азиаду, то предполагаю, что в скором времени его включат и в медальный зачет олимпийских видов спорта»

Также исполнительный директор Федерации отметил, что если отталкиваться от последней статистики просмотров трансляций и соревнований по киберспорту, то в данном случае олимпийским играм необходим киберспорт, а не наоборот. По его словам включение киберспортивных дисциплин в олимпиаду позволит значительно увеличить охват просмотров, и привлечь внимание большинства молодежи.

Что касается «разрядов» для киберспортсменов, которые будут выигрывать на крупных турнирах, то у представителей Федерации есть ответ на этот счет.

«Мы сформировали документ, который передали на согласование в Министерство культуры и спорта. После его утверждения мы сможем присваивать полноценные разряды нашим спортсменам в рамках турниров федерации. Важно отметить, что спортсмены смогут получать свои разряды, исключительно принимая участие в турнирах организованные официальными международными или отечественными федерациями», - отметил наш собеседник.

Развитие киберспорта в РК

Если окунуться в историю развития киберспорта в целом, то первая лига киберспортсменов появилась в 1997 году в США благодаря огромной популярности компьютерной игры в жанре шутер Quake. Однако на постсоветском пространстве Казахстан далеко не первая страна, где киберспорт был признан официальном видом спорта. В июле 2001 года Россия стала первой страной в мире признавшая киберспорт официальным видом спорта. Но, уже спустя пять лет киберспорт был исключен из реестра видов спорта по причине несоответствия критериям. Что касательно Казахстана, то, как рассказывалось выше признание на официальном уровне у нас, данный вид спорта получил относительно недавно. Однако если углубиться в историю проведения первых киберспортивных турниров в Казахстане, то его рассвет приходиться на начало и середину 2000х- годов. Тогда в Казахстане, как и в соседней России, компьютеры не были повсеместным явлением и являлись фактически предметом роскоши. В связи с чем спросом начали пользоваться так называемые компьютерные клубы, где за определенную плату гости могли в течение некоторого времени насладиться игрой. С развитием данных клубов, стал развиваться спортивный интерес среди посетителей. Поскольку напомним, что в начале 2000х годов интернет и персональный компьютер были дорогим удовольствием для обычных граждан, тогдашние соревнования проходили в рамках локальной сети в одном помещении. Как правило, организаторами местных «локальных» турниров становились сами игроки. Но, уже ближе к середине 2000х годов, киберспортивные турниры стали набирать массовость.

Как рассказывает Казбек Жангазиев, первые более-менее серьезные турниры с хорошими призовыми местами стали проводить в Казахстане в 2008-2009 годах.

«Тогда никакой федерации не было, ­- вспоминает Казбек. Турниры были инициированы самими игроками, с поддержкой спонсоров которые тоже увлекались геймингом. В тот период была инициативная группа людей пытавшаяся систематизировать проведение профессиональных турниров, однако их затея имела одноразовый эффект. Иными словами они проводили энное количество соревнований в течение одного года, но после эта тема быстро забывалась», - сказал он.

Также покопавшись в сети, узнается, что еще в 2002 году в Сеуле сборная Казахстана заняла второе место по игре (StarCraft: Brood War, National Tournament). В последующих годах, вплоть до 2009 наши соотечественники принимали участие в нескольких знаковых международных турнирах. И спустя восемь лет вновь заявили о себе в 2017 году в Польше взяв первое место.

Стратегия развития киберспорта в Казахстане до 2025 года

Одной из приоритетной целью QCF (Qazaq Cybersport Federation) является проведение регулярного Кубка Республики Казахстан. Победа в этом турнире позволит казахстанским киберспортсменам получить звание мастеров спорта. Кроме того, данный чемпионат является площадкой для формирования национальных сборных команд. Также в ближайшие годы Qazaq Cybersport Federation намерено создать электронную базу киберспортсменов, судей и тренеров Казахстана, увеличить количество проводимых турниров для любителей, в том числе, за счет создания школьной лиги и даже лиги госслужащих. Кстати, последнее сыскало популярность среди чиновников.

«Мы провели пару турниров с участием государственных служащих по нескольким дисциплинам. В этом году представители государственного и квазигосудартсвенного сектора соревновались в дисциплине FIFA 2022 – самом популярном футбольном симуляторе. Это был четвертый турнир среди госслужащих, - отметил Казбек. Опыт прошлых сезонов кубка показывает, что среди государственных служащих большое количество поклонников киберспорта, которые не только пристально следят за турнирами, но и сами готовы активно в них участвовать».

Также, по словам исполнительного директора Федерации киберспорта Казахстана, в плах их организации строительство первой киберспортивной арены в столице для проведения на ней национальных турниров и привлечения зарубежных организаций для проведения международных соревнований на Казахстанской площадке.

«Помимо этого мы активно прорабатываем вопрос создания киберспортивных арен в областях, для того, чтобы дать возможность проводить тренировочные сборы киберспортсменам, а также предоставить площадку для базирования киберспортивным организациям», - добавил Казбек Жангазиев.

Федерация также планирует принять решение до конца 2023 года касательно локализации игровых серверов некоторых дисциплин в Казахстане. Это должно положить конец тренировкам отечественных команд на территории соседних стран.

«Мы также ведем активную работу по повышению инвестиционной привлекательности индустрии киберспорта в стране. В наших планах также входит создание «Академий киберспорта» по всему Казахстану, где потенциальные киберспортсмены смогут бесплатно обучаться».

На что живут киберспортсмены?

На что живут отечественные «киберспортсмены» и какой их реальный заработок, с учетом того, что на сегодняшний день самый большой денежный выигрыш в киберспорте исчисляется в десятках миллионов долларов. А, если быть точнее, то на момент проведения The International 2021 (первый по дисциплине Dota 2 и крупнейший среди прочих ежегодный киберспортивный турнир) призовой фонд турнира составил чуть более $40 миллионов. Казбек постарался ответить на наш вопрос.

«Опять-таки это все вопрос времени. Для проведения турниров с таким призовым фондом необходимо активное развитие данного направления и большое количество спонсоров. Не так давно наша сборная приняла участие в турнире который проводился Ташкенте (Узбекистане), организаторами данного турнира выступили Шанхайская федерация. Призовой фонд составил 50 млн. сумов (2 млн тенге.). За три дня проведения турнира наши спортсмены смогли заработать 2 млн тенге. Плюс организаторы турнира полностью покрыли расходы на проживания и перелет».

Также Казбек отметил, что заработок спортсменов зависит и от его принадлежности к какой либо организации.

«Если спортсмен(ы) выступает (ют) не под эгидой организации, то его основной заработок формируется за счет призовых, выигранных на турнирах организованные частыми инвесторами. Но, есть ряд организаций, которые платят стабильную заработную плату своим спортсменам. Помимо этого, спортсмены могут претендовать на определенный процент с призовых. Средняя заработная плата в таких организациях составляет от 200 до 400 тысяч тенге».

Продолжая тему развития киберспортсменов в рамках одной организации, Казбек отметил, что представление населения касательно тренировок и расклада жизни «виртуальных олимпийцев» слишком стереотипно. На пример. Большую часть времени команды проводят время за тренировками. И вопреки устоявшемуся мнению, что подобные тренировки проходят в основном сидя перед экраном монитора, реальная подготовка спортсменов устроена совершенно иначе.

«По мимо игровых сессий, ребята проводят тактические сессии вместе с тренером на предмет разбора ошибок, допущенных в игре. Со спортсменами занимаются психологи, очень важно соблюдение правильного питания, и, конечно же поддержание самой физической формы спортсменов, они ходят в бассейн и в спорт зал. Проводят много времени вместе с командой для развития общей координации», - добавил Казбек.


Темірлан Бейсенхан
Поделитесь: