«Книга назиданий» великого Абая Кунанбаева - это энциклопедия жизни для человека, особенно для нас – молодого поколения. «Слово Второе» было написано Абаем два века назад, но оно является актуальным в мире и сейчас.
В своих размышлениях поэт освятил для каждого в мире очень острую проблему сегодняшнего и вчерашнего дня – уважение человека другой национальности. Когда оно отсутствует, то приводит к крайности – неуважению человека другой национальности, презрению и самое страшное – к шовинизму, когда кто-то возноситься над другим по разным причинам! И в современном мире есть такие явления в реальности.
Абай Кунанбаев честно и открыто рассказывает о том, что в детстве, будучи ребенком, неосознанно, до определенного момента, сам верил, что казахи в чем то лучше. Однако, взрослея и приобретая жизненный опыт, пишет поэт, человек начинает мыслить, и многое начинает воспринимать через собственные мысли для понимания тех или иных явлений.
Мировоззрение человека осознанно с учётом возраста рационализуется, становиться логичным, восприятие окружающего мира объективным и все эти процессы способствуют самому главному — становлению Личности. Несомненно, все начинается с семьи, воспитания родителей ребенка, и установления правильного понимания вещей. Но ведь, воспитание исходит не только в семье, от родителей.
Также нас воспитывают все общество, с которыми мы соприкасаемся эмоционально, морально, духовно, во всех возможных сферах взаимодействия. Поэтому, когда мы совершаем какие-то действия, мы должны помнить, что они затронут также и всех остальных. Воспитывая собственных детей, мы неосознанно воспитываем всех остальных, так как каждый человек всегда берет пример с кого-то другого, в силу и особенность которого он верит. Эта большая тема межнационального общения затронута Абаем в «Слове Втором».
Мыслитель приводит примеры и достойными аргументами показывает, как изменилось его мировоззрение, когда он стал взрослым и увидел жизнь другими глазами. Абай, отражая историческую эпоху своего времени, отмечает достоинства этносов. Сарты (узбеки) выращивают умело плоды, путешествуют и торгуют в разных странах, умело мастерят разные полезные и красивые вещи, они учтивы и учатся многим ремеслам.
Размышляя по вопросу превосходства людей, Абай особо отмечает, что глубоко этносы и нации не могут быть выше или лучше другой. Все мы люди, живущие по своим принципам и моральным устоям, этническим традициям и поверьям.
Есть ли на свете такой человек, который мог бы рассудить, кто из народов лучше? Человек в жизни учиться, просвещается, изменяется к лучшему. Каждый человек имеет равные права, и каждый достоин всего хорошего каким бы не было его этническое происхождение.
Великий Абай отмечает, что великая сила каждого этноса в том, чтобы передать потомкам свою культуру, ценности, любовь к Родине и стране, где проживаешь. Это то, что будет продвигать народы к успеху, миру и лучшей жизни.
Однако, в современном мире фактом деградации для каждого народа, этноса и нации являются продолжительные «унизительные раздоры между собой» - конфликты. Такие ситуации никогда не приведут людей к чему-либо хорошему. Напротив, они только усложняют всем жизнь. Если каждый человек будет стараться быть понимающим и толерантным по отношению к другому, это даст плодотворное развитие. Взаимопонимание спасет мир! Наше всеобщее человеческое развитие зависит от взаимного понимания ценностей, и желания менять мир к лучшему вместе.
Шахисмаил Асиев,
Заместитель республиканского общественного объединения
«Турецкий этнокультурный центр «Ахыска»