Депутат Ольга Булавкина заявила об аварийном состоянии водохранилищ Казахстана, сообщает ИА El.kz
В январе 2020 года Правительством была одобрена Концепция государственной программы по управлению водными ресурсами до 2030 года, в ноябре 2021 года представлен проект Концепции развития системы управления водными ресурсами на 2021-2025 годы, основными направлениями которых является предотвращение чрезвычайных ситуаций на водохозяйственных сооружениях, решение проблем сохранения и рационального использования водных ресурсов, обеспечение баланса потребности отраслей экономики и окружающей среды, - отмечает депутат.
При этом, практически 10 лет в аварийном состоянии на Востоке страны находится Уйденинское водохранилище объемом до 75 млн кубометров воды, в котором из трёх шлюзов исправен только 1. С каждым годом состояние водохранилища ухудшается. С 2017 года, в целях обеспечения безопасности и предотвращения размыва дамбы, были начаты работы по реконструкции данного объекта, но в связи с отсутствием финансирования проект был выполнен всего на 35 %.
А в 2019 году РГП на ПХВ «Казводхоз» была проведена корректировка проекта на сумму 1290,7 млн.тенге. В 2022 году срок действия данного проекта истек. Мало того, в данном проекте не были предусмотрены основные ремонтно-восстановительные работы главного водовода (снятие гидростатистического давления воды тоннеля, замена компенсатора главного водовода и др). Халатность проектировщиков, несвоевременное финансирование аварийного объекта грозит масштабными последствиями для жителей населенных пунктов Зайсанского района (с 2018 года по данному объекту объявлена чрезвычайная ситуация), - заявила депутат.
Аналогичная ситуация еще по двум водообъектам Восточно-Казахстанской области. Так, Кандысуйское водохранилище Тарбагатайского района (с 2017 года башенное управление находится в аварийном состоянии) и водохранилище Орта-Теректы Курчумского района (ремонт тела плотины, замена дисковых затворов и др) должны были быть отремонтированы в период с 2019 по 2021 годы. В случае прорыва дамб в зону подтопления попадают 15,5 тыс.человек. Неудовлетворительное техническое состояния магистральных и внутрихозяйственных каналов приводит к высокой потере воды при транспортировке. Из-за аварийного состояния данные водохранилища не могут в полной мере выполнять функцию единственного источника водоснабжения питьевой водой сельских населенных пунктов, нет возможности подачи воды для орошения, что приводит к низкой урожайности сельскохозяйственных культур.
Так, 25 мая т.г на пленарном заседании Сената РК Министром сельского хозяйства и представителями Министерства экологии была представлена информация по вопросам внедрения водосберегающих технологий и ежегодном увеличении орошаемых земель более 100 тыс. га. При этом, за 2022 год по ВКО из имеющихся 84,8 тыс.га орошаемых площадей непосредственно были обеспечены водой всего 17,1 тыс.га или 20,1%.
Сохраняющаяся тенденция деградации земель является серьезнейшей социально-экономической и экологической проблемой данных районов. Из-за высоких потерь воды, невозможности наполнения водохранилищ до проектного объема и несовершенства технологии полива перспективные способы орошения не внедряются.
В случае выделения необходимых средств корректировка ПСД, прохождение экспертизы порой занимают до полугода и более. Выделение средств на реконструкцию и ремонт можно ждать годами, а жители регионов по-прежнему остаются с нерешенными проблемами.
При этом, нельзя забывать, что данные районы являются приграничными, где практически единственным источником дохода является развитие аграрного предпринимательства и отрасли животноводства. Только за последние 5 лет с приграничных районов Восточного Казахстана выехали почти 17 тысяч человек.
Депутат высказала ряд требований к премьер-министру.
Первое, рассмотреть вопрос проведения комплексного обследования водохранилищ ВКО на предмет аварийного состояния, несущего угрозу жизни жителям региона;
Второе, предусмотреть своевременное выделения средств из резерва Правительства на предотвращение чрезвычайных ситуации на аварийных водообъектах области;
Третье, учитывая стратегическую важность приграничных районов, всесторонне рассмотреть проблему полноценного использования водных источников для поддержки аграрного сектора, с целью снижения бедности среди сельского населения;
Четвертое, с целью сокращения сроков ремонтных работ на данных объектах, снижения бюрократических барьеров между государственными органами различных уровней, определить единый центральный исполнительный орган для контроля за реализацией вышеуказанных мероприятий.
В соответствии со статьей 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», просим предоставить ответ на депутатский запрос в сроки, предусмотренные законом.