Проект «SOS детские деревни Казахстана» функционирует на территории нашей страны уже не одно десятилетие. За это время, проект дал путевку в жизнь сотням детей, волею судьбы оказавшихся одни в этом мире. Как рассказал бывший национальный директор Корпоративного фонда «SOS детские деревни Казахстана» Батырхан Дженалаев в интервью El.kz, многие воспитанники, впервые попавшие сюда, обрели здесь не только кров, но и семью.
- Батырхан Ибрагимович, расскажите о проекте SOS Детские деревни Казахстана. Сколько лет он уже функционирует на территории республики и какими результатами может похвастать?
- Я проработал в этом Фонде 16 лет, из которых 11 лет я его возглавлял. Я бы назвал результаты деятельности организации очень хорошими, потому что это – законченный цикл в жизнеобеспечении, воспитании и развития детей. Законченный, потому что сирота попадает в семейную обстановку детской деревни и получает психолого-педагогическую поддержку со стороны персонала. Уже несколько поколений детей выросло в этих семьях, и примечателен тот факт, что большинство из них – это весьма успешные молодые люди. Не могу утверждать, что все они гении, но они приспособлены к жизни, что очень важно. Это очень серьезно отличается от того, что мы имеем в детских домах.
- В чем причина столь разительного отличия?
- Потому что наши дети живут в семейной обстановке. В семье полноценной и независимой. Они независимы в материальном плане, поскольку получают пособие и распоряжаются им сами, независимы в плане образования и ориентирования в жизни. После жизни в детской деревне, подростки 16-17 лет переходят в Дома юношества. К сожалению, их сейчас закрывают, что я считаю абсолютно неправильным. Там они в количестве 15-20 человек живут, учатся, работают. И до того момента, пока они не будут иметь возможность жить полностью самостоятельно, они будут находиться там. Государство очень сильно помогает сиротам в плане выделения жилья, и это очень серьезное подспорье в их дальнейшей жизни. Очень важно и то, что помимо этих «SOS Детских деревень Казахстана», существуют и порядка 12 государственных детских деревень. Есть и несколько меценатских аналогов. Базовая модель перенята от «SOS Детских деревень».
- Если такой формат имеет столь большой эффект, почему его не расширили за эти годы до более крупных масштабов? Реально ли все детские дома перевести в такой формат?
- Конечно, это делать нужно. Но ведь помимо такого формата, существует еще и патронатное воспитание, а также приемные семьи, усыновление. Сколько было необустроенных детей в 2000-м году, и сколько таковых сегодня – это большая разница, в положительном смысле. Однако, эта патронатная система не до конца проработана. Необходим серьезный анализ для достижения наилучшего эффекта – не нужно просто брать заграничный пример, необходимо учитывать наш собственный менталитет и свои экономические особенности. Закрыть детский дом и раскидать этих ребятишек – это не проблема. Но что произойдет потом? В этом плане очень важен вопрос кадров, тех же самых приемных родителей, тех же детских деревень, в какой бы форме они ни существовали. Всем этим как раз обладает «SOS Kinderdorf», где воспитательниц называют матерями.
Но любая социальная работа с детьми и с молодежью – это очень затратное мероприятие. к примеру, содержание одной детской деревни со 100 детьми обходится примерно в полмиллиона долларов в год. Поэтому, сейчас международный фонд трансформируется в другие формы. Это просто поддержка неблагополучных семей, проекты по укреплению семьи, этим занимались, занимаются и сейчас. При переходе в другие формы, количество детей увеличивается, а затраты уменьшаются, поскольку здесь идет медицинская, юридическая и прочие виды поддержек. Эта целевая группа – дети-сироты и социальные сироты с особыми нуждами – должна иметь центральный орган, который будет анализировать всю эту систему в целом и углубленно заниматься проблемами детства. Скорее всего, это должна быть ассоциация всех детских учреждений, которая изучит ситуацию в короткий срок и разработает определенные стандарты. Они (стандарты) должны быть гибкими, но все же должны быть четко сформулированными и обязательными. И в то же время, не должны запрещать независимость.
- Разъясните Вашу мысль.
- Нужно рассмотреть и другой вопрос: мы живем в эпоху потребительства. И, к большому сожалению, потребительство приняло огромные масштабы в мировом сообществе, когда ничего, кроме потребительства, не существует. Дети очень быстро все в себя «впитывают», и видя всеобщее потребительство, они начинают ему поклоняться. А ассоциация, которая бы объединяла усилия огромного количества социальных проектов, давала бы возможность родителям и ребенку точно знать, что есть, что ему полезно, и чем он может заниматься в том или ином населенном пункте. Этот проект у меня называется «Окно» и находится в русле цифровизации. Благодаря ему, родители могли бы при помощи одного клика получать информацию и по региону, и по стране. Я имею ввиду трудоустройство, образование, развитие. Это затратно и требует наличия профессионалов из самых разных сфер деятельности, но оно того стоит.
Когда люди работают с детьми, обязательно нужно ориентироваться на те социальные реформы, которые продвигает государство. У нас часто бывает, что хватаются за конкретную модель какого-нибудь западного государства, которая не учитывает наши ментальные особенности и не подходит нам. Потому что, у нас совсем другое восприятие всех этих вещей. Поэтому, нам необходим свой подход, об этом я говорю всегда. Во-первых, нужно изучить каждый регион – сколько там детей, сколько из них учится и т.д. И что есть для развития детей в этом регионе, либо в ближайших областях. Этот вопрос очень серьезен, и требует государственного подхода. Мы видим, сколько детей уезжают в Сирию и что они оттуда привезут? А создание централизованной ассоциации, о которой я говорил выше, и которая взаимодействовала бы со всеми государственными органами, позволяла бы осуществлять профилактику от таких и прочих негативных явлений внешнего мира.
- В последнее время увеличилось количество случаев, когда мамы оставляют грудных детей прямо на улице или выкидывают их в туалеты. В чем, по Вашему мнению, причина такого явления и как с этим бороться?
- Если м говорим о том, что это – тенденция, то это уже нехорошая тенденция по определению. Но я не могу сказать, что это тенденция. Это единичные случаи, пусть они и измеряются десятками. Они есть, и это очень тревожный сигнал. Здесь опять-таки нужна профилактика. Институт семьи в Казахстане в общем ничем не регулируется, кроме Закона о семье и браке. Границы ответственности родителей за ребенка очень размыты; человек совершил преступление – и только потом начинается разбирательство. А работать нужно изначально, с момента создания семьи.
Чья это задача? Это задача частично государства, частично тех социальных организаций, которые занимаются вопросами семьи. И все эти усилия должны быть объединены. Не нужно забывать и о другом немаловажном факте – духовности народа, вне зависимости от национальности. Уровень духовности у нас катастрофически упал, это факт. Семейные традиции нужно преподавать, начиная со школы. Когда я был молодым, у нас было домоводство, трудовое воспитание. сейчас этого нет. Воспитание родителя должно начинаться с воспитания ребенка. Откуда берутся эти девушки, которые рожают и выбрасывают своих детей? Безусловно, нерадивые родители виноваты. Но еще и виновато общество. Сейчас великое множество различных общественных организаций, которые продвигают свои идеи, а ответственности нет. Родительская ответственность должна быть утверждена в любом виде – уголовная или административная.
У нас сейчас нет системы порицания, которая была столь эффективна в советские годы. Конечно, я не ратую за возвращение самого строя, я хочу возвращения ответственного отношения к институту семьи. Нужно конкретно прописать, как, где и на каком уровне ответственны родители. И что произойдет, если он поступил безответственно. Пусть, сразу это все изменит ситуацию не до конца, но постепенно мы придем к тому, чего хотим. Почему бы не создать такой серьезный и многофункциональный портал, о котором я как раз и пишу в своем проекте? Где каждый, от родителя до ребенка, сможет найти ответ на свой вопрос. Квалифицированный ответ.
- Правильно ли я понял: Вы собираетесь открывать упомянутую выше ассоциацию в ближайшее время?
- Нет, к сожалению, я уже на пенсии. Я бы хотел сделать это, более того – о моих идеях уже знают, но пока конкретного интереса не проявляют, потому что это очень затратно на первом этапе. Но с другой стороны, овчинка выделки стоит. Это мое личное мнение, вопросы детства меня волновали всегда. Взять, к примеру, хотя бы тот вопрос, что сейчас молодежь не может найти работу. Почему? Потому что, мы заранее определяем – он будет экономистом, каратистом или кем-то еще. Но нужно ли будет это потом, когда он вырастет – об этом не задумывается никто. Опять-таки, посредством этой системы можно доводить перспективу развития государства в экономическом плане. Определить: кто, когда и где понадобится, и уже исходя из этого, направить подростка в нужное русло. Любить ребенка – это значит, изначально видеть, что ему нужно.
- Вы очень любите свое дело. Расскажите, как Вы попали в эту сферу.
- Непосредственно в проект «SOS Детские деревни Казахстана» я попал по конкурсу. До этого я работал в бизнесе, в торгово-промышленной палате, в школе, и даже в Посольстве Великобритании в РК. А как я попал именно в эту сферу – если хочешь заниматься детьми, ты должен любить это дело. А я любил. С самого начала.
- Спасибо за беседу!