Счастье и мечты любят тишину

29 Ноября 2017, 16:43 7274

На баскетбольной площадке ее называют именем героини сериала - Зеной

На баскетбольной площадке ее называют именем героини некогда популярного иностранного сериала - Зеной, на танцполе окрестили королевой танца, а в жизни эту эффектную брюнетку зовут Залина Куразова. Будучи форвардом казахстанского баскетбольного клуба «Тигры Астаны» она свободно владеет казахским и русским языками, бегло знает турецкий и отлично говорит на английском. 

И все же 32-летняя спортсменка остается нежной и местами удивительно скромной девушкой. В интервью нашей редакции она приоткрыла небольшую завесу тайны о спортивной карьере женщин в Казахстане и, конечно, о том, как безболезненно сохранять физическую форму, оставаясь яркой и привлекательной многие годы.

«Тигры Астаны» — самый титулованный клуб Казахстана. В настоящее время выступает в высшей лиге страны. Тигры не раз выигрывали чемпионаты и кубки страны, но в сезоне 2015-2016 годах спортсменки стали бронзовыми призерами Восточно-европейской женской лиги.  В этой команде Залина Куразова играет пять лет. Был трехлетний перерыв, когда спортсменка искала себя вне спорта, но тяга к азартной игре и адреналину вновь перевесила, вернув к любимой площадке, мячу и баскетбольному кольцу.

- Залина, в секцию баскетбола тебя привели родители?

- Нет. Свою карьеру я начала поздно. Тренеры меня пытались привлечь еще в 13-летнем возрасте, но я сопротивлялась. Было неинтересно, перспектив не видела. Затем мне исполнилось 15. Тогда у меня был такой период, когда хотелось как-то заполнит свое время. Меня пригласили на тренировку. Все происходило быстро. Тренеры меня заметили, поступило предложение уехать в другой город для развития и обучения в этом виде спорта, пообещали бесплатное высшее образование в университете, как раз я училась в 11 классе. А какому ребенку не хочется быстрее стать самостоятельным? Так я оказалась в Туркестане, поступила в Международный казахско-турецкий университет на специальность «финансы и кредит». В итоге четыре года выступала за ЮКО при университете.

- Как тебе удалось попасть в состав «Тигров Астаны»?

- Сразу после окончания университета меня пригласили играть в команду Павлодара. Хорошая зарплата, отличный контракт. Результаты мы показывали. Был у нас год, когда команда на соревнованиях в России стала лидером. Пять лет я играла там. Но однажды захотелось большего, нового толчка, роста. Вообще положено, чтобы у каждого игрока был свой агент, который защищает с юридической стороны, договаривается об условиях страховки, зарплаты, медицинского обслуживания, продвигает его, ищет клубы. Но в Казахстане это не развито. Через администраторов и директоров спортсмену самому приходится искать варианты и договариваться. Так вышло и у меня.

- Что же заставило покинуть команду?

- На тот момент я не была чемпионкой Казахстана, но несколько раз меня отмечали, как лучшего нападающего, лучшего форварда. Но вдруг я осознала, что физическая форма это не самое надежное вложение. Однажды может произойти травма, и придется искать себя в другой сфере. Подумала, что, чем раньше начну, тем проще будет пережить прощание со спортом. Так, спустя два года в «Тиграх Астаны», я ушла в трехлетний поиск нового способа заработать себе на жизнь. Меня привлекла бьюти-сфера, как сейчас модно говорить. Вновь стала учиться. Ведь ухаживать за собой от А до Я тоже нужно умеючи. Но полностью отказаться от баскетбола так и не могла. Жила в Алматы, участвовала в любительских играх. Через время мне предложили вернуться. И сердце заныло, позвало. Я согласилась.

- Что дал тебе баскетбол, если оценивать дары в нематериальных благах?

- Баскетбол воспитывает стремление вести за собой, учит быть лидером, быть ответственным за себя, за свои действия перед собой, командой, клубом и страной. Также он развивает коммуникабельность. В любом командном виде спорта нужна поддержка коллег. Неделями мы находимся вместе на тренировках, в дороге, на соревнованиях. Изгоев в таком режиме надолго не хватит. Жить обособленно не получится, человек просто не выдержит. А моральная подавленность – один из путей к травме. Даже организм будет саботировать и отказываться выдавать результаты на площадке.

- Наверняка в баскетболе есть профессиональные травмы. Можешь их перечислить?

-Синяки, надрывы и воспаления это мелочи, которые уже не замечаешь. Часто травмируют голеностоп, с коленями бывают проблемы, с позвоночником, страдают плечи, бедра, затылок. Но все зависит от индивидуального строения человека. К примеру, незаметная в быту разница в длине ног всего на три миллиметра в профессиональном спорте без правильной прокачки мышц приводит к лордозу – к протрузии межпозвоночных дисков. К сожалению, часто дети не понимают анатомии и физиологии в действии, усугубляя свое состояние здоровья. В такой ситуации все зависит от правильного подхода тренера и терапевта, их консультаций.

- Залина, а ты с какими травмами столкнулась?

- Выворачивала голеностоп, были надрывы мениска, что привело к операции на колене, получила грыжу на ахилловом сухожилии – тоже операцию проводили. Протрузия есть. Бывает бурсит, его среди спортсменов называют «локоть теннисиста», когда резко срываешь локтевой сустав. Но я знаю, как с этим бороться, закачивать себя, оберегая от повторных травм. Есть люди, которые, столкнувшись с проблемой, боятся ее преодолеть и топчутся на месте. Появляется страх получить травму. У меня он тоже был. Однажды я приняла решение, что он не будет мной владеть. Теперь я пишу все на бумаге, скомкиваю, сжигаю, развеиваю и иду дальше. Помогает хорошо. 

Важно понимать, что лениться в процессе лечения тоже нельзя. В противном случае клубы будут меньше заинтересованы в таком игроке, будут платить меньше или вообще откажутся от контракта. Для некоторых это тоже стимул внимательнее относиться к своему здоровью, больше читать, консультироваться с коллегами и друзьями.

- Какой век у баскетболисток? Есть ли определенный возраст для завершения карьеры?

- В зависимости от регионов. У нас тяжело с финансированием. Где-то, например, играют дети-школьники, которым некуда расти, нет соответствующей команды, они после 11 класса уходят. Других привлекают в университеты скидками, грантами, свободным посещением. Многие уходят после университета, так как позвали замуж, рожают детей. А после не видят развития в баскетболе в своем регионе. Но есть города, где спонсируют и взрослые команды.

Вообще в мировой практике топ-прорыв – 23-24 года. Это пик физический формы и первый осознанный момент, когда приходит понимание игры. Затем - после 28 лет. Это возрастной период, когда есть опыт и нет лишних действий, когда игрок раскрывается со всех сторон. Играют на мировом уровне и 39-летние баскетболистки. 

Нельзя сказать, что в Казахстане есть какой-то конкретный возраст, когда женщине пора уходить из баскетбола. У нас в команде есть замужние девушки, которые воспитывают детей. Т.е. период декретного отпуска, как и у всех в стране. Несмотря на то, что мы бываем за пределами родного города и страны, семьи крепкие. Более десяти стран мы посетили за период, пока я играю в команде. Были в Японии, Китае, Турции, Корее, Тунисе и так далее. Порой скучают мамы по детям, но это не критично. Все понимают важность игры и самой профессии. Кто-то делает выбор в пользу карьеры, кто-то в другой сфере. Это личное дело, когда завершить свою дорогу в профессиональном спорте.

- А 45-летние баскетболистки на мировой арене играют?

- О таких фактах не знаю. Скорее нет. Но в лиге ветеранов играют и старше.

- Что для тебя спорт?

- Для меня все определили первые международные соревнования, когда я была еще в составе сборной Иссык-Куля. Тогда мне подарили азарт и веру в себя. Меня оценили, как спортсменку с хорошими данными и перспективой. Я подумала: «В меня верят – можно горы сворачивать». 
Каждый спортсмен внутри жаждет борьбы, конкуренции ради победы и признания. Не обязательно от общества. Для себя. Такое психологическое доказательство своей профессиональной годности.

- Ты на кого-нибудь ровняешься? Есть у тебя современные кумиры в баскетболе?

- Таких звезд, как Майкл Джордан или Шакил О’Нил, сейчас назвать не могу. Есть игроки, которые выстреливают в течение двух трех лет, а потом угасают. Но я получаю колоссальное удовольствие от игры сербского баскетболиста Милоша Теодосича, который выступает за команду Национальной баскетбольной ассоциации «Лос-Анджелес Клипперс». А из женщин я восхищаюсь сербкой Соней Петрович. Мне нравится наблюдать за их стилем игры, манерой поведения на площадке.

- Получается, баскетбол больше не так популярен как прежде?

- Почему? Он популярен, как и прежде. Но в современных реалиях требуется пиар, которого, наверное, немного не хватает нашему виду спорта. Если сравнивать футбол и баскетбол в Казахстане, то, хоть баскетболисты немного менее популярны, но имеют больше шансов оказаться в мировой турнирной таблице выше, чем наши футболисты.

- От чего зависит успех баскетболистки в Казахстане?

- Успех зависит от желания спортсменки и выбранного тренера. Повороты, методы, разные мелочи невозможно сразу уловить, учишься постоянно, умение приходит с опытом. Но, как и везде, есть игроки, у которых горят глаза и те, что отыгрывают без особого интереса.
В баскетболе в основном три позиции - защитник, форвард и центровой. Показать себя можно в пяти категориях – как разыгрывающий защитник, атакующий защитник, легкий форвард, тяжелый (или мощный) форвард и центровой. Но это все условно. Ситуации создают сами игроки.
Спортивная агрессия нужна, но холодная голова. Нужно быть собранным, успевать сообразить в одну секунду, что сделать. У взвинченного игрока все падает из рук. Бывают моменты провокации. Тебе мгновенно нужно понять маневр и отреагировать верно. 
Можно процесс сравнить с тем, как ребенок учится кушать ложкой. Взрослый не вспоминает, как он мимо рта ее нес. Так и в спорте вырабатывается рефлекс.

- Бытует миф, что спортсменки, как правило, не женственны. Как тебе удается оставить агрессию и воинственность на площадке и превратиться в привлекательную милую леди?

- Что-то дала мама, чему-то училась. Когда мы готовимся к играм, тренируясь по два часа два раза в день, да и на самих соревнованиях, конечно, косметикой почти не пользуюсь – вредно для кожи. Но, как только выдается свободный день, я тут же укладываю по-особенному волосы, подбираю наряд, макияж, создаю образ. Перевоплощение приходит само. Оно проявляется благодаря ощущению, что ты вкладываешься и в свою внешность. 
В свободное время я люблю танцевать. Однажды таким образом выиграла поездку во Вьетнам на двоих. Просто поучаствовала в конкурсе, где нужно было всего лишь проявить фантазию и гибкость, и меня выбрали королевой Disco. Мне приятно об этом вспоминать.

- Форму ты держишь благодаря усиленным тренировкам?

- Не только. Диеты у меня держать не получается, но у меня и потребности в этом нет. Я придерживаюсь правильного питания. Прислушиваюсь к организму. К примеру, чувствую, что тяжело моему желудку переваривать жареную пищу, я от нее отказалась. Я не ем майонезы, соусы разные, к сладкому равнодушна. Люблю острое, кислое, соленое. И, как истинная южанка, люблю мясо. А для спортсменки это идеальное питание. Вечером покушал вареного мяса и восполнил силы, получил энергию нужную. К этому питанию можно привыкнуть, слушая свои истинные потребности. Это на самом деле просто.

- Есть ли у тебя мечта?

- Мечты, как и счастье, любят тишину. Я заметила, чем больше говоришь о том, что хочешь получить, к чему стремишься, тем дальше уходит желаемое. Будто выговорил и все ушло. Даже психология об этом говорит. К примеру, хочешь избавиться от душевной травмы – выговорись. Потому я лучше умолчу о своих планах и мечтах. Не нужно разбазаривать энергию.

- Но ты видишь себя вне профессионального спорта?

- Конечно. Вариантов много. В сфере бьюти-индустрии могу работать. Этим летом окончила магистратуру, потому могу преподавать в ВУЗе или, к примеру, работать тренером молодежной или профессиональной команды. Могу открыть ателье, шить одежду. Или выйти замуж и родить ребеночка. Дорог много, а со страхом спорт научил справляться. У меня есть ноги, у меня есть руки, у меня есть здоровье. Я вижу, я слышу, я могу дышать, а остальное – заморочки в голове. Все можно сделать.

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: