Одним из ярких проявлений этнического развития Казахстана можно назвать общество узбеков, проживающих в Южном Казахстане. В эпоху формирования Казахского ханства оседлые сообщества, вошедшие в его состав, были известны как «сарты» («торговцы»). А с начала ХХ века им было навязано новое название. Они стали узбеками.
По расчетам российского востоковеда-тюрколога, этнографа, археолога В.В. Радлова, в середине ХІХ века «численность тюркоязычных сартов в Сырдарьинской области (Туркестан, Шымкент, Аулие-Ата, Ташкент, Ходжент, Жизак) составляла порядка 160 000 человек. Кроме них в области проживали 40 000 таджиков, 20 000 кураминцев, а узбеки составляли 80 000 человек».
После завоевания Россией Средней Азии в конце ХІХ века была поднята проблема подготовки переводчиков с сартовского языка для местных органов управления. Этот вопрос породил споры о сартах, которые не утихают по сей день. После установления Советской власти возможности исследования присырдарьинских древних оседлых обществ, написания трудов о них были ограничены. Во-первых, сартовские общины, проживающие на берегах Сырдарьи, большевики стали называть узбеками. К узбекам были причислены сартовские общины Туркестано-Ташкентского региона, всего Сырдарьинского побережья, а также кипчаки Коканда и другие этносы. Выявляя политические подоплеки этого противоречия, известный антрополог Д. Шоберлайн-Энгел, давший прогноз этнического развития узбекского государства в будущем, в 1995 году писал: «После создания Узбекистана термин «сарт» вообще перестал употребляться. Все сарты, говорившие на тюркском языке, должны были считаться узбеками». Он не скрывал своего удивления по поводу того, что сарты численностью 1 миллион 700 тысяч человек, занимавшие большое место на этнической карте Центральной Азии, в одночасье исчезли с исторической арены.
Статей об узбеках Казахстана написано немного. Поэтому в целях историко-этнографического исследования, сбора новых сведений исследователям пришлось организовать несколько экспедиций в населенные пункты, кишлаки Южно-Казахстанской области, густо заселенные узбекскими этническими группами. Историко-этнографические материалы были собраны в Шымкенте, Сайраме, Карабулаке, Манкенте и других исконных поселениях. Кроме этого были проведены исследовательские работы в самом Туркестане и расположенных неподалеку от него кишлаках Икан, Карнак, Карашык, Жуйнек и Тепа Гузар.
Надо отметить, что в XV веке термины «ногайлы», «узбек» и «казах» не имели конкретного этнического значения, употреблялись в равной мере. В начале ХVІ века персидский богослов и путешественник, историограф Фазлаллах Рузбихан писал: «Среди стран, подвластных Чингисхану, три наиболее известных племени относятся к узбекам. На сегодняшний день одними из них являются шибаниды, а наш хан вот уже несколько поколений является их повелителем. Второе племя — казахи, их доблесть и мощь известны всему миру. А третье племя — мангыты, от них происходят астраханские цари. Один край узбеков соприкасается с океаном, второй — с Туркестаном, третий — с Дербентом, четвертый — с Хорезмом, а пятая сторона граничит с Астарбадом. А между этими сторонами располагаются летние и зимние пастбища кочевых узбеков. Ханы этих трех племен постоянно враждуют между собой, совершают набеги друг на друга». Из этих слов Рузбихана можно понять, что в то время казахское и узбекское общества больше объединял политический союз, а не этническое единство.
По данным первой переписи населения России 1897 года, среди 146 этносов, населяющих Российскую империю, сарты значились как самостоятельный народ. Во всей империи проживало 4 млн 84 тыс. казахов, 201 тыс. киргизов, 726 тыс. узбеков, 56 тыс. таранчи (сейчас называются уйгурами), 15 тыс. кашкарцев (сейчас называются уйгурами), 350 тыс. таджиков и 969 тыс. человек сартов.
На сегодняшний день в Казахстане в количественном отношении узбекская этническая группа находится на третьем месте. Разумеется, на первом месте стоит казахский этнос, на втором — русская этническая группа, а на третьем месте — узбеки.
Если в 1999 году количество узбеков составляло 370 663 человека, то есть 2,5 процента населения республики, то по данным переписи 2009 года число узбеков в Казахстане поднялось до 2,8% (457 200 человек), на первое января 2014 года насчитывалось 521252 человека, а на начало 2015 года уже превысило 550 тысяч человек.
В 90-х годах прошлого столетия ежегодный прирост узбеков составлял 1,2%, сейчас превышает 2,3%. По этой причине в составе этнической группы молодых людей больше, чем в составе других казахстанских этносов.
Земледелие является основным направлением хозяйственной деятельности узбекских общин. До сих пор во дворе любого туркестанского или сайрамского узбека можно увидеть множество самых разных плодовых деревьев. Они, прежде всего, садоводы. Вместе с тем многие узбеки южного Казахстана берут за пределами населенных пунктов во временную аренду большие участки земли и занимаются выращиванием фруктов. Проводить зиму в кишлаке, а лето в саду — давняя привычка и традиция. В дореволюционное время в тени под плодовыми деревьями, вдоль арыков можно было увидеть у бедняков небольшие навесы и шалаши (капа, чайла), а у состоятельных людей — крытые дома. Возле этих жилищ устанавливались очаги, где варили еду, кипятили чай.
Традиционные сартовские поселения Присырдарьи можно рассматривать как образцы натурального хозяйства. Все необходимые для жизни вещи изготавливали сами. Однако в процессе превращения кишлаков в города особое место занимали торговля и ремесленничество.
Этнографы, описывавшие хозяйства сартов, писали, что в период до начала ХХ века они по выращиванию винограда, урюка, абрикосов и персиков превосходят европейцев.
В древние времена в кишлаках сартов Присырдарьи занимались разведением всех четырех основных видов скота. Поэтому здесь до сих пор сильна вера, существует культ святых покровителей животных Зенги-баба, Шопан-ата и Кызыр-ата.
По дастархану и по манерам приема гостей оседлых обществ можно заметить влияние кочевого животноводства. К примеру, узбеки за своим дастарханом для уважаемых гостей специально готовят блюдо под названием нарын. При первом взгляде кажется, что это обычное незаурядное блюдо из мяса и теста. На самом же деле его приготовлению придается большое значение, его готовят женщины, в отличие от плова, который готовят одни мужчины.
Узбеки преимущественно проживают в больших семьях, состоящих из представителей нескольких поколений. Именно по этой причине в данной среде, во-первых, сохраняются исконные этнические традиции, во-вторых, в такой семье складывается культ уважительного отношения к человеку, почитания старших. По возможности узбекские семьи любят большие по размерам дома. Особое место занимает чаепитие, считающееся одним из проявлений радушия и гостеприимства.
Сартовское общество говорило на тюркском языке. Вместе с тем, надо признать, среди узбеков чаще употребляются слова арабов и фарси, нежели тюрков. Это связано с тесной связью с восточной письменной литературой и приходом оттуда арабских миссионеров.
Сегодня вопросы языка в южном регионе стоят крайне остро. Во-первых, созрела необходимость изучения местных диалектов с научных позиций. Во-вторых, следует до конца уточнить сферу использования узбекского языка в системе образования, его возможности. В советское время наука языковедения язык сартов Присырдарьинского края, их культуру, учебу и искусство через школу напрямую привязало к Узбекистану. В результате в настоящее время узбеки среднего возраста в Туркестане, Шымкенте и Сайраме разговаривают на литературном ташкентском, местном узбекском (сартском) и казахском языках.
В книгах «Литература народа Казахстана» и «Современная литература народа Казахстана», изданных в конце 2014 года Алматинским издательством «КазАкпарат» и Институтом языка литературы им. М. Ауэзова Министерства образования и науки РК, впервые в истории республики даны объемные аналитические материалы об узбекской литературе в Казахстане, узбекских поэтах и писателях. Кроме того, в издательствах Алматы к 25-летию творческой организации «Чашма» вышел сборник «Чашма чамани», изданы также книги А. Пратова «Бір тал» и «Уз дунем бор».
Сегодня число школ Казахстана с узбекским языком преподавания перевалило за сотню, в них обучаются свыше 74 тысяч детей. Из этого количества школ 58 –— чисто узбекские, остальные (84) — смешанные: узбеко-казахские, узбеко-таджикские и узбеко-русские. В целом в 2009-2010 учебном году в эти школы было принято 101,4 тыс. узбекских ребят, что составляет четыре процента всех детей школьного возраста по республике. Для сравнения, казахские дети школьного возраста составляют 51,8 процента, русские — 14,4. Двадцать шесть процентов узбекских детей обучаются в школах с казахским и русским языками обучения.
Отсутствуют конкретные примеры того, что автохтонные узбекские общины имеют тесные контакты с трудовыми мигрантами из Узбекистана. Возможно, сказывается то, что менталитет, обычаи и традиции, социальное положение казахстанских узбеков отличаются от прибывших извне. Очевидно одно: казахстанские узбеки в социальном плане более обеспечены и развиты.
В 90-х годах ХХ века, когда начался распад Советской империи, казахстанские узбеки в числе первых, желая сохранить свой язык, культуру, обычаи и традиции, создали свое общественное объединение. 28 ноября 1989 года в здании Шымкентской областной филармонии на первом курултае была заложена основа городского узбекского культурного центра. В этом представительном форуме приняли участие председатели областного и городского исполнительных комитетов, видные представители узбекского этноса, гости из соседнего Узбекистана. Прибытие представителей Узбекистана было связано с тем, что в Советское время казахстанские узбеки напрямую были связаны с Ташкентом, особенно в сфере народного образования. Позже этому сообществу был присвоен статус областного, и в истории узбекского этноса начался новый период. Центр узбекской культуры Южно-Казахстанской области активно участвует во всех проводимых мероприятиях областного и республиканского уровня, направленных на укрепление межэтнического согласия.
По материалам книги доктора социологических наук, руководителя Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе Академии госуправления при Президенте Республики Казахстан А.К.Садвокасовой «Узбеки Казахстана: история, хозяйство и культура, духовная жизнь и современность»
Фото: из открытых источников
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу assemblykz.2016@gmail.com.