Сакральная сила казахской юбки и магия саукеле. Уникальный центр открылся в Алматы

5 Сентября, 11:29 651

Сохранение культурного наследия предков – важная составляющая цивилизованного общества, где чтут народные традиции, знают и гордятся историей родного края. Чтобы передать потомкам бесценные артефакты, созданные сотни и тысячи лет назад, надо приложить немало усилий, и с этой благородной задачей отлично справляется команда профессиональных реставраторов Центрального государственного музея.

В Центральном музее работает коллектив настоящих чародеев, вот только вместо волшебной палочки у них золотые руки. Сотрудники реставрационного отдела проводят сложнейшую поэтапную работу, в ходе которой старинные изделия из дерева, кожи, металла, керамики, дерева, войлока и тканей, получают вторую жизнь. Талантливые мастера превращают пострадавшие от времени предметы одежды и быта, украшения и посуду, орудия труда и оружие кочевников в музейные экспонаты, сохраняя при этом их изначальный облик, задуманный и созданный некогда ремесленниками великой степи.


©El.kz/Татьяна АЛАДЬИНА

Понимая важность сохранения культурного наследия страны, руководство музея приняло мудрое решение запустить на базе храма истории новый проект, направленный на пропаганду вечных ценностей. В музее гостеприимно распахнул двери для всех казахстанских патриотов не имеющий аналогов в республике открытый реставрационный центр. На торжественную церемонию презентации пригласили выдающихся историков, археологов, художников и представителей средств массовой информации.

Открытию центра предшествовала встреча в формате круглого стола «Методы реставрации объектов культурного наследия». Председатель Союза ремесленников Казахстана, член и эксперт национальной комиссии по нематериальному культурному наследию Айжан Беккулова в своем выступлении рассказала о юбке белдемше, на протяжении веков по праву считавшейся обязательным предметом гардероба замужних женщин. Белдемше – не просто вещь, она обладает множеством достоинств и преимуществ и оказывает лечебное воздействие на внутренние органы и поясницу, подчеркивает талию и придает стройность, защищает здоровье хозяйки от капризов природы, помогает держать позвоночник ровно, двигаться плавно и красиво. Распашная юбка с набивным поясом могла быть повседневной и праздничной, если ее декорировали ручной вышивкой. Белдемше носили исключительно замужние женщины. Парадные юбки шились из дорогого бархата из тканей цветов, символизирующих плодородие, здоровье и женскую силу. Когда хранительница семейного очага впервые надевала распашную юбку, в юрте устраивали праздник, накрывали щедрый дастархан, а виновнице торжества вручали подарки.


©El.kz/Татьяна АЛАДЬИНА

- Современные молодые люди сталкиваются с множеством вызовов сегодня, им пытаются навязать чужую культуру, традиции и обычаи. И каждый из нас должен сделать все от него зависящее, чтобы не допустить подобного. У нас есть свое собственное культурное наследие, мы обязаны сохранить преемственность поколений. Я замечаю у казахстанских парней и девушек большой интерес к национальной одежде и украшениям, причем вне зависимости от их национальности. Они готовы носить стилизованные костюмы, жакеты, рубашки и юбки, украшенные народными орнаментами и узорами. В Казани я читала лекцию о казахской юбке белдемше и россиянки искренне восхищались юбкой, не только выглядящей одновременно стильно, модно, красиво и эффектно, но и оказывающей благотворное влияние на здоровье организма. В США наши юбки-белдемше охотно раскупали американки разных возрастов и профессий! Говоря о реставрации, не надо ограничиваться возрождением старинных вещей, нужно смотреть на тему шире, мы должны не просто сохранять, но и приумножать культурное достояние! – отметила в беседе с журналистом информационного агентства El.kz Айжан Беккулова.


©El.kz/Татьяна АЛАДЬИНА

Дизайнер научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» Элина Алтынбекова рассказала аудитории о консервации резной двери мавзолея Ходжи Ахмеда. Присутствующие с удивлением узнали о том, что реставрации предшествуют этапы, напоминающие медицинское обследование человека. Старинные артефакты предварительно исследуют при помощи рентгена и компьютерной томографии. Например, внутри двери мавзолея были обнаружены полости, возникшие из-за термитов. Более того, мастерам пришлось обратиться в Институт ядерной физики для проведения нейронной томографии.


©El.kz/Татьяна АЛАДЬИНА

- Реставратор – сочетание нескольких профессий. Он должен одновременно быть художником, археологом, историком, ювелиром и даже чуть-чуть врачом, ведь мы лечим сокровища. Равнодушным людям в нашей мастерской места нет, у нас в коллективе все горят желанием возродить артефакты, показать всему миру наше культурное наследие. Мало найти уникальный предмет исторического значения во время раскопок. Находясь в земле сотни лет, он привык к определенным условиям и легко может рассыпаться, оказавшись на воздухе и солнце. Поэтому к каждому нашему пациенту мы применяем индивидуальный подход! – с улыбкой сказал Крым Алтынбаев.

Благодаря кропотливому труду реставраторов в мавзолее время вернулось назад и его убранство заиграло прежними красками. Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи по праву считается одним из символов казахстанской истории и занимает особое место в системе духовных ценностей. Памятников культуры в республике немало, и все они в той или иной мере нуждаются в реставрации и консервации. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своих обращениях к народу неустанно отмечает необходимость бережно относиться к культурному наследию предков и призывает усилить работу по включению наших уникальных традиций и объектов в список нематериального культурного наследия.


©El.kz/Татьяна АЛАДЬИНА

- Наша страна является средоточием и местом пересечения разных культур, органично вплетенных в наш национальный код. Мы высоко ценим свою историю, связанную с именами выдающихся представителей многих народов. Необходимо сохранять и изучать культурное наследие, олицетворяющее многогранность нашей общей национальной культуры! – говорит Касым-Жомарт Токаев.

На презентации Открытого реставрационного центра директор Центрального государственного музея Рашида Харипова и ее сотрудники выглядели именинниками, с их лиц не сходили улыбки. Специалисты из скромности говорили о себе немногословно, очень смущались при виде целой армии прессы. Зато заместитель директора Галия Темиртон охотно рассказывала обо всех реставраторах, не скупясь на теплые слова и восторженные отзывы.

- Сотрудники отдела реставрации творят чудеса, их труд поистине бесценен для современников и последующих поколений. Они восстанавливают картины, одежду, кухонную утварь, украшения, головные уборы и многое другое. Наша Ольга Перова почти восемь месяцев восстанавливала саукеле девятнадцатого века, полностью воссоздала его. Головной убор от времени потерял форму, рассыпались коралловые бусы, декорирующие его. Поразительно, но отверстия в бусинках были настолько крохотными, что в них не представлялось возможным вдеть обычную нить. Остается удивляться тому, какой техникой пользовались раньше мастерицы кочевья. Размер саукеле кажется маленьким, но головной убор и сделан для юной девушки, ведь раньше девочек рано выдавали замуж! Также Ольга вернула к жизни концертный костюм Куляш Байсеитовой, рассыпавшийся от дуновения ветра. Сейчас наряд как новенький! – провела экскурс в прошлое Галия Темиртон.


©El.kz/Татьяна АЛАДЬИНА

В рамках презентации в музее состоялся ряд мастер-классов по реставрации. Дана Ибраева и Гульнара Мекебаева раскрыла гостям секреты восстановления войлочных изделий, художник Шолпан Заманбекова в деталях поведала о непростом процессе восстановления картин, написанных на холсте поверх других произведений. Шолпан работает в музее второй год, она приехала в Алматы из Жаркента, где также трудилась в храме истории и культуры и обучала детей изобразительному искусству. Шолпан Заманбекова скучает по своим ученикам, и радуется тому, что все они пришли на выставку ее работ, прошедшую с большим успехом на ее малой родине. Нурлан Оразалиев продемонстрировал алматинцам вековой чан из кожи, предназначенный для кобыльего молока. Реставраторам предстоит хорошо потрудиться над ним.


©El.kz/Татьяна АЛАДЬИНА

 - Наш центр необходим, прежде всего, для широкой популяризации и сохранения историко-культурного наследия. Мы хотим привлечь и создать резерв профессионалов, специалистов-реставраторов культурных ценностей. В центре будут регулярно проходить открытые мастер-классы, таким образом мы рассчитываем пробудить интерес к этой
профессии у молодежи и сформировать положительное отношение посетителей музея к истории страны в целом и музейной деятельности в частности. Приглашаем всех неравнодушных к сотрудничеству и диалогу! – в завершении мероприятия сказала Рашида Харипова.

Нередко казахстанцы при генеральной уборке чердаков и подвалов в старых домах, доставшихся по наследству, находят старинные предметы и выбрасывают их за ненужностью, не понимая ценности раритетов. Не торопитесь избавиться от вещей, ошибочно кажущихся вам хламом. Они могут иметь культурную и историческую ценность, отнесите их в музей, и не исключено, что они после проведенных реставрационных процедур со врременем украсят экспозиционные залы.

Татьяна Аладьина
Поделитесь: