Рука помощи

14 Марта 2019, 16:54 7163

О работе Кризисного центра для жертв бытового насилия

По данным Фонда «ООН-женщины» (UN Women), около 400 женщин в Казахстане каждый год погибает в результате домашнего насилия.

Для искоренения форм гендерного насилия, в Казахстане существуют организации, помогающие женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Одно из таких учреждений, - Кризисный центр, при Общественном Фонде «Альтернатива», который действует в городе Экибастузе.

Подарок судьбы

День, когда Нургуль (имя изменено прим. авт.) поступила в кризисный центр был, наверное, одним из самых непростых в ее жизни. Женщину сократили на работе, у нее не было денег на аренду квартиры, на детский сад сына, уже много дней она находилась в скитаниях.

Отчаявшись, Нургуль пришла в городской отдел внутренних дел, с целью передать своего шестилетнего ребенка в детский дом. Только так, по ее мнению, она могла обеспечить ему лучшие условия. Сотрудники ГОВД успокоили женщину, посоветовав обратиться за помощью в специальный центр. Хотя сразу Нургуль не поверила, что существуют подобные учреждения.

Через некоторое время за Нургуль и Арманом (имя изменено прим. авт.) приехал директор центра Нурлан Тажибаев, с ним была его супруга и дочь. Так, Нургуль отвезли в кризисный центр, который позже стал для нее домом. По ее словам, в тот момент она и представить не могла что в жизни, все еще может поменяться в лучшую сторону. Ехала в никуда.

- Я и представить не могла, что бывают такие центры, а главное такие отзывчивые люди. Именно здесь я получила поддержку и силы двигаться дальше. Знаете, еще с детства мой отец и мачеха всегда говорили мне: «Ты не сможешь». Чтобы я не делала, слышала только эту фразу. А когда родился сын, они стали говорить, что с ребенком, у меня тем более ничего не получится. Здесь в центре, объяснили, что эта установка, всегда мешала мне в жизни. Постоянный страх что-то сделать не позволял мне развиваться. Вы бы меня видели, когда я впервые пришла сюда, я слово сказать не могла, настолько была неуверенная в себе, - сквозь слезы рассказывает Нургуль. 

Как объясняют специалисты, люди, оказавшиеся в трудной ситуации, зациклены на таких бытовых проблемах, как поиск средств на проживание и еду. Кризисный центр берет эти заботы на себя, кров и питание для постояльцев - бесплатные. После акклиматизации на новом месте, у них даже появляются мысли о том, как развиваться дальше, как найти работу, и конечно же сделать свою жизнь лучше.

С Нургуль долго работали психологи. За полгода проживания в центре, ее мировоззрение значительно поменялось. Женщина так благодарна директору учреждения, что считает его своим отцом, а сын называет его Нурлан Ага.  Она с радостью делится с ним успехами своей семьи, советуется, так как дорожит мнением своего наставника. В свою очередь Нурлан Бегуллаевич достижениями Нургуль радуется как своим.

На фото (слева направо): Сергей Курманалиев и Нурлан Тажибаев. 

В центре - строгая дисциплина: уборка и приготовление пищи осуществляется проживающими по графику дежурств. Приходить после десяти часов вечера строго запрещено. Также запрещается употреблять алкогольные напитки, отчислить могут даже за малейший запах спиртного. Для разнообразия досуга проводится трудотерапия, где социальный работник обучает женщин вязанию, кого учит с нуля, кому показывает, как провязывать новые узоры. Также отдельно занимаются с детьми.

Со временем Нургуль нашла работу, сотрудники центра помогли устроить ребенка в детский сад. Сейчас она живет отдельно, снимая квартиру. А недавно ей предложили повышение на работе. 

‑ Когда мне сообщили о том, что меня повысят, я первым делом позвонила Нурлану Бегуллаевичу, спросить совет, может опять эта неуверенность во мне сыграла. Получится ли у меня? Смогу ли? Но он, как всегда поддержал меня, - делится радостью Нургуль.

Несмотря, на то, что жизнь Нургуль наладилась, она часто приходит в центр, навещает других женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По ее словам, здесь она и ее сын, чувствуют себя как дома, - светло, спокойно, никто не давит. Здесь нормально помогать друг другу!

‑ Я храню в своем кошельке мотивирующие слова, которые для меня написал Нурлан Бегуллаевич: «Ты лучшая!» и «Очень многого можешь добиться!». Каждое утро перед работой я эти слова читаю. Если говорить, что конкретно мне помогло, то могу сказать, что все понемногу. Этот центр, как фундамент, где по кирпичикам меня собрали заново, - вселили уверенность! Я не ожидала такой помощи! Считаю, что мне очень повезло что я здесь оказалась. Сейчас я хочу также участвовать в этом проекте, хочу помогать людям, оказавшимся в подобной ситуации, чтобы на своем примере показывать, что можно все преодолеть и добиться успехов.

Надежда на будущее

По статистике около 80% женщин, пострадавших от бытового насилия, подвергались жестокому обращению еще в детстве. Соответственно, лишь 20% женщин, которые воспитывались в благополучных семьях, также подвергаются насилию, но в большей степени сексуальному, по причине того, что не в состоянии физически дать отпор обидчику.

За 2018 год в Казахстане по факту бытового насилия в правоохранительные органы обратилось 575 женщин, в результате было заведено 565 уголовных дел, 216 из которых уже рассмотрено, 124 женщины погибло.

Общественный фонд «Альтернатива» работает с 2003 года. В мае 2018 года его специалисты получили грант на реализацию проекта «Кризисный центр для жертв бытового насилия». Подобных центров в Казахстане много, но условия проживания и обслуживания во всех разные. Основные функции именно этого центра, совместно с государственными органами и общественными объединениями – поиск людей, остро нуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи. Также прием или размещение получателей (именно так называют подопечных центра), проведение мероприятий по их социальной адаптации, обеспечение их безопасности.

‑ Для обеспечения безопасности в центре была установлена тревожная кнопка «Барьер». Это вид сигнализации, который срабатывает по нажатию кнопки, он надежней чем вызов 102 с телефона. Подобный способ защиты, позволяет лицам, находящимся в центре вызвать группу быстрого реагирования, предотвратить взлом и иные несанкционированные действия. К счастью, за полгода работы учреждения, данный вид защиты не использовали. В планах, установить еще и камеры видеонаблюдения, - говорит юрист ОФ «Альтернатива» Сергей Курманалиев.

На фото: спальные места для пдопечных центра.

С целью реабилитации постиравших от домашнего насилия, Кризисный центр тесно сотрудничает с местными исполнительными органами, органами образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, юстиции, неправительственными организациями. Отметим, что прием посетителей ведется в офисе, который расположен в одном месте, а проживают пострадавшие по другому адресу. Сделано это для того чтобы обезопасить женщин, которые и без того напуганы и подавлены.

Здесь любой человек, оказавшийся в трудной ситуации, может получить юридическую или психологическую помощь, отмечают сотрудники центра. 

- Когда мы открывали центр, многие были скептически настроены, некоторые говорили: «Если к вам десять человек обратится, будет уже хорошо», но за полгода работы к нам обратилось 68 человек. В центре у нас проживало 43 человека, из них 23 ребенка. Что говорит об актуальности этой темы. Кстати, за время существования центра, здесь родилось двое детей, - говорит Сергей Серикович.

По словам юриста, женщины, сталкивающиеся с подобными проблемами, часто не знают куда им обращаться, многие терпят: «Бьет, значит любит», кто-то не хочет выносить сор из избы, боится, что скажут другие. Придя сюда, пообщавшись с юристом, психологом, женщины начинают понимать свои права, ощущают поддержку, которая помогает двигаться дальше.

Для того, чтобы заселиться в центр, обратившиеся должны заполнить специальный утвержденный государственный стандарт, лист оценки, где указаны четыре вида насилия, по которому можно распознать свою ситуацию. К примеру, если физическое и сексуальное насилие – выявить легче, то два других вида: психологическое и экономическое насилие распознать гораздо сложнее. К психологическому относится (стилистика текста с листа оценки сохранена) - грубость, издевательства, оскорбление, угрозы, шантаж, преследование и другое действие (бездействие), вызывающее отрицательную эмоциональную реакцию человека и душевную боль. Доведение человека до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего, также относится к этому виду насилия. К экономическому насилию относится: лишение документов, удостоверяющих личность, устанавливающих право собственности, лишение денежных средств, необходимых для жизнедеятельности, лишение жилья, пищи и одежды.

После заполнения листа оценки его рассматривает комиссия из трех человек: психолог, социальный работник фонда и представитель с отдела внутренних дел, после подписывают. Далее документ, передают в отдел социальной защиты населения, где выносится окончательное решение, является ли этот человек жертвой бытового насилия или нет. Люди, получившие юридическую или психологическую помощь, и отказавшиеся писать заявление, в статистику жертв бытового насилия не попадают.

На фото: кухня в кризисном центре для постояльцев.

По словам Сергея Курманалиева, ситуации в семьях случаются совершенно разные: дети бьют родителей, муж бьет жену, выгоняют членов семьи из дома. Так, к примеру, был случай, когда свекровь выгнала беременную невестку из квартиры, пока ее супруг был в отъезде. Она прожила в центре около пяти дней, пока муж сам не приехал и не забрал ее. Был случай, когда сын избивал свою мать. Критерии все хоть и разные, но есть одно общее ‑ все женщины напуганы и растеряны. Их подавленность мешает решиться на действия, которые помогли бы изменить свою жизнь к лучшему.

В течении полугода, в центре ведется работа психолога, юриста, помогают социальные работники. Если у проживающей в центре есть ребенок, то помогают в определении его в детский сад. Решается вопрос с трудоустройством, если нет подходящих вакансий, совместно с отделом социальной защиты, пострадавшую от бытового насилия направляют на обучающие курсы, для получения профессии с последующим трудоустройством. Все это бесплатно.

Возраст обращающихся за помощью в центр - разный. Самая пожилая подопечная была 1944 года рождения, а самая молодая девушка1991 года. 

Примечательно, что несмотря на сложившуюся статистику, по которой жертвами бытового насилия становятся преимущественно женщины, в центре жил мужчина с семью детьми (от 4 до 16 лет). Получилось это, потому что жена втайне от него продала квартиру и уехала, оставив всю семью на улице. Сам глава семейства - инвалид второй группы. Через какое-то время отдел социальной защиты предоставил ему государственное жилье. А дети, учащиеся в колледже были переведены в бюджетную группу.

Директор и психолог в одном лице

Основное место работы Нурлана Тажибаева - городская психиатрическая больница, где он является психологом. До определенного времени он работал в этой же должности и при Общественном фонде «Альтернатива», но после смерти руководителя учреждения, решился стать директором, понимая, что центр могут закрыть. Он один из немногих людей, кто знает ситуацию в центре изнутри, и понимает, что побуждает людей быть жертвой насилия.

‑ Как известно, многие наши подопечные сталкивались с теми или иными проблемами еще в детстве и привыкли жить в таких условиях. То есть жизненный сценарий жертвы уже определен. Зачастую такие люди винят окружение в своих проблемах: общество, акимат, или другие инстанции.  Они уверены, что кто-то другой должен прийти и решить их проблему. Работа психолога заключается в том, чтобы из жертвы сделать победителя. Мы объясняем, что не обстоятельства главнее личности, а человек главнее них. Ответственность за свою судьбу нужно всегда брать в свои руки. Наша задача - объяснить, что нельзя прятаться от своих проблем, необходимо их решать! ‑ говорит Нурлан Тажибаев.    

По словам психолога, для помощи пациенту порой достаточно просто человеческой беседы, возможности выговориться, или обычного подбадривания. Также важна коррекция психологического состояния. К примеру, во время беседы если женщина расплакалась, в этот момент необходимо поддержать ее, дать выплакаться. Самое главное, чтобы психолог был открыт и искренен, умел сочувствовать человеку, но если эмпатия (сопереживание) поверхностное, то человек вряд ли будет расположен говорить о своей проблеме. Когда пострадавший погряз в проблемах, он имеет «тоннельное» виденье и не в состоянии смотреть на мир шире, объективно оценивая ситуацию и сотрудники объединения стараются менять эту ситуацию.

‑ Конечно с первого раза, возможно, и не получится наладить контакт, но со временем все же удается разговорить человека, узнать, что произошло, чтобы потом помочь ему. Первое время конечно, они отдаленно общаются, но, когда поживут некоторое время, - привыкают и порой даже сами хотят поговорить, - делится директор центра.

Здесь всегда стараются, чтобы «клиенты» ни в чем не нуждались. В холодильнике всегда есть все необходимые продукты. Обязательно - молоко для чая, и молоко для приготовления детской каши. В Новый год для детей центра было организовано три утренника с вручением сладких подарков, в этом работникам объединения помогли меценаты.

Судьба центра

Несмотря на то, что в центре до сих пор проживают пострадавшие от бытового насилия, - финансирование приостановлено, из-за завершения проекта, который был рассчитан лишь на полгода. Поэтому Общественный Фонд «Альтернатива», при поддержке отдела занятости и социальных программ акимата Экибастуза, провел круглый стол на тему «Реализация проекта «Государственные закупки специальных социальных услуг жертвам бытового насилия в рамках государственного социального заказа». Здесь обсуждался опыт НПО в реализации государственного социального заказа по оказанию социальных услуг, а именно вопрос: необходимо ли и дальше осуществлять государственный социальный заказ по этому направлению. Обсуждалось и то, с какими трудностями сталкивается НПО в этой работе и какие необходимо внести изменения.

На фото: обсуждение деятельности НПО за круглым столом.

Представители фонда отмечают, что проблема бытового насилия всегда была актуальна во всех странах, и совершенно не имеет значение уровень экономического развития государства. И если в отдельных развитых государствах эта проблема решается на уровне правительства, в других же странах законодательство требует совершенствования. С некоторых пор этот вопрос стал носить статус общегосударственного и в нашей республике. Как показывает практика, распространенность в Казахстане бытового насилия в отношении женщин и детей представляет серьезную проблему. Бытовое насилие увеличивает число неблагополучных семей, приводит к разводам, лишению родительских прав, росту детской преступности, суицидам, убийствам. Как правило, многие факты насилия в отношении женщин остаются незафиксированными, а, следовательно, - безнаказанными, да и в реальности их гораздо больше, нежели регистрирует статистика.

Жертва насилия не должна быть социально уязвимой, - уверены эксперты. Постоянные побои, истязания в конечном итоге приводят к тяжелым последствиям. Помимо психологической поддержки, пострадавшей должны разъясняться её права, но, как показывает практика, правовой помощи женщины в большинстве своём не получают. Домашнее насилие - это преступление, за которое тиран должен нести уголовную ответственность, - отмечают правозащитники.  

Во всех историях с бытовым насилием, не смотря на всю жестокость мужей в отношении жен и детей, женщины по-прежнему смиренно выносят побои и унижения. А если и пишут заявление в правоохранительные органы, то спустя день забирают его обратно. Поэтому в работе с жертвами домашнего насилия так важна психологическая поддержка, которую и оказывают специалисты кризисных центров, ведь консультант помогает разработать варианты поведения в кризисной ситуации, знакомит с законами, разъясняет права, которыми женщина должна воспользоваться.

Общественность поддерживает идеи Фонда, и его сотрудники надеются, что в ближайшем будущем, финансирование Кризисного центра будет возобновлено, а помощь оказана еще многим людям, пострадавшим от бытового насилия. 

Елена Струтинская
Поделитесь: