Роль физической культуры и спорта в обучении и воспитании подрастающего поколения - мнение педагога

29 Октября, 12:33 1426

В любом обществе вопросы укрепления и сохранения здоровья, а также поддержания здорового образа жизни, относятся к числу актуальных и важных, так как отсутствие здорового подхода к своей жизни все чаще становится основой для возникновения у человека болезней и слабого иммунитета. Одна из причин этого – отсутствие или недостаточная  физическая активность. Поэтому для укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни возникает необходимость, как известно, в развитии физического обучения и воспитания. Подробности в привиденной ниже статье доктора юридических наук Алмаза Ещанова для El.kz.

Физическая культура и спорт относятся к системе физического обучения и воспитания, что предполагает приобретение обучающимися определенных знаний, умений и навыков, в результате чего формируется всесторонне развитая личность. Всесторонность предусматривает не только физическое, но и психическое здоровье человека, что подразумевает изменение его характера, выработку нового сознания, поведения и сильных морально-волевых качеств.

Физическая активность, образующая основу физической деятельности и спорта, обусловливает четкую связь между развитием мышц и функционированием психических аспектов, характеризующих общее состояние человека. Не случайно, известна общепринятая рекомендация врачей, согласно которой при появлении признаков стресса, следует заняться физическими упражнениями, которые всегда приносят пользу и отвлекают от неприятных мыслей.

Другими словами, физическое развитие способствуют интеллектуальному, нравственному и эстетическому воспитанию личности, укреплению и развитию межличностного общения не только в малых группах, но и в масштабах интернациональных связей. Это обусловлено тем, что физическая культура и спорта – это сфера, объединяющая многие миллионы людей разного возраста, пола, гражданства, расы, вероисповеданий, политических убеждений и иных характеристик.

Объединяющей и движущей силой здесь выступают олимпийские цели, направленные на приведение в сбалансированное состояние физические данные организма, волу и разум, состязательный дух соревнований и здорового соперничества. Подтверждением этого является проведение Олимпийских Игр, Универсиад, Азиатских Игр, Всемирных игр кочевников, Армейских игр, Спартакиад и т.д.  

В данном контексте, следует отметить, что спорт – это составная часть физической культуры, которая направлена на овладение каким-либо его видом в любительском или профессиональном  формате. Но основной акцент и при занятиях спортом и простыми физическими упражнениями ставится на совершенствование или улучшение физического и психического развития человека, укрепление его здоровья и общего самочувствия.

В современных условиях спорт выступает как многогранное общественное явление, которое направлено на решение таких задач, как  средство оздоровления, психофизическое совершенствование, средство отдыха и восстановления работоспособности. Кроме того, спорт – это своеобразное «красивое зрелище», когда его демонстрируют спортсмены. 

С другой стороны, физическая культура – это часть общей культуры общества, которая позиционирует, как одна из сфер социальной деятельности и направлена на укрепление здоровья и развитие физических способностей человека.

Это самостоятельная и в то же время особая область культуры, которая  возникла и развилась одновременно с общей культурой человека.

Физическую культуру можно рассматривать как специфическую ответную реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.

В личностном аспекте она представляет собой ту часть общей культуры человека, которая является внутренней мерой степени развития физических сил и двигательных навыков, а также уровня жизнедеятельности и жизнеспособности человека и состояния его здоровья. Она позволяет с помощью своих особенных,  специфических средств и методов раскрывать потенциальные возможности человека.

Главной функцией физической культуры является развитие полноценного члена общества, как в физическом, так и в общечеловеческом, духовном смысле. В физической культуре самосовершенствование и развитие способностей индивида реализуются через двигательную активность.  

Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к высшим достижениям в спорте. Процессы глобализации в определенной степени  были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.

В целом, благотворное влияние физической культуры и спорта неоднократно отмечалось и подчеркивалось в общей и педагогической литературе, поэтому мы на нем останавливаться не будем. Отметим лишь, что здоровое состояние организма, как в физическом, так и в психическом плане, не представляется возможным без регулярных занятий физической культурой и спортом.

Более того, научно доказано, что физкультура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации условно проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену приобретать для себя жизненный опыт, выстраивать новую либо другую систему ценностей и установок.

Необходимость заниматься гражданами физическим развитием, рекомендована соответствующими специалистами всем возрастным группам населения с учетом отдельных ограничений, в особенности для старших возрастных групп. Но подрастающему поколению, то есть малолетним детям подросткам, несовершеннолетним лицам и молодежи, то есть всем лицам до 35-летнего возраста (кроме тяжело и хронически больных), физическая культура и спорт полезны, без каких-либо условий.

Большая природная энергетическая сила, характерная для молодых людей, должна быть направлена, прежде всего, на развитие физических качеств и, как следствие, психологической составляющей личности.        

Занятия физической культурой и спортом направлены на укрепление  общего здоровья, развитие выносливости, тренированность организма, а также воспитывают такие человеческие качества как смелость, силу воли, дисциплинированность, умение реально оценивать свои силы.

Для всех занимающихся спортом характерны спортивное рвение, самообладание, чувство ответственности, а также стремление и умение добиваться поставленных целей или побеждать. При этом в данном случае важна победа не только над соперниками, но и над собой в плане преодоления таких качеств, как лень, нежелание совершенствоваться, недисциплинированность и другие, препятствующие физическим тренировкам. Поэтому только лица, которые решительно настроены на занятия физической культурой и спортом, могут посещать систематические тренировки, чтобы повторять комплексы упражнений и поэтапно добиваться результатов.

Занятия физическими упражнениями решают и социальные задачи: расширение круга знакомств и единомышленников, умение побеждать в команде. Другая польза в занятиях физическими упражнениями заключается в том, что в них заложены факторы недопущения возникновения различных заболеваний в организме, и это относится не только к физическому здоровью, но и психическим аспектам состояния организма.

Что касается интеллектуального отношения, то физическая деятельность наделена широким полем для творческого поиска в овладении техникой, тактикой, управлением своими эмоциями и физическим состоянием.

Специфичность умственной деятельности в процессе занятия спортом заключается в тесном взаимодействии между движениями тела и умственными операциями, так как обучающиеся непрерывно сверяют программу движений с ее фактическим выполнением. В результате закрепляются осознанные связи между мышечными ощущениями, двигательной задачей и способом ее решения. Движения становятся своеобразным способом познания и освоения окружающего мира.

В данном случае процесс познания и самопознания находится в единстве и взаимно друг друга дополняет. 

Вместе с тем, роль физической культуры и спорта в обучении и воспитании подрастающего поколения в настоящее время не в полной мере осознается не только подростками и детьми, но и их родителями, которые не в полной мере уделяют внимание для регулярных физических занятий.

Более того, малоподвижный образ жизни некоторых граждан, в том числе детей и подростков, чрезмерное увлечение ими мобильными телефонами и другими гаджетами, несбалансированное питание и другие факторы риска не позволяют в полной мере осознавать опасность, которая угрожает подрастающему поколению.     

В этой связи, возникает острая необходимость усиления информационного и научного обеспечения в части проведения разъяснительной работы, пропагандистской деятельности, просвещения и обучения о роли физической культуры и спорта в воспитании и обучении подрастающего поколения в современных условиях. Данная работа должна осуществляться не только в семье, но и школе и во всех образовательных учреждениях, где проходят обучение и воспитание дети и подростки.

Большое значение в данном процессе могут сыграть спортивные тренеры-педагоги, которые должны агитировать и пропагандировать спортивные ценности и их преимущества перед сегодняшними реалиями нездорового образа жизни (курение, употребление спиртных напитков и различных «энергетиков», наркотиков и других одурманивающих веществ), который, к сожалению, имеет свое развитие не только в городской, но и в сельской местностях страны.

Отводимые для занятия физической культурой часы в детских образовательных учреждениях должны быть увеличены и охватывать всех учащихся. При этом проводимые занятия не должны отличаться формализмом и незаинтересованностью педагогов в конечном результате, то есть в результатах влияния физической активности на состояние организма несовершеннолетнего лица.

По нашему мнению, основными целями обучающего и воспитательного воздействия на организм подрастающего поколения являются:

Роль тренера – педагога в данном процессе должна быть направляющей, организующей, мобилизующей и регулирующей, а также «тонко» чувствующего образовательный и воспитательный процесс становления молодого человека. Тренер-педагог должен выступать своеобразным «локомотивом, ведущим состав» к намеченной цели – физическому и психическому совершенству личности.  

Таким образом, для повышения роли физической культуры и спорта в обучении и воспитании подрастающего поколения возникает необходимость в принятии и реализации системных и безотлагательных мер, направленных на доведение до родителей и их детей информации, относящейся к вопросам укрепления здоровья и поддержания здорового образа жизни.

 

Марина Рузматова
Поделитесь: