Казахстанский политолог Марат Шибутов прокомментировал предварительные итоги президентских выборов, прошедших 20 ноября, передает ИА El.kz.
«Результаты получились ожидаемы – как и думал я, «против всех» занял второе место, но я ожидал большего его результата. Видимо это, потому что явка оказалась ниже и часть людей, которые могли бы голосовать «против всех» остались дома. Это очень хорошо видно по Алматы, где явка, кажется, оказалась самой низкой за всю историю постсоветских выборов.
В целом, получилось так, что оппозиционно настроенные люди просто на участки не пришли – их демотивировали разные хипстерские СМИ и оппозиционные деятельности, что и привело к такой подавляющей победе Касым-Жомарта Токаева. А вот лояльный ему электорат как раз весь пришел на участки.
Удачно отработал Жигули Дайрабаев – я считаю, что ему помогло не только всем известное имя, но и проявленный характер и попадание в образ такого типичного фермера и сельского агашки (хорошо сработала перепалка с Тайжаном).
Несмотря на то, что у Каракат Абден была слабенькая программа, но она также удачно сработала на имидж «настоящей казашки», а также не лезла за словом в карман в соцсетях.
Кажыкен оказался довольно блеклым, хотя по идее должен был выступать лучше всех остальных кандидатов, кроме Токаева. У него была довольно хорошая программа, но вот с продвижением были проблемы.
Также не реализовал весь свой потенциал Нурлан Ауесбаев – мог бы и жестче критиковать власть, еще против него сказалась слабая раскрученность и преобладание казахскоязычного контента. Все же у нас оппозиционный электорат больше русскоязычный.
Ну и самый слабый результат показала Салтанат Турсынбекова, несмотря на феминистичную и правозащитную программу. Против нее сказалась слабость ее штаба, который даже не мог выпустить агитацию без грамматических ошибок, а также то, что она ориентировалась на аудиторию соцсетей, в частности фейсбука, которая на выборы просто не ходит.
Отмечу, что штаб Токаева в агитации, следуя требованиям кандидата, не использовал его изображений – не было наглядной агитации с ним. Это, конечно, было большой форой для других кандидатов, но они ей воспользоваться не смогли. Многие интересные способы агитации вроде автопробегов, изображений на транспорте, СМС-ок не были использованы. Ну а штаб Токаева из-за самоограничений использовал рекламный подход в агитации, то есть подало кандидата как бренд и это дало свой положительный эффект.
В общем, казахстанцы продемонстрировали свой выбор и видно, что имидж сильного лидера, который четко представляет будущее страны и в своей деятельности не думает о себе, а думает о государстве, им по душе», - отметил Шибутов.