В Алматы на площадке региональной палаты предпринимателей «Атамекен» прошла встреча делегации членов Евразийской экономической комиссии с предпринимателями, в которой принял участие вице-министр транспорта РК Максат Каликпаров, сообщает ИА El.kz.
Для бизнесменов, по информации регпалаты, эта встреча стала возможностью озвучить возникшие проблемы и включить их в повестку следующего заседания комиссии, запланированного на сентябрь.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» организовала выездную встречу членов комиссии, что позволило представителям бизнеса встретиться с ними на местном уровне. Для предпринимателей это также стало удобным способом напрямую сообщить о своих проблемах членам ЕАЭК, не выезжая в столицу.
Во время заседания, модератор и заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов подчеркнул, что за годы существования Евразийского экономического союза Казахстан смог наладить важные торговые связи с партнерами по ЕАЭС, что стало значимой частью экономики. Были разработаны и отлажены механизмы поставок товаров между нашими странами. Тем не менее, возникают проблемы при пересечении границ грузами.
Тимур Жаркенов отметил, что казахстанские предприниматели выражают обеспокоенность в связи с участившимися случаями проведения контрольных мероприятий на таможенных постах и действиями мобильных таможенных групп. По его словам, это противоречит принципам Евразийского экономического союза, как их понимает казахстанское бизнес-сообщество. Такие действия со стороны государств-членов Союза воспринимаются негативно, поскольку они приводят к срыву поставок товаров, невыполнению контрактов и, как следствие, к временным и финансовым потерям для предпринимателей. Именно поэтому в повестку сегодняшней встречи включены актуальные проблемы, волнующие бизнес-сообщество.
На встрече с делегатами ЕАЭК предприниматели, приехавшие специально для обсуждения, подробно рассказали о проблемах, которые возникают при оформлении грузов и товаров на границах. Асхат Акчурин, директор по стратегии и экспорту АО «УральскАгроРемМаш», подробно изложил ситуацию, связанную с задержками в поставках техники в Российскую Федерацию. Он отметил, что сложности с таможенным оформлением и длительные проверки создают серьезные препятствия, что приводит к срывам сроков поставок и нарушению контрактных обязательств.
Асхат Акчурин рассказал о проблемах, возникших при поставке прицепов и полуприцепов, произведенных их предприятием. Одинцовский таможенный пост отказался зачесть утилизационный сбор, оформив груз как реэкспорт, хотя их компания не занимается реэкспортом и имеет сертификат СТ1, подтверждающий статус товаропроизводителя, зарегистрированный в реестре ЕАЭС. В результате им пришлось обратиться в Зеленоградский таможенный пост, где, несмотря на возможность учета утилизационного сбора, оформление затянулось. Процесс оформления одного груза занял от 50 до 107 дней, в то время как в странах, не входящих в ЕАЭС, все необходимые процедуры проходят всего за 6 дней. Акчурин также отметил, что размер утилизационного сбора составляет 600 тысяч рублей, что приводит к увеличению стоимости продукции после прохождения таможни. В то время как в их стране такой сбор не взимается, в России он субсидируется. По его словам, различное толкование норм Договора разными таможенными постами привело к тому, что с января по июль удалось поставить только 18 прицепов и полуприцепов, хотя до конца года планировалась реализация 140 единиц. Проблемы с электронным паспортом и утилизационным сбором блокируют реализацию, что вызывает отказы покупателей, финансовые потери, упущенное время и негативное воздействие на репутацию предприятия.
Без участия ЕАЭК невозможно решить проблему ограничений на поставки казахстанского цемента в Республику Кыргызстан. Региональный менеджер по экспорту цемента в Кыргызстан Александр Ошурков попытался кратко объяснить суть этой проблемы.
Александр Ошурков сообщил, что 12 июля 2024 года Кабинет министров Кыргызской Республики принял постановление №374, устанавливающее временный запрет на автотранспортный ввоз портландцемента на срок шесть месяцев. Он пояснил, что казахстанский цемент отличается высоким качеством и конкурентоспособными ценами, что делает его лидером на рынке. Кыргызстан является одним из ключевых экспортных рынков для казахстанского цемента, и в 2023 году объем поставок составил 9 миллиардов тенге. Поскольку 98% цемента в Кыргызстане импортируется из Казахстана, экономический ущерб от введенного запрета может достигать от 9 до 11 миллиардов тенге для экономики Казахстана. В связи с этим Ошурков предложил признать действия Кыргызстана как барьер для свободного передвижения товаров в рамках ЕАЭС и включить этот вопрос в повестку следующего заседания Совета Евразийской экономической комиссии.
Члены делегации рассмотрели 8 вопросов, каждый из которых затрагивает важность углубления интеграции для устранения внутренних барьеров, создающих сложности в бизнес-взаимодействии между странами-участницами Союза. Все вопросы направлены на преодоление препятствий, которые затрудняют эффективное сотрудничество и торговлю между государствами-членами.
В частности было акцентировано внимание на необходимости устранения этих проблем для улучшения интеграционных процессов. В данном случае стоит отметить необходимость усиления интеграции для устранения внутренних барьеров, мешающих взаимодействию бизнеса стран-участниц ЕАЭС. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединяющий Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россию, создан для углубления экономической интеграции и формирования единого рынка, где товары, услуги, капиталы и рабочая сила могут свободно перемещаться. Несмотря на значительные успехи, достигнутые в рамках Союза, внутри ЕАЭС по-прежнему существуют внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию бизнеса между странами-участницами. Чтобы преодолеть эти препятствия, необходимо укрепить интеграцию, что создаст более благоприятные условия для торговли и экономического сотрудничества.
Внутренние барьеры представляют собой административные, технические и законодательные препятствия, которые затрудняют свободное перемещение товаров и услуг между странами ЕАЭС. Эти проблемы могут проявляться в виде различий в таможенных процедурах, стандартах, правилах сертификации и налогообложения. Такие расхождения ведут к дополнительным издержкам для компаний, задержкам в логистике и усложнению бизнес-процессов.
Кроме того, разногласия в налоговой и административной сфере усложняют ведение бизнеса и увеличивают затраты на соблюдение местных требований. Это может препятствовать развитию и выходу компаний на рынки других стран-участниц ЕАЭС. Решение этих проблем требует скоординированных усилий по устранению существующих барьеров и гармонизации правил и стандартов.
Для достижения этих целей странам ЕАЭС необходимо активизировать работу по созданию единой нормативной базы и цифровой инфраструктуры, которая упростит обмен данными и уладит таможенные процедуры. Это также подразумевает гармонизацию налоговой политики и упрощение процедур для малого и среднего бизнеса, что будет способствовать созданию предсказуемой и стабильной деловой среды.
Укрепление интеграции и устранение внутренних барьеров позволит повысить эффективность взаимодействия между странами Союза, увеличит товарооборот и инвестиции, создаст новые рабочие места и улучшит условия для ведения бизнеса. В конечном итоге, это укрепит экономическое положение всех стран-участниц ЕАЭС и повысит их конкурентоспособность на международной арене.
В целом же, для поиска компромиссных решений члены комиссии планируют детально проработать все поднятые и обсужденные вопросы и вынести их на рассмотрение следующего заседания комиссии. Также они выразили намерение проводить такие выездные встречи с большей регулярностью, чтобы обеспечить более эффективное решение проблем и улучшить взаимодействие между странами-участницами Союза.