В продолжении цикла материалов из книги российского писателя Николая Зеньковича, в которой рассказывается, как Нурсултан Абишевич расставался с прошлым, созидал настоящее и заглядывал в будущее и как помогал ему в этом государственный склад ума, редакция El.kz публикует историю закрытия Семипалатинского ядерного полигона.
Что такое Семипалатинский ядерный полигон, Нурсултан Абишевич знал с давних пор. Еще когда работал в Темиртау, до него доходили слухи, что первый ядерный взрыв, произведенный в СССР в 1949 году и положивший конец монополии США, был осуществлен в Казахстане.
Причастность республики к событию действительно эпохальному наполняла гордостью сердца казахстанцев. Еще бы — семипалатинские степи дали жизнь новому сверхмощному оружию! Действительно, с той минуты, когда в атмосферу взвился страшный огненный смерч, враги должны были крепко подумать, стоит ли нападать на Советский Союз и какое возмездие в этом случае их постигнет.
Но шли годы, и вместе с ними исчезала первоначальная эйфория, вызванная ощущением своей значимости в создании ядерного щита. Чувство гордости вытесняли беспокойство и даже страх. Они возникали всякий раз, когда под ногами встревоженных жителей близлежащих районов начинала колебаться земля, ночное небо прорезали огненные вспышки и поплыли грибовидные облака.
Местное население стало жаловаться на недомогания. Заболевали не только люди, но и скот, и растения. Связь ухудшения состояния здоровья со странными явлениями в атмосфере становилась очевидной. Источником заболеваний был город Семипалатинск-21. Так назывался секретный объект, названия которого не значилось ни на одной карте. Между тем это был полнокровный город, построенный в степи исключительно для обслуживания ядерного полигона, получившего статус испытательного.
Его секретность была настолько высокой, что в советское время Нурсултан Абишевич, будучи секретарем ЦК Компартии и председателем Совета министров Казахской ССР, знал далеко не все, что там происходило. Семипалатинский полигон не подчинялся республиканским властям и полностью находился в ведении Центра.
Но, как говорится, в мире нет ничего тайного, что не стало бы явным. Сейчас известно, сколько ядерных взрывов было там произведено с 1949 по 1991 год. Ядерные заряды взрывали на земле, под землей и над землей. Всего их было 468. Из них наземных — 26, воздушных — 91, высотных — 8, подземных — 343.
Первый ядерный взрыв, произведенный в СССР в 1949 году и положивший конец монополии США, был осуществлен в Казахстане.
У Нурсултана Абишевича заныло сердце, когда он узнал об этих цифрах. Семипалатинский испытательный полигон поглотил 18 тысяч квадратных километров земли. А ведь это знаменитая Шынгысская степь, святая для каждого казаха. Родина великого поэта и просветителя Абая Кунанбаева. В своих книгах Нурсултан Абишевич называет его совестью казахской нации, а Шынгысскую степь — эпицентром степной мудрости и человеческого духа, одним из истоков казахстанской государственности — там правил легендарный Абылай-хан.
Нельзя без глубокого душевного волнения читать проникновенные строки из книги Нурсултана Абишевича «В эпицентре мира»: «По этим возвышенным равнинам когда-то шли на юг на завоевание казахской земли потомки ойратского Джангара, шли на запад тумены беспощадных полководцев Субудей-багатура и Джебе-нойона, спешили на Большой Курултай Потрясатели Вселенной, проливали свою кровь великие батыры и простые сарбазы казахских родов, слагали свои устные легенды неунывающие и остроумные акыны, вершили суд белобородые бии».
Всего несколько строк, а сколько в них возвышенного преклонения перед памятью великих предков, перед родной для казахов землей, перенесшей огромные страдания и впитавшей боль когда-то живших там людей.
И вот туда пришли другие люди, и что они сотворили с благословенной, святой землей? «Словно гигантская невидимая метла разом смахнула с лица земли обезумевшую живность и ничего не понимающую растительность... Словно гигантский сказочный дракон Айдахар, вылезший из недр земли, провел своим огромным огненным языком по ее телу».
Валерий Михайлов и Таир Мансуров, авторы книги «Нурсултан Назарбаев», вышедшей в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ) в 2015 году в Москве, приводят данные казахстанских ученых. По их подсчетам, суммарная мощность зарядов в атмосфере и на поверхности земли в 2,5 тысячи раз превысила мощность атомной бомбы, сброшенной в 1945 году на Хиросиму.
Чудовищным назвал Нурсултан Абишевич ущерб, причиненный здоровью населения и окружающей среде. Пострадавшими от ядерных испытаний были признаны 1 миллион 323 тысячи человек и земли площадью 304 тысячи квадратных километров. Радиация фактически затронула почти всю территорию Восточного Казахстана.
Общественность республики забила тревогу. Было создано антиядерное движение «Невада — Семипалатинск». Невада — это штат в США, где тоже расположен испытательный ядерный полигон. Но там дела с экологической обстановкой обстояли лучше, хотя испытаний проводилось больше, чем в Семипалатинске.
В Казахстане общественное движение «Невада — Семипалатинск» возглавил известный казахский поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов. В Москве, как и следовало ожидать, идею не одобрили: активисты ставили в пример Неваду, куда федеральные власти США ежегодно выделяли в среднем до миллиарда долларов для ликвидации негативных последствий ядерных взрывов.
Однако Нурсултан Абишевич, превозмогая сопротивление Центра, поддержал народную инициативу. Его твердая позиция сыграла решающую роль в многолетнем споре республики с Центром. Начиная с лета 1989 года испытания на Семипалатинском ядерном полигоне были прекращены. Радостная весть облетела тогда весь Казахстан: новый первый секретарь ЦК Компартии республики добился того, чего не сумели достичь его предшественники на этом посту. Даже трижды Герой Социалистического Труда, личный друг Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.
Естественно, Нурсултан Абишевич не был отмечен за свой поступок ни званием Героя, ни орденом, ни медалью, ни присвоением ему какого-нибудь почетного звания. Такого тогда и не могло быть — государственные награды являлись прерогативой центральных органов власти в Москве. А уж они-то вряд ли бы представили его к награде — он ведь одержал верх!
И все-таки награду он получил. Притом самую высшую. И называется она народной любовью. А после того, как 29 августа 1991 года, будучи президентом Казахской ССР, подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона. Газеты, оценивая поступок Нурсултана Абишевича, стали называть его спасителем нации.
И это была сущая правда. Потому что масштабы экологического бедствия приблизились к той роковой отметке, с которой начинается катастрофа. До 1953 года аулы не предупреждались о предстоящих ядерных взрывах. Вопрос о компенсации ущерба казахстанской земле никогда не поднимался. А она превращалась в огромную выгоревшую пустыню. Глаз не радовал ни один пучок зеленой травы, ни один живой зверек.
Уровень радиации превышал допустимые нормы в несколько десятков, а в некоторых очагах и в 150 раз. Писатель Мухтар Ауэзов, автор книг об Абае Кунанбаеве, страстный борец за запрещение атомного и водородного оружия, с горечью писал об умиравших от непонятных болезней земляках, о рождавшихся младенцах-мутантах.
Нурсултан Абишевич, убедившись в том, что помощи от центральных органов ждать не приходится, что политики в Москве борются друг с другом за власть, предпринял единственно правильное решение — устранил первопричину бедствия, приближавшего катастрофу. Сегодня со всей определенностью можно утверждать, что еще на пороге обретения Казахстаном государственной независимости президент Нурсултан Назарбаев проявил твердую волю и, закрыв Семипалатинский ядерный полигон, спас свой народ от надвигавшейся страшной беды. И не только свой народ.
Наукой доказано, что радиация способна произвести необратимые изменения в генетическом коде человека. Что это означает? Создатель водородной бомбы академик Андрей Сахаров предупреждал: «Где бы ни была взорвана на Земле одна мегатонна ядерного заряда, впоследствии она унесет жизни тысяч людей».
Развивая эту мысль, казахстанский лидер сформулировал свою: «Это в первую очередь негативно сказывается на на-следственности. Страдают дети, внуки и даже более отдаленные потомки...»
Без преувеличения можно сказать: закрывая ядерный полигон, Нурсултан Абишевич спасал и мир. Ну а памятный день 29 августа 1991 года благодарный казахстанскому лидеру мир стал отмечать как Международный день действий против ядерных испытаний.