Для привлечения большего количества людей к созданию интеллектуальной нации в Казахстане должны открываться максимально широкие возможности для каждого, как и для городского жителя, так и для жителя более отдаленных местностей, таких как аулы и села, а для этого как было сказано выше важно удовлетворение первых потребностей. Потенциал Казахстана в создании интеллектуального общества не совсем велик, но весом и может развиться от запланированного уровня на бумаге, до реальности при добросовестной работе, хорошей исполнительской системе, и, конечно же, при желании народа. Факторы, являющиеся основой для создания интеллектуальной нации, отвечающие видят следующим образом: создание интеллектуальной нации одна из поставленных целей нашего государства. Естественно, понятие интеллектуальной нации объемное, и включает в себя не только интеллект и знания отдельного человека, но и всего общества. Помимо знания и интеллекта это и конкурентоспособность, активная трудовая деятельность, стремление к получению новых знаний, нового опыта всем обществом, а также улучшения личностных качеств каждого человека.
При этом нужно помнить, что здесь есть место как отдельно взятого человека, так и всей массы, всего народа. Безусловно, без прочного фундамента никак нельзя построить что-то устойчивое, которое могло бы держаться десятилетиями, а то и веками. Так и в создании интеллектуального общества нужна прочная основа. Фактором, который стал бы основой интеллектуальной нации, в первую очередь является национальное самосознание. То есть, каждый гражданин должен понимать свою значимость для государства, для всего народа. Пока само общество в целом не осознает этого, то нет смысла говорить об интеллектуальной нации в стране. И как бы правительство не старалось повесить ярлык «интеллектуальной нации» на граждан, они таковыми не станут без понятия о важности и сути создания такой единой нации в целом. Второй, немаловажный фактор – четкая и слаженная работа системы образования. Понятно, что создание интеллектуального общества предусматривает определенный уровень знания. Если же правительство намерено создать таковое общество, то нужно кардинально менять нашу систему образования. К примеру, давать возможность нашим гражданам получать образование, новый опыт за границей, без какой либо оплаты, и в дальнейшем обеспечить их работой в нашей стране, что вполне подняло бы интерес молодежи работать непосредственно на свою страну, а не искать рабочие места за рубежом. Хотелось бы здесь задеть еще одну проблему, такую, как коррупция, в данном случае в сфере образования. В действительности, это большая преграда на пути создания единой интеллектуальной нации. Третьим фактором служит политический и экономический уровень государства. Не имея прочных международных связей, государству будет сложно вывозить граждан, стремящихся получить знания и опыт, в другие страны. Также, не имея собственного «толстого кошелька» государство, ну никак, не может обеспечить своих граждан необходимым уровнем знаний. Это и выпуски печатных изданий: учебные пособия для учебных заведений, библиотек. Это и обеспечение техникой: компьютерами, различными электронными гаджетами. В конце концов, тот же выезд за границу. Идея создания интеллектуальной нации требует определенного промежутка времени для своего воплощения. Толчком же воплощения этой идеи может послужить сам народ, его желание и стремление.
Казахстан уже стремится создать интеллектуальное общество. Глава нашего государства поставил цель, программу, достичь которую он планирует до 2020 года. Для достижения любой поставленной цели, в первую очередь нужно построить дорогу, путь, который будет направлять наше поколение к интеллектуальному обществу. Многие считают, что интеллектуальное общество должно развиваться с самого простого:
1.Это внедрение в учебные заведение так называемые сообщества (кружки) в которые мог бы вступить каждый желающий (школьники или студенты). В этих кружках будут проводиться всевозможные викторины и олимпиады, повышающие интеллект и грамотность учащихся.
2.Привлечение квалифицированных преподавателей в вузы Казахстана, что в дальнейшем может привести к высокому уровню знаний в той или иной сфере профессиональной деятельности, будущих специалистов.
3.Создать более доступным образование за рубежом, чтобы каждый студент мог обширнее изучать иностранные языки, также познакомиться с традициями и религиями той или иной страны, тем самым имея уникальную возможность пополнить свой «багаж» знаний. Это не все пути создания интеллектуального общества, которые участники фокус-групп хотели бы донести до нас.
В нашей стране достаточно возможностей, и существует очень широкий спектр для создания интеллектуального общества. Но для начала нужно, что бы каждый человек стремился повысить уровень своей интеллектуальности, что впоследствии приведет уже к образованию небольшого интеллектуального общества, которое с каждым годом будет все больше расти и развиваться. Предусмотрены ли в Казахстане условия для развития человеческого капитала в формировании интеллектуального общества? В ответах присутствовали разные мнения.
Что есть интеллектуальное общество? Общество, состоящее исключительно из образованных индивидов. Как мы ранее определились (на прошлых занятиях), образованный человек – это тот человек, который помимо образования как такового, имеет некоторые представления о правилах приличия, моральных ценностях, культуре. Это человек с широким кругозором, хорошими манерами и внушительным багажом прочитанных книг.
Все это – составляющие качества интеллектуально-развитого человека. Посредством чего мы получаем их? Через качественное среднее, средне-специальное и высшее образование. Через количество просмотренных и осмысленных картин и театральных постановок. Через количество прочитанных книг. Мало какой вуз сердечно признается в халатном отношении к своим студентам, но такие «вузы» сплошь и рядом. Про школы, я полагаю, можно промолчать. Зачастую, для того, чтобы выучиться, нужно потратить уйму денег, и даже в этом случае не факт, что за аппетитной синей (а если повезет, и красной) «корочкой» будут знания. Билет в театр стоит от 1200 до 2000 тенге в среднем. Для среднестатистического жителя это не так уж и мало, учитывая то, что человек, по своему обыкновению, не ходит в подобные заведения в одиночку. Библиотека не всегда отвечает требованиям читателя, а цены на книги сами знаете какие. О какой готовности к формированию интеллектуального общества может идти речь, если государство и здесь наживается на своих гражданах? Я считаю, что в Казахстане не предусмотрены условия для развития интеллектуального общества. Есть мнения прямо противоположные: "В Казахстане предусмотрены условия для развития человеческого капитала в формировании интеллектуального общества. Идея формирования интеллектуального общества входит в число наиболее принципиальных систем инициативы главы нашего государства.
Человеческий капитал в нашей стране является наиболее эффективным фактором экономического, социально-культурного, политического развития. Это главный инструмент формирования и развития экономики как высшего этапа развития мировой экономической системы. Человеческий капитал развивается в интеллектуальном обществе это прорыв в развитии системы образования, развития науки и повышение научного потенциала страны. Условия развития человеческого капитала в формировании интеллектуального общества: внедрение новых информационных и наукоемких технологий, развитие и рост индустрии знаний. Для развития человеческого капитала нужные грамотные, зрелые, предприимчивые личности, имеющие качественные знания. С каждым разом этому уделяется внимание, ведь если не концентрировать на этом внимание, то и не будет интеллектуального общества, а следовательно развития капитала. Ведь интеллектуальное общество является производством капитала и высшей ценностью человека, и не только специалиста – профессора, а человека во всей полноте качеств и свойств духовно-нравственной личности. В общем, если увеличивать инвестирование в развитие человеческого потенциала, то система образования будет вырастать и с каждым годом все больше и больше, что приведет уже к существованию человеческого капитала и его формировании в интеллектуальном обществе.
Не зря же наш президент стремится к интеллектуальной нации 2020. Без интеллектуального общества и не будет предпосылок к развитию человеческого капитала. Поэтому мы занимаемся и стремимся к интеллектуальному обществу которое уже начинает развиваться и действовать в нашей стране. Потому что происходят достижения в области науки, образования, во всем, что хорошо влияет на формирование интеллектуального общества. Условия развития капитала в формировании интеллектуального общества будет иметь достижения и множество предпосылок для этого. У нас с каждым годом условия развития капитала на высшем уровне, что безусловно лучше для нашей страны и дает развиваться дальше с каждым разом усиливая условия развития для человеческого общества. Теперь самое главное выбрать правильный путь, предусмотреть все, чтобы не было проблем, а можно было бы спокойно, верно подниматься по ступеням, каждый раз совершенствуясь.