Половое воспитание не развращает детей: Эксперт развеяла популярные мифы

10 Сентября 2022, 17:00 4792

Введение сексуального образования в воспитание детей имеет положительное влияние

Половое воспитание детей всегда было поводом для жарких дискуссий в казахстанском обществе. Как правило, эти споры неразрывно связаны с морально-этическими и физиологическими аспектами. Однако с прогрессивным мышлением общества мы стали свидетелями изменений в подходах воспитания детей современными родителями в вопросах сексуального просвещения. В беседе с автором El.kz акушер-гинеколог, преподаватель по половому воспитанию Акбота Молдабаева развенчала мифы о вреде сексуального образования и дала ценные рекомендации родителям, желающим сделать свои первые шаги в данном направлении.

Половое воспитание детей до сих пор остается спорным вопросом в обществе. Некоторые родители категорически не принимают такую тенденцию из-за множества мифов, которыми обросла тема полового воспитания. Что вы можете сказать об этом?

- Вопрос сексуального просвещения очень обширен. И вокруг него существует множество заблуждений. Самые распространенные мифы о половом воспитании: это только про секс и про то, как нужно им заниматься; это развращает детей; из-за него дети начинают свою половую жизнь раньше времени.

Конечно же, это все абсолютная неправда, и по сей день такие предположения никак не были доказаны научным путем. Напротив, исследования показывают, что введение полового воспитания в образование детей имеет положительное влияние. Реальность такова, что, смотря на новости о преступлениях в отношении детей в казахстанских СМИ, становится очевидно, что наши люди нуждаются в половом воспитании. Такие вопиющие случаи никогда не должны происходить с детьми. В первую очередь, я хочу аргументировать свою точку зрения научными данными. Если рассматривать понятие образования в целом, то очевидно, что оно направлено на содействие всестороннего развития людей, и поэтому оно должно охватывать сферу сексуальности тоже. В 2013 году ЮНЕСКО опубликовали данные о том, что всестороннее сексуальное образование является частью прав человека. То есть, каждый человек имеет право на сексуальное образование и секспросвет. Всемирная Ассоциация сексуального здоровья в 2014 году признала, что сексуальные права необходимы для достижения высоких стандартов сексуального здоровья и защиты людей от свободного проявления сексуальности с учетом прав других людей. Именно по этой причине важно понимать, что сексуальное образование крайне важно и у каждого есть право на его получение, но, к сожалению, нет правильной и четкой организации этого направления.

Все это можно объяснить тем, что из-за отсутствия понимания темы у людей возникают отторжение идеи полового воспитания и ложные представления о нем, их пугает слово «секс».

- Половое воспитание, при этом, понятие далеко не новое. Расскажите, как менялись подходы в сексуальном образовании в последние несколько лет?

- Фокус сексуального образования с годами смещался в соответствии с приоритетами, которые были представлены в области образования и здравоохранения. То есть, если между 1960 и 1970 годами внимание уделялось именно предотвращению нежелательной беременности, контрацепции, то в 1980-1990 годах у нас сильнее всего прослеживалась профилактика заражения вирусом иммунодефицита человека. Уже в 2000-х годах акцент делался на предотвращении сексизма, гомофобии, киберсталкинга (домогательства и насилия в Интернете). Мы видим, какие резкие смещения происходили в десятилетиях. При этом, фокус всегда делался только на одну тему, другие были второстепенны. Это не есть правильно, конечно. Ведь в школьном образовании мы не ставим в приоритет только одну дисциплину, все они изучаются равномерно и комплексно. Так должно быть и в сексуальном образовании. Именно поэтому в 2019 году ЮНЕСКО выделило 8 понятий, тем, которые должны быть включены в программу полового воспитания и изучаться. К ним относятся: отношения; ценности, права и культура; пол; насилие и безопасность; навыки здоровья и хорошего самочувствия; анатомия и физиология человека; сексуальность и сексуальное поведение; сексуальное и репродуктивное здоровье.

-       И все-таки, давайте подытожим. Почему половое воспитание — это не только не вредно и не опасно, но еще полезно и важно?

- Для начала нужно понять, что такое “сексуальность”. Сексуальность является одним из фундаментальных побуждений, стоящих за чувствами, мыслями и поведением каждого человека. Она определяет средства биологического воспроизводства, описывает психологические и социологические представления о себе и ориентирует влечение человека к другим. По сути, это такая же врожденная потребность, как, например, дыхание или питание. Каждый ребенок уже рождается со своей сексуальностью, но с ней следует работать. При этом, обязательно нужно учитывать, что сексуальность детская не равна сексуальности взрослой, это не одно и то же. Детская сексуальность слабо дифференцирована и плохо организована, поскольку ребенок в силу возраста многого не понимает и не знает. Ребенок не осознает четкой разницы между сексуальным и несексуальным. Для него это все одинаково. Если ребенок спрашивает у вас, что такое секс, пенис или вульва, он не привносит никакого эротизма и сексуального подтекста в эти слова. Для него это такой же вопрос, как и «а как устроен мир?», «что такое фотосинтез?» и так далее. Помните всегда одну вещь: дети любознательны, они растут, и это естественно, что у них появляются вопросы касательно своего тела.

При этом, мы, взрослые, сами того не зная, обучаем ребенка половому воспитанию с самого его рождения. Например, ребенок с первых месяцев нуждается в эмоциональной связи, которая выстраивается через внешние факторы (прикосновения к телу, лицу и звуки голоса). Первым источником такой связи являются родители. Поэтому, чем старше становится ребенок, тем больше осторожности стоит проявлять к его личным границам», - резюмировала преподаватель по половому воспитанию.

- Какую роль играет семья в половом воспитании детей и чем избегание «неудобных» разговоров может быть чревато в итоге?

- В казахстанском обществе существуют семьи, для которых тема полового воспитания под большим запретом, и таких семей немало. Многие родители аргументируют это тем, что сами как-то выросли без всего этого и выросли нормальными. При этом, есть и те, кто поддерживает секспросвет и готовы говорить на такие темы со своим ребенком с раннего возраста, но боятся, стесняются и не знают, с чего начать. Большинство родителей решаются на разговор о контрацепции, нежелательной беременности и венерических заболеваниях, когда ребенок находится уже в подростковом возрасте, но к этому моменту он и сам многое знает. А откуда? Вероятнее всего, от сверстников, телевидения или Интернета. Но друзья-ровесники не смогут рассказать об этом правильно, потому что сами знают или недостаточно, или искаженно. При этом, тема менструации и мастурбации родителями не затрагивается, потому что им неловко об этом говорить. В этих условиях ребенок в плане секспросвета предоставлен сам себе. А это, как правило, ведет к разным последствиям. Поэтому здорово, что сейчас есть родители, которые понимают, что это важно. Также имеет значение обучаться этому самостоятельно, искать и читать правильные источники информации. Это требует времени и усилий, но это нужно, чтобы ребенок вырос самостоятельным и ответственным за свою жизнь. Я считаю, что вводить половое воспитание нужно с раннего детства, примерно с 3-4 лет.

- Как правильно говорить с ребенком об этом и с чего стоит начать?

- Важное правило: всегда думайте так, как думает ребенок/подросток. Помните, что дети не знают, что такое секс, эротика и пошлость. Это ребенок и он просто любопытствует. И это очень даже хорошо. Но есть и те дети, которые не задают вопросов, они стеснительные сами по себе или просто не знают, что именно нужно спрашивать. В этом случае надо наблюдать за ребенком и предоставлять ему возможность раскрыть эту тему, и самому задавать ему вопрос. Разумеется, этот разговор должен быть в свободной ненавязчивой форме. Не стесняйтесь произносить такие слова, как «секс», «роды» и так далее. Если такая беседа дается вам трудно, можете проговорить ее для начала сами с собой.

- Что должен знать ребенок в 3-4 года?

- В первую очередь, дети должны знать реальные названия всех своих половых органов. У мальчиков - пенис, яички, мошонка, попа, анус; у девочек - вульва, попа, анус. В принципе, до 7-8 лет этих знаний будет достаточно. По ходу взросления ребенка нужно пополнять его словарный запас о строении человека. Немаловажно научить его самостоятельно ухаживать за собой и поддерживать гигиену половых частей тела, чтобы сократить количество телесных контактов взрослого с детским телом. Он должен делать это сам, тогда он будет понимать свои чувства, эмоции, ощущать что-то. Ребенок должен знакомиться с собой и это нормально, когда он сам себя трогает.

- Некоторые родители сталкиваются с тем, что ребенок проявляет с раннего возраста повышенный интерес к своему телу, в частности к половым органам. Что это может значить? Как родителям реагировать на такое поведение детей?

- В таком возрасте ребенок не знает, что такое мастурбация, он просто себя удовлетворяет. Это такие же приятные ощущения, как и любые другие. Такое может происходить и в 5, и в 6 лет. Если вы заметили подобное за своим ребенком, не пугайтесь, это нормально, это физиология. Если у ребенка есть половые органы, значит есть и эрогенные зоны. Если он касается их и ему приятно, он в этом не виноват. Очень важно это понимать. Главное соблюдать правила, где, как и когда можно это делать. Где? Ребенок должен делать это в комнате за закрытой дверью или в ванной. Как? Мыть руки и стричь ногти. Когда? Когда он один и не на публике. Потому что ребенок не понимает, что это нечто интимное и не считает это чем-то плохим. И это, действительно, не плохо, ведь он не привносит в свои действия сексуального подтекста, главное правильно донести до него это.

Секспросвет - это не только про секс, ВИЧ и прочее, это намного глубже. Он затрагивает и чувства, и эмоции. И его нужно вводить постепенно для ребенка, чтобы это тема в семье была не под запретом, ведь первым источником информации является семья. Мне бы искренне хотелось, чтобы наши казахстанские родители понимали, что об этом говорить важно, ответственно и не стыдно. Тем более, если ребенок сам задает вопрос, значит он уже готов к ответу. А взрослые должны быть готовы ответить. Поэтому я советую родителям, воспитателям и учителям заранее подготовиться к такому разговору и изучать вопрос уже сейчас.

Поделитесь: