На расширенном заседании правительства Казахстана 9 сентября 2016 года Президент страны Нурсултан Назарбаев дал поручение кабмину разработать новую программу развития сельского хозяйства.
«Приоритетом программы должно стать увеличение объемов сельхозпроизводства с акцентом на наиболее востребованные на рынке виды продукции», - сказал тогда Глава государства.
Новая реформа для агропрома
Почему назрела такая необходимость? Хотя различные программы по поддержке агропромышленного комплекса республики неоднократно сменяли друг друга, заметного эффекта от них было мало.
К примеру, так и не был использован большой ресурс личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских, фермерских хозяйств. Цифры говорят сами за себя: на более чем 1,6 миллиона личных подсобных и 185 тысяч крестьянских и фермерских хозяйств приходится до 70-90 процентов производства молока, мяса, плодов, овощей и картофеля. Учитывая малый размер хозяйств, о производстве на их базе какой-либо конкурентоспособной готовой продукции говорить не приходится.
Так, по цифрам, содержащимся в госпрограмме развития АПК, на базе хозяйств перерабатывается около трети мяса, молока, плодов и овощей. Но при этом загрузка мощностей 403 перерабатывающих предприятий АПК составляет всего 20-60 процентов.
Все это приводит к низкому экспортному потенциалу казахстанского агропрома и высокой доли импортной продукции на прилавках отечественных магазинов.
Хотя по мясу и зернобобовым культурам внутренние потребности обеспечиваются в значительной степени, в страну ввозится множество продовольственных товаров (от 40 до 90 процентов), которые потенциально могут производиться внутри страны. К их числу относятся сахар, сливочные и растительные масла, плодоовощные консервы, колбасные изделия, мясо птицы.
В числе причин такого положения дел можно назвать слабое развитие в Казахстане аграрной науки. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что связано это с малой ее востребованностью – личным и фермерским хозяйствам не до науки, пока они заняты выживанием из-за проблем с финансированием.
Помочь здесь, по замыслам чиновников, должна была финансовая поддержка в виде субсидий и льготных кредитов. Благодаря масштабным вливаниям через национальный холдинг «КазАгро» рентабельность аграрного бизнеса должна была вырасти. А следом, по замыслам, «подтянулись» бы и инновации с наукой, и экспорт сельхозпродукции за границу.
Однако на практике образовалась неравномерность в распределении субсидий. Эти средства получали менее трети сельхозтоваропроизводителей, а половина всего прямого кредитования «КазАгро» была сосредоточена на одном проценте общего числа заемщиков холдинга.
В таких условиях и было принято решение инициировать «Государственную программу развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы».
«В ближайшие пять лет производство и переработка сельхозпродукции должны стать основным источником диверсификации и драйвером экономического роста. Реализация новой роли АПК сбалансирует устойчивое развитие страны, увеличит производительность труда и обеспечит повышение уровня жизни основной части населения. Сельские жители, ведущие подсобные хозяйства, получат новые возможности для вовлечения в товарное производство через масштабную кооперацию и целевую государственную поддержку», - говорилось во введении концепции этой госпрограммы.
Остановимся подробнее на кредитной составляющей масштабного проекта. Ведь именно заемным средствам отдается функция «раскачки» казахстанского агропрома.
13 карт для одной госпрограммы
10 ноября 2017 года премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев провел совещание по вопросам развития агропромышленного комплекса страны. Чем примечательна эта новость? Впервые было упомянуто о работе над конкретным комплексом мер, по которому и предстояло бы работать кабмину.
Как сообщила пресс-служба премьер-министра, «в ходе совещания рассмотрены Карты развития приоритетных направлений АПК разработанных в целях совершенствования государственной агропромышленной политики, а также реализации Государственной программы развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы».
Всего карт было разработано 13, по одной на каждое направление: сельскохозяйственная кооперация, агропереработка, техническое перевооружение АПК, семеноводство, повышение эффективности фитосанитарных мероприятий, агрохимия, кормопроизводство, оптово-распределительные центры, вовлечение пашни в оборот, отгонное овцеводство, кардинальная модернизация аграрной науки, производство говядины и совершенствование мер господдержки.
Скорее всего, под последним пунктом и подразумевались изменения в финансовых отношениях государства с аграриями.
От субсидий к кредиту
Позднее, 14 ноября, на заседании правительства стало известно, что карта по «повышению эффективности мер господдержки» еще дорабатывается. Но посыл был ясен – поправки будут заключаться в переходе от субсидирования к льготному кредитованию. Другими словами, акценты заметно сместятся.
И тем не менее, министерству сельского хозяйства совместно с акиматами было поручено провести «детальный анализ механизма субсидирования сельхозпродукции» с учетом специализации регионов.
Уже после заседания кабинета министров первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов пояснил, что в проекте Карты модернизации агронауки утвержден поэтапный план перехода от субсидирования к льготному кредитованию.
К примеру, для повышения эффективности субсидирования и увеличения охвата субъектов агропрома мерами господдержки в 2017 году были пересмотрены 65 видов субсидий. 11 неэффективных субсидий были исключены, еще по 40 видам были изменены критерии предоставления.
По словам Айтуганова, в рамках второго этапа работы по карте решается вопрос о переходе от субсидий к «доступному и возвратному кредитованию с максимальным охватом сельхозтоваропроизводителей».
Предварительно были определены 15 видов субсидий для замены на кредиты. При этом, сообщил замглавы минсельхоза, ежегодно будут высвобождаться около 24 миллиардов тенге.
«КазАгро» даст кредит
Основным государственным оператором по финансовой поддержке сельского хозяйства является АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро».
Своей миссией холдинг видит «реализацию государственной политики по стимулированию индустриального развития АПК на принципах результативности, транспарентности и эффективного корпоративного управления структурами холдинга».
Для этих целей были созданы семь дочерних компаний: «Аграрная кредитная корпорация», «КазАгроФинанс», «КазАгроПродукт», «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», «Казагромаркетинг», «КазАгроГарант» и «Продовольственная контрактная корпорация».
Данные, приведенные на официальном портале холдинга, показывают значительные объемы финансов, вливаемых в реальный сектор экономики. К примеру, за 2016 год «КазАгро» профинансировал агропром на 280,6 миллиарда тенге. Из этой суммы 232,9 миллиарда составили кредиты.
Если же смотреть на финансирование в разрезе регионов, то 49 процентов всех денег приходятся на три региона – Акмолинскую, Костанайскую и Северо-Казахстанскую области, где значительную часть выращиваемых культур составляют зерновые.
Однако вернемся непосредственно к кредитованию аграриев. Основные направления займов – это животноводство, растениеводство, весенне-полевые работы, переработка и закуп спецтехники.
Подать заявку на кредит потенциальный заемщик может прямо на сайте холдинга.
По линии животноводства фермер может получить деньги по 10 программам. К примеру, по продукту «Береке» через «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» на приобретение поголовья крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, других сельскохозяйственных животных и птиц можно прокредитоваться под ставку в шесть процентов на сумму до 12 миллионов тенге.
А по продукту «Бірлік» можно получить деньги на приобретение оборудования для пунктов приема молока и/или молоковоза. Процентная ставка так же составит не более шести процентов, но сумма несколько меньше – она не может превышать семь миллионов тенге.
Что касается растениеводства, то здесь есть шесть продуктов. По одному из них – «Егінжай» – «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» может выдать аграрию кредит в размере шести миллионов тенге со ставкой не более шести процентов. Целью займа должно быть пополнение оборотных средств на проведение весенне-посевных и уборочных работ.
А вот по программе «Агробизнес» суммы уже гораздо выше – от одного миллиона до 40 миллиардов тенге со ставкой не более 16 процентов. Такие крупные средства выдаются на модернизацию объектов, строительно-монтажные работы, а также пополнение оборотных средств или рефинансирование ссудной задолженности.
По части аграрной спецтехники действуют пять программ – все они направлены на лизинг машин, но разнятся сугубо в зависимости от типа приобретаемой техники. Так, процентная ставка составляет от нуля до 19 процентов, а сумма может достигать 10 миллиардов тенге.
Однако, с изменениями в финансовой политике минсельхоза вышеназванные списки могут претерпеть изменения. Какие – станет известно после утверждения карт развития кабинетом министров Казахстана. Главное, чтобы кредит был доступным для агрария.