В августе этого года на заводе ТОО «СарыаркаАвтоПром», который находится в Костанае была произведена первая опытная партия электрических автобусов ANKAI A8.
По словам управляющего директора по развитию бизнеса АО «ГК «Аллюр», Михаилса Кветниса, это первый опыт предприятия в производстве полностью электрических автобусов большого класса. Ведь до сих пор на заводе выпускались только дизельные, газовые и гибридные модели. В 2017 году были произведены 20 гибридных дизель-электрических автобусов IVECO Urbanway, которые сейчас работают на городских маршрутах Астаны. В интервью порталу El.kz Михаилс Кветнис рассказал об особенностях новых электробусов.
- Сколько вы планируете произвести таких автобусов?
- Объём выпуска будет зависеть от количества заказов. Наши производственные мощности позволяют выпускать до 1500 дизельных, гибридных, газовых и электрических автобусов большого класса в год при работе в одну смену.
- Насколько производство электробусов специфично и насколько завод в Костанае готов к выполнению таких задач?
- Производство электрических автобусов существенно отличается от выпуска автобусов с другими силовыми установками, поскольку приходится больше внимания уделять электрической безопасности, например, некоторые операции выполняются в резиновых перчатках и на резиновом коврике, наладке электронных систем управления автобусом. Отличается и система «заправки» электробуса – для него требуется специальная зарядная станция. Но нет и некоторых операций по установке трансмиссии, например, по монтажу топливного бака и выхлопной системы, по заправке топливом и жидкостями. Помимо всего прочего, это энергоемкое по ресурсам производство, требующее определенного апгрейда всей производственной системы, инфраструктуры, соответствующей подготовки, наладки, предварительного тестирования, переобучения и повышения компетенций кадрового состава.
- Можно ли назвать их первыми отечественными электробусами?
- Да. Наши электробусы можно назвать первыми казахстанскими автобусами, работающими на электричестве. Учитывая собственный опыт производства и поставки гибридных дизель-электрических автобусов, ТОО «СарыаркаАвтоПром» ответственно подошло к освоению серийного производства электрических автобусов – нами был выбран проверенный временем, надёжный китайский производитель ANKAI, входящий в состав JAC Group, создана соответствующая инфраструктура. Каждый автобус поставляется со своей зарядной станцией, которая может заряжать как один, так и два автобуса одновременно. В Актау вместе с пятью электробусами поставлены и пять зарядных станций, что позволяет уже создать сеть зарядок для электробусов: расположив станции в удобных местах, чтобы обеспечить постоянную подзарядку электробусов, когда они находятся в режиме ожидания на маршруте.
- На сколько процентов казахстанский электробус состоят из китайских материалов?
- Вполне естественно, что в первой, опытной партии электробусов все основные компоненты принадлежат нашему партнеру. На сегодня в Казахстане компания «СарыаркаАвтоПром» оказывается первопроходцем в получении опыта и компетенций в создании и в эксплуатации электромобилей и электрических автобусов. И тут мы опираемся на огромный опыт наших партнёров – первые электробусы ANKAI были произведены ещё для обслуживания Олимпиады в Пекине в 2008-м году. С тех пор этой компанией накоплен огромный опыт по созданию, производству и эксплуатации электрических автобусов – сейчас производится уже пятое поколение этих машин. Было бы совсем несерьёзно рассчитывать, что, осваивая производство нового для казахстанского автопрома продукта, мы немедленно найдём у себя производителей всех компонентов, чтобы заменить ими комплектующие от брендодержателя. Но постепенно, всё глубже осваивая производство и наращивая объёмы, мы будем переходить на местные компоненты. Как в случае со школьным автобусом, глубокую локализацию которого мы освоили еще в прошлом году. Сейчас он имеет 54% долю казахстанского содержания.
Также хорошим подспорьем в наращивании компетенций по электромобилям и электробусам станет инициатива Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова в Актау. Университет приобрёл два электромобиля для студенческих исследований, и будет активно помогать Акимату г. Актау в деле освоения новой техники – электрических автобусов, постепенно готовя специалистов для обслуживания электромобилей и электробусов и для разработки компонентов для них и для зарядных станций.
- Как прошло тестирование электробусов на дорогах. В каких городах они будут курсировать и появятся ли в Астане?
- Первые тесты электробусов в Актау, в рамках прошедшего недавно саммита Прикаспийских глав государств, прошли успешно: электробусы использовались в режиме реальной эксплуатации для перевозки гостей саммита. Опробован маршрут «аэропорт Актау – центр города», длина маршрута 56 км, на котором в дальнейшем планируется использование наших электробусов. Опробована зарядная инфраструктура. Сейчас идёт отработка формальностей с компанией-оператором, оформление маршрута и тому подобные административные вопросы, и уже в сентябре планируется, что наши электрические автобусы выйдут на маршруты. Мы будем пристально следить за их эксплуатацией, и оказывать техническую и сервисную поддержку.
По поводу Астаны – этот вопрос надо задать Акимату столицы – в долгосрочной перспективе эксплуатация электробуса выгоднее его дизельного и даже газового аналога. Мы надеемся, что положительный опыт эксплуатации наших автобусов в Актау задаст новый тренд в развитии городского транспорта, и Астана, и Алматы, и Шымкент, например, окажутся «в тренде» и также приобретут электробусы ANKAI производства «СарыаркаАвтоПром». К слову, Шымкент, который с недавних пор стал городом республиканского значения, уже задает прогрессивную тенденцию в отношении обновления общественного транспорта, выражая намерение эксплуатировать автобусы костанайского производства. В настоящий момент создана рабочая группа для обсуждения развития инфраструктуры.
- По Астане давно ездят гибриды итальянской фирмы IVECO, в чем электробус ANKAI превосходит их?
- Полностью электрический автобус ANKAI абсолютно безвреден для экологии, в нём отсутствуют дизельный двигатель, коробка передач и система совмещения дизельного и электрического приводов, он дешевле и проще в эксплуатации. В гибридном автобусе IVECO используется очень «продвинутая» система совмещения привода. Между остановками автобус приводится в движение дизельным двигателем, в этом режиме дизельный двигатель работает в наиболее экономичном режиме, а при движении с малой скоростью - меньше 20 км/ч и при троганьи с места (когда дизельный двигатель наиболее неэкономичен и не «экологичен») используется электропривод. На электроприводе гибридный автобус может проехать всего 60 метров, так как в нём используется литий-ионная батарея ёмкостью всего 11 кВт.ч. Батарея заряжается за счёт рекуперативного торможения и от дизельного двигателя. Такая система позволяет значительно снизить токсичные выбросы и экономить топливо, однако, вся конструкция получается весьма сложной и дорогой.
В отличие от гибридного, полностью электрический автобус использует литий-ионные батареи ёмкостью от 160 кВт.ч (ёмкость батареи можно наращивать по модульному принципу практически без ограничений) и движется с нулевыми выбросами всё время. Батарея также заряжается за счёт возвращения энергии при торможении и от внешнего источника - зарядной станции.
- Какие характеристики у электробусов?
- Пассажирский автобус Ankai вместимостью 48 человек оборудован системой кондиционирования воздуха и предназначен для перевозок по пригородным маршрутам. В салоне установлены 4 видеокамеры, электронный автоинформатор, а также багажные полки для ручной клади. В спинки кресел встроены USB-отверстия, позволяющие зарядить мобильные устройства и другие гаджеты. Главная особенность автотранспорта в том, что он работает исключительно на электричестве, а значит, является абсолютно безвредным для экологии и экономичным в эксплуатации. На одной зарядке автобус может проехать в среднем до 180 км. Пробег зависит от мощности батареи, используемой на борту автобуса, также электробус наделен опцией, позволяющей устанавливать батарею с увеличенным запасом хода до 350 км. Чтобы полностью зарядить батарею потребуется от 4 до 5 часов при зарядке на маршруте 30 минут. В комплекте с электробусом идет зарядная станция постоянного тока, которая может одновременно обеспечивать питанием два электробуса.
Отмечу, что современные электробусы Ankai отвечают всем параметрам безопасности и качества. Более того, в передней части автобуса установлены звуковые колонки, имитирующие шум двигателя, предупреждая пешеходов, таким образом, о движущемся транспорте.
При этом надо понимать, что автобус, как и любой коммерческий транспорт, собирается под конкретный заказ, под конкретные требования покупателя – тут возможны различные варианты компоновки, ёмкости батарей, силовой электроники, электропривода, что значительно влияет и на запас хода, и на время зарядки, и на цену автобуса.
В отношении срока службы мы пока можем ссылаться только на китайский опыт наших партнёров – поставленные в 2008 году в Пекин электробусы прошли за 4 года по 110 тысяч километров каждый, прежде чем были заменены более новыми автобусами второго поколения. В 2012 году ANKAI поставил 700 электрических автобусов в 20 городов Китая – на сегодня их суммарный пробег уже составляет более 80 миллионов километров. Так что, мы не сомневаемся в надёжности и долговечности электробусов. Тем более, в них практически нечему ломаться – отсутствует ДВС, коробка передач, в электродвигателе нет трущихся деталей, а электроника сегодня уже надёжнее механических систем.
- Какие дополнительные удобства для пассажиров имеет электробус, и что предусмотрено в плане безопасности?
- Во-первых, все сиденья оборудованы ремнями безопасности, а сиденья водителя и передних пассажиров – трёхточечными ремнями безопасности. Во-вторых, кузов автобуса несущей конструкции, выполнен из высоколегированной марганцевой стали обладает высокой жёсткостью и структурной прочностью. В-третьих – автобус оборудован всеми современными системами активной безопасности, лёгок в управлении, стабилен на дороге и комфортабелен в движении.
Для комфорта и удобства пассажиров – просторный салон с кондиционером и с жидкостным подогревателем в зимнее время, с индивидуальными выводами вентиляции и с индивидуальной подсветкой, зарядные порты USB у каждого сиденья, это очень удобно, когда после длинного перелёта телефон разрядился – его можно зарядить по дороге из аэропорта. Видеоэкраны, сиденья с подлокотниками, с откидывающейся спинкой и даже раздвигающиеся по ширине, большие отсеки для багажа.
- Насколько этот экологичный общественный транспорт устойчив к суровым погодным условиям Казахстана?
- Конечно, электробус приспособлен к суровым погодным условиям. Более того, наш партнер, прежде чем заводить какую-либо модель на рынок, проводит испытания транспорта в соответствующих условиях при определенном температурном режиме. К примеру, эти электробусы прошли тест во «Внутренней Монголии» при -45 градусах и показали достойную выдержку. Поэтому нет никаких оснований сомневаться в их устойчивости в период зимней эксплуатации. Электродвигатель вообще может работать практически при любых температурах, и его не надо прогревать зимой – в нём нет трущихся деталей, нет системы смазки. Современные батареи электробусов оснащены системами охлаждения и подогрева: их температурный режим поддерживается всегда на оптимальном уровне, даже когда автобус не работает. Микроклимат в салоне создаётся кондиционером воздуха и подогревателем на жидком топливе, все сиденья оборудованы индивидуальными дефлекторами. Все автобусы оборудованы двойным остеклением.
- Как будет решаться вопрос с подзарядкой этих машин?
- Все электробусы поставлены нами с зарядными станциями - «зарядными колонками». Компания-оператор сама решает, где им удобнее устанавливать эти станции. На сегодняшний день в Актау уже установлены две зарядные колонки мощностью 50 кВт – одна в автобусном парке, а вторая – у офиса СПК «Каспий». Надо учитывать, что для зарядки электробуса не требуется каких-то специальных «заправочных станций» – зарядные колонки абсолютно безопасны, в них высокая степень электрической защиты и нет никакого горючего топлива. Фактически, зарядная колонка не опаснее банкомата и может быть установлена в любом месте.
При этом, если установить зарядные колонки по концам маршрута «аэропорт Актау – центр города», то на пополнение заряда после каждой поездки достаточно 30 минут – вполне сопоставимо со временем ожидания пассажиров.
- Усиливаются ли профессиональные требования к водителям электробуса?
- С точки зрения водителя, управлять электробусом даже проще. Конечно, надо разбираться в особенностях конкретного автобуса, учиться максимально эффективно пользоваться рекуперативным торможением, электро-усилителем руля и понимать особенности движения автобуса и потребления энергии. Водителю достаточно одного дня, чтобы пройти курс повышения квалификации с обычного автобуса на электрический, и несколько дней, чтобы привыкнуть к особенностям нового электробуса. А про электронику водителю помнить совсем не обязательно – она всё делает сама!
А если вспомнить, что водителями троллейбусов у нас в основном работают женщины, то можете себе представить, насколько легче управлять электрическим автобусом по сравнению с обычным.
- Ремонт электробусов будет обходиться дешевле, чем ремонт обычных автобусов?
- Конечно. Эксплуатация, обслуживание и ремонт электробусов обходится дешевле аналогичных с ДВС. И если стоимость обслуживания тормозной системы, рулевого управления, подвески, светотехники и системы кондиционирования сопоставима с дизельными аналогами, то у электробуса отсутствует необходимость замены масла и фильтров в двигателе и в трансмиссии, что составляет значительную часть затрат на обслуживание обычного автобуса. А в электродвигателе, в отличие от обычного ДВС с трансмиссией, вообще практически нечему ломаться, так как в нём, еще раз подчеркну, отсутствует трение – современные тяговые электродвигатели очень надёжны.
- Какая цена одного электробуса?
- Цена во многом зависит от комплектации и от пожеланий заказчика. Данные конкретные автобусы ANKAI A8, поставленные по заказу Акимата г. Актау стоят около 60 миллионов тенге.
- Большое спасибо за интервью!