Перезагрузка «Самрук-Казына»: Какие изменения произойдут в крупном инвестхолдинге РК

10 Августа 2022, 18:30 2752

Фонд будет поэтапно наращивать компетенции по международным инвестициям для последующего глобального расширения

По поручению главы государства по обеспечению нормального функционирования АО «Самрук-Казына» и перезагрузки его деятельности,  в фонде определили новую миссию и стратегию, проводится работа по оптимизации расходов: сокращения штата административно-управленческого персонала, расходов на содержание Советов директоров и Наблюдательных советов портфельных компаний.   О том, что еще ждет квазигосхолдинг, выяснял корреспондент El.kz. Подробнее – в материале.

В январе этого года на заседании правительства глава государства отметил необходимость пересмотра базовых нормативов положенности для обеспечения нормального функционирования фонда «Самрук-Казына» и то, что стоит задача перезагрузки его деятельности.

На данный момент в расширенной Дорожной карте во исполнение поручений Президента РК по вопросам реформирования фонда, утвержденной решением правления фонда от 24 февраля 2022 года, включены конкретные мероприятия по существенной оптимизации расходов, в том числе за счет сокращения численности административно-управленческого персонала, расходов на содержание Советов директоров  и Наблюдательных советов портфельных компаний и другие. Сейчас планово-экономический блок фонда ведет работу по усовершенствованию внутренних нормативных документов в целях пересмотра нормативов положенности.

В целом подходы к реформированию фонда одобрены в марте текущего года на заседании Высшего совета при Президенте Республики Казахстан по реформам с участием Главы государства. Выполнение конкретных мероприятий по реформированию деятельности Фонда находится на постоянном контроле у Администрации Президента.

АО «Самрук-Қазына» актуализировал План развития фонда на 2023-2032 годы. Миссией определено обеспечение устойчивого развития экономики и создание долгосрочной стоимости посредством эффективного управления диверсифицированным портфелем активов и поддержки бизнеса в интересах народа Республики Казахстан.

Следует отметить, что основой для устойчивого повышения национального благосостояния для фонда является стимулирование развития экономики. При этом, в Казахстане существует ряд структурных ограничений, решение которых предполагает развитие несырьевых отраслей, включая переход на следующие пределы в рамках цепочки добавленной стоимости, увеличение производительности труда, усиление инновационного развития, улучшение конкуренции, в том числе через внесение вклада в развитие малого и среднего бизнеса, а также снижение углеродоемкости экономики.

«Принимая во внимание текущую социально-экономическую конъюнктуру развития страны и роль Фонда для экономики страны, целесообразным на сегодняшний день видится фокусирование инвестиций, прежде всего, в экономику Казахстана, в том числе в целях реализации стратегических проектов. В этой связи, модель управления Фонда в ближайшие 5-8 лет определена в качестве стратегического холдинга с задачами поддержания социального и инфраструктурного развития страны. Поэтапно Фонд будет трансформироваться в инвестиционный холдинг, действующий исключительно в коммерческих интересах. В том числе Фонд намерен поэтапно наращивать компетенции по международным инвестициям (к 2040 году) для последующего глобального расширения. Это, в свою очередь позволит фонду к 2050 году стать международной инвестиционной компанией с диверсифицированным и качественным портфелем прорывных проектов и высокой долей экспорта продукции. Таким образом, Фонд усилит свою конкурентоспособность и репутацию как «перспективного партнера» в глобальном масштабе», - сообщили в фонде.

Ранее глава государства также отметил, что необходимо обратить внимание на проведение закупок фонда и их прозрачность.

«Фонд на постоянной основе ведет работу по обеспечению доступности закупок группы компаний Фонда.  В результате утверждения единого Порядка осуществления закупок удалось отойти от большого количества документов, что упрощает субъектам бизнеса, в том числе малому и среднему бизнесу использование документов с нормативной точки зрения Закупки становятся более доступными, понятными и без отсылочных норм», - заверили в АО "Самрук-Казына".

А также добавили, что порядок в большей степени ориентирован на осуществление конкурентных закупок. В закупках организаций фонда в установленном порядке могут принимать участие как отечественные товаропроизводители и предприниматели, так и нерезиденты РК.

При этом закупки способом из одного источника могут осуществляться только в исключительных случаях, когда приобретение товаров, работ и услуг конкурентным способом не представляется возможным.

Порядок предусматривает исчерпывающие требования к потенциальным поставщикам и позволяет осуществлять закупки обеспечивая соблюдение принципа «цена-качество» не допуская установления излишних барьеров для предпринимателей, в особенности только созданным или развивающимся.

В порядке информации также следует подчеркнуть, что по сравнению с 2021 годом количество оснований для закупок способом из одного источника сокращено с 34 до 20 оснований. Это один из наименьших показателей количества допустимых случаев для закупок способом из одного источника по сравнению с системами закупок других субъектов квазигосударственного сектора и (или) государственных закупок.

Также с 2018 года по настоящее время перечень внутрихолдинговых закупок сокращен с 4500 до 143 позиций.

Фонд продолжает работу по сокращению закупок способом из одного источника, в том числе, перечня внутрихолдинговых закупок с привлечением к данному вопросу Администрации Президента РК, министерства Финансов РК, Агентства по защите и развитию конкуренции РК и национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен». Модель закупок Фонда не противоречит общеустановленным принципам и стандартам закупок и не направлена на допущение каких-либо негативных факторов.


 

Темірлан Бейсенхан
Поделитесь: