Паралимпийская чемпионка Казахстана: Я верю, что еще встану на ноги!

14 Апреля 2017, 12:15 7912

Нельзя сидеть сложа руки, если отказали ноги

«Если отказали ноги, это еще не повод, сидеть сложа руки!».

Одиннадцатикратная паралимпийская чемпионка Казахстана из Экибастуза отметила свой 45-ый день рождения. В копилке Оксаны Лим 21 золотая медаль, 3 серебряных и 2 бронзовых. А недавно она защитила звание мастера спорта по гонкам на инвалидных колясках. Но спорт не единственное ее увлечение. О своем активном образе жизни спортсменка рассказала корреспонденту El.kz в беседе.

Когда Оксана Лим получила травму, из-за которой больше не смогла встать на ноги, ей было 29 лет. За несколько месяцев до трагедии молодая женщина овдовела. Но потеря супруга стала не единственным ударом судьбы за год. Тем не менее, Оксана нашла в себе силы не просто жить дальше, а добиваться успеха во всем и, не смотря ни на что.  

Я верю, что смогу ходить!

- Оксана, расскажите, кто Вам помог в трудную минуту не упасть духом?

- У меня не было ни отчаяния, ни паники. Со мной всегда были рядом родные и близкие люди, которые вели себя очень правильно. Они поддерживали меня во всем, в то же время не давали мне почувствовать себя немощной. Когда со  мной произошел несчастный случай, от меня никто не отвернулся, даже наоборот. В первую очередь это, конечно же, мама с папой, братья и сестры. На тот момент моей дочери Лене было 9 лет. Пока я была совсем лежачая, мама не отходила от меня. 

Я работала на стройке. По специальности я штукатур-облицовочник-плиточник четвертого разряда. В тот злополучный день, выполняя работу, я упала с высоты примерно 2-3 этажа. Я была в сознании. Боли не чувствовала. Но не чувствовала и ног. Я понимала тогда, что произошло что-то серьезное и запретила коллегам самостоятельно пытаться меня поднять до приезда скорой. Сознание я потеряла только в машине скорой помощи после какого-то укола. Неделю провела в реанимации. А затем еще неделю в палате. Только после этого меня отправили в Павлодар на операцию и то благодаря нашему травматологу Жуматаеву. 

Если бы операцию сделали сразу, возможно, я бы сейчас могла ходить. У нас мало специалистов-нейрохирургов. Да и томографию у нас не делали. Надо было ехать в Томск. А операция в Новосибирске стоила полторы тысячи долларов. На тот момент у меня не было таких денег. Даже если бы я все продала, на операцию бы мне не хватило. Шанс был… 

У меня был перелом позвоночника, при этом сдавило спинной мозг. Врачи давали прогнозы 50 на 50, что буду ходить. Это тоже вселяло надежду и не давало впасть в депрессию. Я очень верила, что я смогу встать на ноги. Я и сейчас верю. Я чувствую кровообращение в ногах, у меня иногда болят суставы, но стопы не работают. 

- Как Вы адаптировались к новым обстоятельствам в Вашей жизни? В чем нашли себя?

- Когда я вернулась из Павлодара, я начала рисовать. Раньше я даже не догадывалась, что умею рисовать. Я никогда этому не училась. Я рисовала лица, пейзажи – все, что видела, могла отразить на бумаге. Однажды на Пасху я нарисовала Иисуса. Это был единственный раз, когда я смогла его нарисовать. Второй раз у меня почему-то уже не получалось. Я даже пыталась из библии его срисовать. Но такая возможность, наверное, дается только один раз. 

Какой спортсмен не любит быстрой езды?!

- А как Вы пришли в спорт? 

- Я стала заниматься гонками на инвалидных колясках. И по сей день люблю этот вид спорта. Первые соревнования, в которых я приняла участие прошли в Алматы в 2005 году. Это был очень ответственный момент. И я не подвела. В первый же день завоевала две золотые медали. И на эстафете с моим партнером мы взяли серебро. Тогда мы взяли кубок за второе общекомандное место, защищая честь Павлодарской области. 

- Как часто Вы тренируетесь и где?

- Поначалу мы накачиваем руки. Занимаемся на тренажерах в обществе инвалидов. Когда уже выходим на трассу, тренировки проходят дважды в неделю. Ближе к соревнованиям работаем каждый день. Гоняем в 10 школе. Там сейчас трассу хорошую сделали. Потом на стадион. 

- Бывают ли травмы? 

- Конечно, как и в любом виде спорта. Однажды был инцидент в 2007 году в Талдыкоргане. Это была моя первая паралимпиада. У одной спортсменки край футболки зацепился за колесо. И она перегородила мне дорогу на трассе. Мне пришлось резко затормозить и я порезала себе руки. В тот день я, все таки, выиграла золотую медаль. Но я продолжила борьбу. На второй день из того, что руки были травмированы, я взяла две бронзовые медали. 

Соревнования проходят в разных городах. В 2011 году была паралимпиада в Шымкенте. В 2015 – в Павлодаре. Она проходит раз в четыре года. В этом году я готовлюсь к спартакиаде, которая пройдет осенью. 

- Вы увлеклись спортом только после травмы? 

- Я в школе прыгала в высоту, бегала и троеборием занималась. Это были соревнования между областями. У меня были хорошие результаты по бегу, даже в училище. Спортом я занимаюсь всю жизнь. 

- Мне известно, что Вы еще занимались танцами.

- Танцевать меня пригласила Светлана Иосифовна Качура – руководитель экибастузского общества инвалидов. В 2009 году я приняла участие в Первом Республиканском фестивале по спортивно-бальным танцам на инвалидных колясках, который проходил в Костанае. Первым моим партнером был Руслан Садвакасов. Мы танцевали самбу. Мы взяли 3 место. И второй танец мы исполняли с еще одной парой – танго.

Раньше я даже не представляла, что на коляске можно танцевать. Но когда попробовала, мне очень понравилось. Это космическое ощущение легкости, словно отрываешься от реальности. В 2011 году у нас был кубок по танцам. Мы танцевали под песню «Золотая рыбка». Получили сертификат в номинации «Приз зрительских симпатий». Сейчас Руслан уехал из города, и у меня нет партнера. Танцами пока не занимаюсь. 

- Можно ли сказать, что ограничившись в возможностях, Вы открыли в себе новые способности? Занимались бы Вы всем этим, если бы не травма?

- Я не считаю, что я в чем-то ограничена. Разве что в доступе в некоторые места. Я задумывалась, кем бы я была, если бы не несчастный случай. Наверное, работала бы просто на стройке. Хотя к творчеству и спорту тяга была всегда. 

Дважды бабушка

- При таком активном образе жизни остается ли время на семью?

- Конечно! У меня уже две внучки. Ульяне 4 годика и Софии 5 месяцев. Я очень люблю, когда они приходят в гости. Как и все бабушки, я нянчусь с ними. Ульяну дочка уже оставляет у меня иногда. Она называет меня Ксюшей, - улыбается Оксана. - А София еще слишком маленькая. Мне с ней пока тяжеловато оставаться наедине. У меня есть швейная машинка. Иногда я шью одежду для внучек и их кукол. Стараюсь справляться со всеми обязанностями бабушки. 

- Как Вы проводите свое свободное время?

- Свободного времени у меня много зимой. Я делаю картины из бисера. Чаще на религиозные темы. Сейчас это в основном иконы. На одной из моих работ изображена мечеть. Я сама ее нарисовала. Потом дарю свои работы родным и близким. То, насколько хорошо будет получаться картина, зависит напрямую от моего настроя.

Первая моя картина «Пегас» сейчас путешествует по свету с выставкой для людей с ограниченными возможностями, которую организовала ЮНЕСКО. Сначала она побывала в Москве. Оттуда мне прислали диплом за участие. А потом ее отправили в Токио. После Японии она должна вернуться домой. Потом я смогу ее Вам показать. 

Я все могу

- Как справляетесь с домашними делами? 

- По дому я могу делать все. Пол мою шваброй, но могу и руками, если надо. С тех пор, как умерла мама, со мной живет моя сестра Лариса. Она инвалид детства. У нее ДЦП. Но она мне очень хорошо помогает. Стирка на ней. Я слежу за порядком на кухне, а она в комнате. Еще я очень люблю кулинарию. Могу приготовить что угодно. Я и ремонтом могу заниматься. Дома для меня нет недоступных мест. Даже потолок при необходимости могу побелить.

Наша квартира не оборудована для инвалида. Даже кухонные шкафы я не стала вешать низко. Все, как у всех. Только в коридоре перила мне сделал знакомый, чтобы удобнее и быстрее было разворачиваться. А еще недавно мне построили пандус, о котором я так давно мечтала. Деньги на него прислал житель Астаны Димаш Хасенов. Я ему за это очень благодарна. Пандус получился такой, как я хотела! В отделе архитектуры мне предложили два проекта на выбор. Воспользоваться им я пока не могу. Из-за того, что пришлось поменять угол наклона, он сейчас не достает до земли.

Но руководство разреза «Восточный» выделило мне машину отсева. Привезли его еще зимой. Ребята из совета молодежи этого предприятия уже созванивались со мной. Обещали засыпать место стыка, чтобы я могла спокойно выезжать на тротуар. Евгений Семенов сказал, что надо подождать, пока подсохнет земля, что сделать работу качественно. Теперь жду, когда можно будет опробовать свой индивидуальный вход. Тогда я смогу без чьей-либо помощи выходить на улицу и отправляться по своим делам. 

- Что Вы можете посоветовать тем, кто оказался в такой же ситуации как и Вы? 

- В первую очередь рядом должны быть близкие. Они должны поддерживать, но, в то же время, не акцентировать внимание на проблеме, давать самостоятельно справляться с делами. Очень помогают любимые увлечения. Важно найти себя в том или ином занятии. Мне некогда унывать или впадать в депрессию. У меня замечательная семья. Меня окружают очень заботливые и любящие люди. Чего я всем искренне желаю. 

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: