ОЛЕГ ШИЛОВ: Мы решили создать общину, чтобы развивать культуру и традиций

27 Мая 2019, 16:49 2839
25 мая праздник не только у школьников, но и у костанайской областной общины сибирских казаков. Свой день рождения отметил ее председатель – Олег Геннадьевич Шилов.
Накануне мы поговорили с главой объединения о том, кто такие сибирские казаки, какова их история и главные цели сообщества.

- Олег Геннадьевич, расскажите о себе, своей семье, о том, как пришли в общину.
- Все мои предки, начиная с 1755 года, родились и выросли на территории современного Казахстана. Моя родовая станица – село Пресногорьковка Узункольского района. Отец родом из с. Озерное, мама из Костаная, так вышло, что сам я тоже родился в Костанае. Окончил кооперативный техникум по специальности «товаровед промышленных товаров». Работал по профессии в торговле. После развала СССР ушел в кооперативное движение.
Я был человеком, который имел патент на индивидуальную трудовую деятельность №2, номер 1 имел мой друг, который меня туда и привлек. Мы возили в Костанай кооперативные товары из Одессы: заколки, кошельки, зеркала. Это было красиво и броско, а народ советский не привык к красоте, поэтому такой товар пользовался популярностью. Потом когда разрешили торговать валютой, мы открыли обменный пункт. Так получилось, что он тоже был под номером 2. С тех пор основная моя работа – это обменный пункт.
В 2000 году я женился, а с рождением сына решил заняться казачьей деятельностью, потому что хотел, чтобы он рос среди казаков. В 2005 году мы с отцом и Василием Павловичем Воропаевым создали первую казачью общину.
У казаков, благодаря тому, что они жили обособленно, сложилась своя культура, история, идущая параллельно с русской, но, тем не менее, выделяющаяся своей самобытностью. Поэтому мы решили, что имеем право создать свою общину для того, чтобы культивировать те особенности культуры и традиций, которые отличают нас от русского народа. И нам государство никогда не противодействовало в этом.
Наша община издала порядка 12 книг по истории казачества. Некоторые авторы наши местные. Это Сергей Угренинов, Сергей Виниченко. Вообще, когда мы создали свою общину, нас очень хорошо приняли. Тогда заведующим секретариатом областной Ассамблеи был Валерий Георгиевич Вишниченко. Он сразу уделил нам вниманием, стал своеобразным проводником, помогал правильно взаимодействовать нашей общественной организации с властью. Мы его очень уважаем и всегда рады его успехам.
- Вашей общине в следующем году исполнится 15 лет. Сколько человек за это время побывало в объединении?
- Более 150 человек: кто-то уехал в Россию, кто-то посчитал, что это не его. Тем не менее, сейчас в общине более трех десятков казаков. К основным направлениям деятельности относится возрождение казачьего товарищества, того которое было у наших дедов и прадедов. Но если у них оно было обусловлено тем, что они жили в общей войсковой территории, была общая службы и войсковое управление, то у нас этого нет.
Нет службы, военных обязательств, мы – общественное объединение. Но вот это товарищество, когда каждый приходит другу на выручку, когда «сам погибай, но товарища выручай», когда казак казаку друг, товарищ и брат, вот это то, что мы хотим возродить. Мы познакомились со всеми казачьими объединениями от Троицка до Петропавловска, Омска, Томска и Новосибирска. Везде у нас есть товарищи, друзья, коллеги. Другая задача - ознакомление со своей собственной историей. И, конечно, сохранение культуры.
Мы хотим, чтобы наши дети с детства пели наши песни. Вот я своей дочери пел колыбельную «По Дону гуляет казак молодой», а сыну – «Черный ворон». Ну и самое главное – мы хотим, чтобы каждый казак занимался в первую очередь приведением себя в соответствие с казачьим идеалом.
Все мы люди со своими слабостями, но мы считаем, что жизнь казака в том, чтобы искоренять в себе пороки и культивировать добродетели.
- Олег Григорьевич, в этом году на праздновании 1 мая, ваша община угощала всех костанайцев чаем из самовара. Людям ваша инициатива пришлась по душе. Многие подходили и благодарили за такое теплое отношение.
- Это казачье гостеприимство. Казаки всегда считались служивыми людьми, поэтому желание быть полезными, желание отдавать себя служению отечеству, народу, оно в каждом казаке в крови, такая естественная черта характера.
У нас был один случай неприятный. Как-то зимой недалеко от станицы Пресногорьковка ехал автобус с людьми из Киргизии и он по пути сломался. В станице нашелся один человек, который приехал на тракторе, дотянул их до поселка, и ему за это собрали деньги. Потом вся станица говорила о том, какой он молодец, догадался, что можно на беде заработать. Для нас слышать это было дико и стыдно. Потому что при царе ни один казак бы за помощь не попросил денег. К сожалению, в современной станице уже все не так. У природных казаков, которые родились в казачьих семьях, быть полезными людям, всегда готовым прийти на помощь, всегда было нормой.
Например, в нашей семье, и дед, и отец говорили: «другие могут делать все, что захотят, а ты носишь фамилию Шилов и должен не обманывать, не предавать, быть честным, хранить честь своего рода». Конечно, я не могу за всех держать ответ, но все-таки основная масса наших казаков старается быть преданными, трудолюбивыми, полезными обществу, своей Отчизне.
- Олег Геннадьевич, вот вы родились в казачьей семье, а можно ли стать казаком?
- Можно. Изначально так было, что казачий образ жизни был связан с воинской службой, а это предполагало потери, гибель в бою. Поэтому чтобы восполнять потери, приходилось набирать людей, которые не были казаками по рождению. Был такой обряд, назывался «верстать в казаки». Опять же брали не всех подряд, только тех, кто сам желал. Этих людей испытывали на прочность и если решали, что они достойны быть в казачестве, то собирали круг, где уже принимали в свое сообщество. Третье поколение этого человека уже считалось природными казаками. И сегодня эта практика продолжается. Любой желающий может прийти в общину, написать заявление, пройти испытательный срок. За это время он смотрит изнутри на жизнь общины и через два месяца решает, хочет остаться или нет. У некоторых представления о казачестве – это «Тихий дон» и «Кубанские казаки». И когда они видят, что казаки – это не пить самогон и не нагайкой сверкать, то уходят. А кто-то остается.
- Олег Геннадьевич, всем понятно кто такие армяне, татары или корейцы. Это люди, принадлежащие определенному этносу. К какому этносу относятся казаки?
- Мы считаем, что казаки – это субэтнос русского народа. В казачестве действительно были представители многих национальностей, но большинство, костяк – это великороссы, те, кого сейчас называют русскими. Однако вливались туда и поляки, и малороссы (украинцы), и запорожские, и донские казаки, татары и даже казахи. Причем мусульмане даже меняли веру, потому что казаком может быть только православный человек. Такие случаи действительно были и записаны в церковных метрических книгах. Вот почему у казаков нет чувства национализма.
В этом отношении им близки понятия интернационала. Ведь почему они в революции 1917 года не так разобрались? Потому что им казалось, то, что проповедуют большевики правильно и нормально. Поэтому в этой трагедии произошел раскол на белых и красных, потом это очень долго преодолевалось, да и сейчас есть это идеологическое разделение казачества.
- У нас при Доме Дружбы работает сразу две казачьи общины - сибирских и оренбургских казаков. В чем же разница между вами?
- Разница между сибирскими и оренбургскими казаками по большей части состоит в территории, на которых базировались наши войска. В целом же мы очень похожи: общая граница с казахскими землями, этнический состав казачества, служба в русской императорской армии, соседство. Но, тем не менее, различия есть. Например, манера исполнения казачьих песен, разные походы.
Если сибирские казачьи войска не участвовали в русско-японской войне и в войне против Наполеона, то оренбургские казаки в них сражались большим количеством людей. Строение домов у нас отличается. У сибирцев все дворы кроют крышами, а у оренбуржцев такого нет – у них дворы открытые. В дальнейшем, когда войска развивались, у каждого казачества появлялись свои поэты, писатели. Поэтому, несмотря на то, что у нас очень много общего, есть и свои различия, которые позволяют нам идти параллельно в нашем сегодняшнем развитии.
Мы живем в мирное время и должны это ценить. Должны ценить то согласие и дружбу, которые есть в Казахстане, где каждый из нас обрел свою судьбу и свой жизненный путь.
Поделитесь: