По мнению западных и российских исследователей, общество знаний – это динамично развивающееся общество, качественное своеобразие которого определяется действием совокупности следующих факторов: 1. Широкое осознание роли знания как условия успеха в любой сфере деятельности. 2. Наличие (у социальных субъектов разного уровня) постоянной потребности в новых знаниях, необходимых для решения новых задач, создания новых видов продукции и услуг. 3. Эффективное функционирование систем производства знаний и передачи знаний. 4. Взаимное стимулирование предложения знаний и спроса на знания (предложение стремится удовлетворять имеющийся спрос на знания и формировать спрос). 5. Эффективное взаимодействие в рамках организаций и общества в целом систем/подсистем, производящих знание, с системами/подсистемами, производящими материальный продукт. Следует отметить, что выражения «общество знаний» и «общество знания» вошли в моду относительно недавно и все чаще используются социологами, экономистами, теоретиками менеджмента для осмысления процессов, происходящих в хозяйственной и политической жизни, в информационной сфере,
в структурах образования и науки, в отношениях внутри организаций и между организациями. В опубликованном ЮНЕСКО докладе «К обществам знания» утверждается: «Сегодня общепризнано, что знание превратилось в предмет колоссальных экономических, политических и культурных интересов настолько, что может служить для определения качественного состоя- ния общества, контуры которого лишь начинают перед нами вырисовываться» Общество знаний приобретает черты нового социального идеала, определяющего направленность стратегий и программ региональных, национальных и международных структур. Потребность в образовании, переподготовке, в дополнительном образовании, в «образовании на протяжении всей жизни» – одна из основных потребностей человека в обществе знания. Идею общества знаний часто связывают с именем П. Друкера – известного теоретика менеджмента. Drucker P. F. Post – capitalist society. Oxford, 1993: Butterworth-Heinemann, 1993.
В 60-х годов XX века подобные идеи высказывали Ф. Махлуп, Д. Белл, Р. Лэйн и другие авторы. Однако предметом широкого общественного интереса идея общества знаний как общества будущего становится лишь в 1990-х годах. С конца 60-х годов XX века и до наших дней предложено множество толкований того, что такое информационное общество. При всём разнообразии акцентов, степени внимания, уделяемого тем или иным технологическим, экономическим или социальным процессам, информационное общество рассматривается в рамках основных концепций как обладающее по крайней мере следующими характеристиками. Прежде всего, это высокий уровень развития компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, наличие мощной информационной инфраструктуры. Отсюда – такая важная черта информационного общества, как увеличение возможностей доступа к информации для всё более широкого круга людей. Наконец, практически все концепции и программы развития информационного общества исходят из того, что информация и знания становятся в информационную эпоху стратегическим ресурсом общества, сопоставимым по значению с ресурсами природными, людскими и финансовыми. Вместе с тем, как отметил в своем Послании «Социальноэкономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Нурсултан Назарбаев, «Казахстану необходима интеллек туальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации. Наша задача – изменить отношение казахстанцев и, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу». В решении этой стратегической задачи важнейшее место принадлежит ведущему вузу республики – Казахскому национальному университету имени аль-Фараби, который должен не только стать локомотивом развития системы высшего образования страны в соответствии с современными международными требованиями, но и вносить весомый вклад в развитие общества – науки, культуры, социальной сферы, инновационной экономики. Одним из первых проектов, предназначенных для комплексного исследования формирования интеллектуальной нации в Казахстане является проект «От интеллектуальной нации к интеллектуальному потенциалу: разработка информационно-коммуникативных технологий воздействия на массу». Работы, проведенные в целях определения ближайшего будущего и реализации комплексных программ, осуществляемых в рамках Национального проекта «Интеллектуальная нация-2020», являются первыми исследованиями в данном направлении. В целях исследования технологии формирования интеллектуальной нации по государственной программе «Интеллектуальный потенциал населения» кафедрой печати и электронных СМИ Казахского Национального университета имени аль-Фараби проведен экспертный опрос. Выборка репрезентирует представителей научной интеллигенции: профессорско-преподавательского состава КазНУ, специалистов информационно-аналитической сферы, представителя НПО и сотрудника НИИ. Как показали результаты исследования, возможности создания интеллектуальной нации в Казахстане оцениваются респондентами в равной степени как высокие и средние - по 50%. Подобное мнение в свою очередь базируется на основ- ных аспектах формирования интеллектуальной нации, которые включают в себя развитие науки, информационных технологий, обеспечение равного доступа к интеллектуальным фондам.
Ведь определяющими категориями развития экономики, социальной и общественной жизни в сегодняшнем мире стано- вятся знания и информация. Пример развитых стран показывает, что доминирующей тенденцией их развития является ориентация на знание как системообразующую основу рыночной экономики, что обусловливает бурное развитие тех отраслей промышленности и бизнеса, в которые осуществляется трансфер новых наукоемких технологий на основе инновационных подходов. Но знания сами по себе не трансформируют экономику. Для решения этой задачи необходим целый комплекс структур и мероприятий, не только позволяющих осуществить производство знаний и соответствующую подготовку кадров, но и инновационную деятельность, в широком смысле понимаемую как реализацию на рынке товаров и услуг научно-образовательного потенциала. Важное значение играет стимулирующая эти процессы нормативно-правовая база и соответствующая макроэкономическая ситуация, доступ к источникам знаний на основе прогрессивных информационных технологий и ряд других факторов, способствующих внедрению инноваций. При этом существенно возрастает роль университетов как институтов общества, производящих знание и обеспечивающих опережающую подготовку научно-образовательной, технологической, управленческой и культурной элиты, а также в концептуальном плане готовых к развертыванию структур инновационного типа и информационных систем. Коммуникация, информация и знания – движущие силы прогресса, содействующие повышению уровня и качества жизни. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), будь то традиционные или современные их формы, предоставляют людям во всем мире новые и надежные возможности развития.
Кроме того, многие страны, прежде всего наименее развитые, не имеют полноценного доступа к информации и к информа- ционным обменам, что лишает их шансов на перспективы долгосрочного и устойчивого развития. Коммуникация имеет двойную задачу – способствовать развитию экономики и менталитета.
Ее реализация связана с мультикультурными факторами и открытостью, стратегией устойчивого развития, созданием атмосферы доверия в обществе. Для Казахстана развитие информационнокоммуникационных технологий в целом и спутниковых технологий в частности становится одним из ключевых факторов в решении вопросов конкурентоспособности. Как известно, одним из основных направлений в реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития РК до 2014 года является развитие коммуникационных технологий, а также подготовка высококлассных специалистов в этой области. Согласно иследованиям Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU), специализированного подразделения ООН, определяющего стандарты в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Measuring the Information Society 2012, Казахстан на один пункт обогнал Россию в мировом рейтинге развитости информационно-коммуникационных технологий. Так, по Индексу ИКТ Казахстан занял 55-е место, а Россия - 56-е. Возглавила рейтинг Швеция, на втором месте - Сингапур, на третьем - Финляндия. Индекс разработан в 2007 году на основе 11 показателей, которыми Международный союз электросвязи оперирует в своих оценках развития ИКТ. Индекс сводит эти показатели в единый критерий, который призван сравнивать успехи в развитии ИКТ в странах мира, и может быть использован в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях. Эти показатели касаются доступа к ИКТ, использования ИКТ, а также практического знания этих технологий населением стран, охваченных исследованием. Отметим, что в рамках стратегии развития коммуникаций в Астане создан Фонд развития инфокоммуникационных технологий. Его задача – помогать казахстанцам реализовывать инновационные проекты. Уже в этом году пройдет конкурс «старт ап проектов». Победители получат средства на реализацию идей, а также возможность пройти интенсивный курс обучения основам предпринимательства. Принять участие могут как команды, так и отдельные граждане, которые прошли процедуру оценки и доказали коммерческий потенциал своего продукта или технологического реше- ния. Фонду развития инфокоммуникационных технологий будут активно помогать операторы связи «Казахтелеком», «Кселл» и «Кар-Тел». Такие фонды уже успешно работают в США и Европе. Один из наглядных примеров – «Y combinator» в США.
Инвестировав в сервис хранения данных DropBox 18 тысяч долларов, специалисты фонда создали компанию, капитализация которой в данное время достигла 4 миллиардов долларов. Организация Объединенных Наций опубликовала исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по уровню развития электронного правительства на 2012 год. Документ под названием «The United Nations E-Government Survey 2012: E-Government for the People» оценивает готовность и возможности национальных государственных структур в 190 странах в использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления гражданам государственных услуг. Согласно отчету ООН по индексу развития «электронного правительства» Казахстан по итогам 2011 года занял 38 место, обогнав такие европейские страны, как Чехия, Польша и все страны постсоветского пространства, за исключением России. По индексу «е-участие» Казахстан занимает почетное 2 место, по «онлайнуслугам» – 14 место. В настоящее время населению Казахстана в рамках «электронного правительства» предоставляется 219 интерактивных и транзакционных услуг. Об активном продвижении «электронного правительства» свидетельствует количество зарегистрированных пользователей, которое увеличилось в прошлом году по сравнению с 2010 в 2,7 раза. Через портал e-Gov выдано более 12 млн е-справок. В текущем году в пилотном режиме запланировано создание 4 специализированных ЦОН по регистрации автотранспорта и выдаче водительских удостоверений в городах Астана, Алматы, Актау и Караганды. Глобальный индекс инноваций (The Global Innovation In- dex) – это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня развития инноваций. Рассчитан по методике международной бизнес-школы INSEAD, Франция. Исследование проводится с 2007 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира. Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей: 1. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input): ● Институты; ● Человеческий капитал и исследования; ● Инфрастурктура; ● Развитие внутреннего рынка; ● Развитие бизнеса. 2. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output): ● Развитие технологий и экономики знаний; ● Результаты креативной деятельности. Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране. В 2013 году исследование охватывает 142 страну. Из 142 стран, охваченных исследованием, Казахстан занимает 84 место.
Из постсоветских государств нашу страну опередили Россия, Молдова, Эстония, Беларусь. Казахстан оставил позади Кыргызстан и Узбекистан.