Объем торговли среди участников инициативы «Один пояс – один путь» составляет более 9, 2 триллионов долларов

15 Мая 2023, 16:55 1201

С 2015 года число стран-участниц инициативы увеличилось с 60 до 150 государств в 2023 году, она охватывает 63% населения и более 50% мирового ВВП, что делает инициативу «Один пояс – один путь» крупнейшей в мире платформой международного экономического взаимодействия. Об этом заявил заместитель Председателя Правления Института внешнеполитических исследований при МИД РК Манарбек Кабазиев

С 2015 года число стран-участниц инициативы увеличилось с 60 до 150 государств в 2023 году, она охватывает 63% населения и более 50% мирового ВВП, что делает инициативу "Один пояс – один путь" (далее – «ОПОП») крупнейшей в мире платформой международного экономического взаимодействия. Об этом заявил заместитель Председателя Правления Института внешнеполитических исследований при МИД РК Манарбек Кабазиев, передает корреспондент El.kz.

Во время своего выступления на международной конференции «10 лет Шелковому пути и качественному совместному строительству "Пояса и пути", которая прошла в Астане на минувшей неделе, Манарбек Кабазиев подчеркнул, что за 10 лет инициатива трансформировалась в комплексную, масштабную и самое главное востребованную программу взаимодействия в сферах торговли, транспорта, финансов, инвестиций, культурно-гуманитарного сотрудничества и дркгих.

"Несмотря на политические противоречия, санкции и торговые войны, объем торговли среди участников инициативы демонстрирует поступательный рост и уже составляет более 9, 2 триллионов долларов. Товарооборот между КНР и странами в рамках "ОПОП" достиг 1, 35 триллионов долларов, что оказало положительное влияние на борьбу с последствиями пандемии, стабилизацию экономики и защиту благосостояния населения. Объем прямых инвестиций Китая в страны-участницы инициативы ОПОП превысил 130 миллиардов долларов", – отметил Манарбек Кабазиев.

Он также подчеркнул, что за последние три года грузовые поезда Китай-Европа-Китай заработали репутацию "дороги жизни"когда морские и воздушные перевозки были подорваны пандемией коронвавируса.

"На сегодняшний день поездами в Европу было отправлено более 109 000 тонн средств для борьбы с пандемией, а также автозапчасти, электронные изделия и сырье, что определенно гарантирует стабильность международных производственных цепочек и цепочек поставок. По оценке ряда крупных международных транспортных и экспедиторских компаний в 2023 году ожидается "взрывной рост" грузовых железнодорожных перевозок Китай-Европа-Китай, в том числе большая часть через территорию Казахстана. Убежден, что прогресс в данном вопросе будет благоприятен для увеличения пропускной способности железных дорог и пунктов пропуска в Казахстане", – сказал Кабазиев.

По словам же руковолителя Центра китайских и азиатских исследований МУА Светланы Кожировой, сегодня доля Казахстана в евразийском маршруте "Китай – Европа – Китай" значительно превышает долю других маршрутов, проходящих через Транссибирскую магистраль или Дальний Восток.

"В целом наблюдается тенденция роста грузоперевозок между Китаем и Казахстаном, объем которых в 2022 году достиг рекордных 23 миллиона тонн, что на 15% больше, чем годом ранее. При этом экспорт нефтепродуктов в таре увеличился в 14, 4 раза и продуктов переработки (комбикорма, мука пшеничная) в 6, 3 раза. За последние десять лет из Китая в Европу и обратно ушло более 35 тысяч контейнерных поездов, из которых более половины прошли через погранпереходы Достык-Алашанькоу и Алтынколь-Хоргос. В настоящее время создается сеть приграничных торгово-экономических хабов, которые станут опорной точкой Евразийского экономического союза и Единой товаропроводящей системы стран Центральной Азии с перспективой дальнейшего расширения", – отметила Светлана Кожирова.

Она добавилачто другие значительные инвестиции включают железную дорогу Шалкар-Бейнеу, Жезказган – Саксаульскую железную дорогу и паромный терминал Курык.

"В результате увеличение коридоров и пропускной способности укрепляется роль Казахстана как транзитного региона. Предполагается, что реализация проекта создания нового транспортного коридора "Западная Европа – Западный Китай" позволит переориентировать часть перевозимых из Китая товаров с морского транспорта (45 дней) на автомобильный (11 дней). По данным Минтранскома республики, общая протяженность автодороги Западная Европа – Китай составит 8 тысяч 998 км, более 3 тысяч 200 километров из которых пройдет по территории Казахстана на основе существующей автодороги Самара – Шымкент – Тараз – Кордай – Алма-Ата – Хоргос", – заключила Кожирова.

Стоит отметитьчто Китай является одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана с удельным весом в 18%. Так, в 2022 году товарооборот между странами вырос на 34% и превысил 24 миллиарда долларов, что стало новым рекордом за 30 лет. В настоящее время динамичный рост подкрепляется новыми, в том числе несырьевыми товарными позициями. Учитывая такой положительный тренд, казахстанская сторона намерена увеличить экспорт продукции в Китай по 135 видам товаров на один миллиард долларов.

"Пояс и путь" - это масштабная инфраструктурная и экономическая инициатива, запущенная Китаем в 2013 году. Она предполагает создание широкой сети транспортных и коммуникационных инфраструктур, соединяющих Китай с другими странами Азии, Европы и Африки, с целью повышения торговли, инвестиций и экономического развития.

Проект "Пояс и путь" включает в себя два основных компонента: "Шелковый путь экономического пояса" и "Морской Шелковый путь 21-го века". "Шелковый путь экономического пояса" охватывает страны Евразии, а "Морской Шелковый путь 21-го века" связывает Китай с Азией, Европой и Африкой через развитие портов, морских транспортных путей и морских экономических зон.

Инициатива включает в себя строительство новых железных дорог, автомагистралей, газопроводов, нефтепроводов, портов, аэропортов и других инфраструктурных объектов. Китай вкладывает в инфраструктуру огромные средства, оказывает финансовую поддержку странам-участницам и создает совместные инфраструктурные проекты.

"Пояс и путь" является одной из самых крупных и амбициозных инфраструктурных проектов в истории человечества и может иметь значительный вклад в экономическое развитие и процветание регионов, участвующих в ней.

Данияр Бейсембаев
Поделитесь: