Об удивительном мире угольного разреза рассказал шахтер из Экибастуза

28 Августа 2022, 11:25 5355

Шахтеры и горняки Казахстана отмечают свой профессиональный праздник

Профессия горняка в Экибастузе является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых. И на первый взгляд может показаться, что работать сюда приходят только ради более или менее хорошей заработной платы. Но разрез - это не только уголь и техника. Здесь есть свой удивительный мир, который живет необычной жизнью на глубине, образовавшейся за несколько миллионов лет.


Машинист-электрик роторного экскаватора участка добычных работ №1 разреза «Восточный» в Экибастузе с 18-летним стажем в угольной промышленности Ерганат Амренов открыл некоторые горняцкие секреты корреспонденту El.kz.

- Ерганат, расскажите о своих первых впечатлениях о разрезе.

- Я впервые побывал в разрезе со своим отцом, когда еще учился в школе. Отец тогда уже работал здесь. Это было, конечно же, в тайне. Но в разрез тогда можно было попасть. Сейчас уже такой возможности нет.

Словами описать эти впечатления невозможно. Это колоссальные ощущения для школьника. Огромная территория, глубина, мощные машины, горная техника. Мне захотелось непременно прийти работать сюда в будущем. Несколько лет спустя моя мечта осуществилась.

- Не пожалели о выборе профессии?

- Нет, конечно. Здесь в разрезе очень интересно. Это только на первый взгляд кажется, что здесь только техника и уголь, и кроме рабочих, ни единой живой души, ни единой травинки. На самом деле здесь свой отдельный мир, со своим климатом, своей фауной. Здесь в разрезе погода немного отличается от той, что на поверхности. Температура воздуха на пару градусов выше в жару и на пару градусов ниже в морозы. Да и ветер здесь потише за счет того, чтобы мы на глубине находимся.

- Интересные археологические находки обнаруживаете?

- Мы работаем непосредственно с углем. Это окаменевшие листья, торф, то что скапливалось миллионами лет и под определенным давлением, под воздействием температур образовался уголь. То, что было живое, то уже «изжарилось», так сказать. У нас сложно уже отличить, растение это было или животное. Да, в забоях видно большие пласты угля, что-то вырисовывается, но сложно определить, что это именно. А интересные находки – окаменевшие растения, животные, в основном чаще встречают на вскрышных породах до угля.

В будни днем у нас суета. Все хотят побыстрее все сделать, чтобы не оставлять на выходные. У нас есть начальник смены и мастер. Начальник ночью не присутствует, поэтому ночью и в выходные обстановка спокойнее. Хотя ночью работать сложнее.

Раньше к нам собаки приходили на пересменки. Они уже знали, когда у нас конец смены, и ждали внизу у экскаватора, когда мы спустимся и покормим их. Сейчас собак нет. Но стали наведываться лисы. Подходят достаточно близко, на расстоянии 8-10 метров. Я не знаю, где они живут, но они часто приходят к нам во время пересменки. Бывает, что они по двое сразу приходят.

Синички зимой часто к нам заглядывают в гости. Горняки вешают на поручни сало. А синички его очень любят. Голуби, воробьи прилетают. Всех подкармливаем. А еще на экскаваторе есть хвостовая часть, верхняя точка, консоль называется – противовес роторному колесу. В этом районе движения мало, удары не слышно, только вибрация. Там ежегодно у нас гнездятся хищные птицы - кобчики. Они вьют гнезда в укромных местах на многих роторных экскаваторах. Так что, несмотря на то, что здесь практически ничего не растет, животные сюда приходят часто.


- Шахтерский труд совсем нелегкий. Вы ведь видели, наверное, что отец устает на работе. Почему все равно пошли на разрез?

- Да, конечно, я понимал, что это тяжело, но физический труд учит мужчину преодолевать трудности, закаляет мужской характер, формирует крепость духа.

- Мне известно, что экскаватор, на котором вы работаете, вы собрали сами.

- Если быть точнее, мы провели его модернизацию. Мы начали ее в 2010 году. Разрез нанимал специалистов из Германии. Это были две фирмы. Одна занималась механической частью, другая – электрической. Вместе с зарубежными инженерами при помощи переводчика мы восстанавливали экскаватор, который был в консервации порядка 14 лет. А вообще эта машина 1987 года. Всего на пару лет младше меня. Она проработала в разрезе с 1987 по 1996 год. А потом стояла в консервации до 2010 года.

У зарубежных инженеров был свой проект, а мы предлагали идеи по улучшению работы экскаватора, исходя из нашего опыта. Некоторые пункты по проекту мы переделали под себя, чтобы было удобнее работать.

- Например…

- Мы размещали оборудование так, чтобы повысить доступность, сделать работу удобнее в обслуживании. Некоторые шкафы управления мы установили в тех местах, где меньше угольной пыли и вибрации. В плане освещения больше нужно было охватывать забой. Мы концентрировали освещенность именно в этой зоне. Расположение камер видеонаблюдения тоже мы продумали так, чтобы охватывать именно те участки, которые для нас важны.

Модернизацию мы делали на протяжении двух лет и вот уже 10 лет я работаю на том самом экскаваторе SRs(k) – 2000, его номер на участке 4108.

- Какие объемы добычи выполняет бригада вашего экскаватора?

- На участок дается план на месяц. В основном это 1 400 000 – 1 600 000 тонн угля. Этот объем делят на все роторные экскаваторы. Всего их на сегодня в разрезе Восточный пять. В среднем на один экскаватор приходится около 400 тысяч тонн угля. Соответственно этот объем делится на весь месяц. За смену в 12 часов в среднем каждый экскаватор должен добыть 16 тысяч тонн угля.

Также предусматривается в течении месяца технический осмотр. Дня 2-3 мы проводим краткосрочные ремонты, производим замену деталей.

- А в чем заключаются ваши должностные обязанности как машиниста-электрика?

- Все электрические шкафы, пульты управления, питание экскаватора – это моя ответственность. Я должен обеспечить безаварийность, безотказность работы экскаватора по электрической части. Если что-то выходит из строя, я должен заранее заменить, подсказать. Во время работы я осуществляю контроль за оборудованием.

- Что именно вам нравится в этой работе?

- Мне нравится выполнять поставленные задачи, осознавать значимость и пользу, которую мы приносим людям. Ведь благодаря нашей работе в домах у людей есть тепло, свет. Я считаю, что мы приносим значительный вклад в развитие Казахстана.

- Отец ваш тоже на экскаваторе работает?

- Нет. Он механик по конвейерам на участке добычных работ №2. Раньше он на том же участке был машинистом конвейера, затем бригадиром. А у меня УДР-1. Осенью отец уже идет на пенсию.

У нас многие из семьи трудятся здесь на Восточном. Моя сестра работает горнорабочим в маркшейдерском отделе. Ее супруг работает электромонтером. Муж старшей сестры работает водителем большегрузного транспорта, вывозит вскрышную породу на дробилки, внутренние отвалы.

Нас в семье шестеро детей. Двое вот работаем в разрезе. А до 2015 года здесь работала еще одна моя сестра и братишка.

- Какие заслуги у вас за 18 лет работы в угольной промышленности?

В это году я получил достаточно редкую награду «За трудовую доблесть ERG» и к ней еще премию вручили - 300 тысяч тенге. И в 2018 году городской маслихат наградил почетной грамотой за многолетний и добросовестный труд в сфере угледобывающей промыш- ленности, высокий профессионализм, значимый вклад в бесперебойную работу Экибастузского топливно-энергетического комплекса, активную жизненную позицию.

Я сравнительно недолго работаю. Думаю, еще все впереди. Уходить из угольной промышленности я пока не собираюсь.



- Как отмечаете День шахтера?

- Для нас это большой праздник. Практически как Новый год. Мы собираемся всей семьей – сестры, братья, племянники. Жарим шашлык, накрываем на стол.

На предприятии этот праздник тоже проходит всегда очень масштабно. Награждения, концерты, поездки в дом отдыха на берегу озера Жасыбай в Баянаульском районе. Но попасть туда удается не всем, так как количество мест в доме отдыха ограничено и каждый год стараются отправлять туда разных сотрудников. До меня очередь еще не дошла. Туда, если не ошибаюсь, наши горняки выезжают на два дня. Каждый год там разная и очень интересная праздничная программа, фейерверк.


Фото пресслужбы АО "ЕЭК"

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: