Все дети нуждаются в заботе и поддержке со стороны родителей. Только в таких условиях ребенок сможет безопасно расти, развиваться и полностью раскрыть свой потенциал. К сожалению, так происходит не всегда, и некоторые дети подвергаются более высокому риску физического и эмоционального вреда в результате определенных жизненных обстоятельств в семье. Некоторым родителям порой кажется, что физическое наказание ребенка за проступки — это составляющая нормального воспитательного процесса. Некоторые взрослые могут применять по отношению к своему ребенку эмоциональное насилие и даже не осознавать этого. Подробнее - в материале.
Как воспитать ребенка в благополучной среде, что такое «осознанное родительство», как быть родителям, которым трудно справиться со вспышками агрессии в отношении детей и как защитить своего ребенка от физического и психологического насилия не только в семье, но и в дошкольных и школьных учреждениях? Об этом автор El.kz побеседовала с детским психологом Жанной Сафиуллиной и экспертом по раннему детскому развитию, руководителем Института детства OYNA» Гаухар Кииковой.
Клинический детский психолог Жанна Сафиуллина
- Насилие и жестокое обращение, безусловно, имеет негативное влияние на ребенка. Жанна, но чем именно чревато такое поведение для физического и ментального здоровья детей?
- Чтобы ответить на этот вопрос, я бы в первую очередь назвала, какие существуют формы жестокого обращения и насилия в отношении детей. Эксперты различают четыре основные формы: физическое, сексуальное, эмоциональное насилие и пренебрежение основными нуждами ребенка. Физическое насилие — это преднамеренное нанесение физических повреждений детям; сексуальное насилие - когда ребенок вовлекается в какие-либо сексуальные действия со взрослым человеком; эмоциональное насилие — это длительное периодическое или постоянное психологическое воздействие на ребенка; оно может тормозить развитие личности и приводить к формированию определенные патологических черт характера. Эмоциональное насилие, к сожалению, распространенное явление, поэтому я бы начала свое объяснение именно с него.
В чем конкретно проявляется эмоциональное насилие? Постоянная критика ребенка, открытое неприятие, отвержение, угрозы в его адрес в словесной форме, обесценивание его потребностей. Это может выражаться в замечаниях, которые высказываются взрослыми в оскорбительной форме и унижают ребенка. Также к эмоциональному насилию относится преднамеренная социальная или физическая изоляция ребенка, насмешки, угрозы оставить ребенка, бросить его, манипулятивные высказывания, вроде «если не любишь меня, уходи к другой маме» или «только посмотри, что ты наделал, ты такой никому не нужен».
- Как может отразиться во взрослой жизни ребенка столь суровое воспитание в детстве?
- Последствия эмоционального насилия могут иметь самые разные проявления. У детей снижается самооценка, наблюдается подавленное состояние, возникают трудности в общении, снижается успеваемость в школе, ухудшается память. А при достаточно длительном эмоциональном насилии над ребенком может развиться депрессия и встречаются попытки самоубийства.
Дети дошкольного возраста, которые пережили физическое насилие, могут проявлять негативизм, агрессию, жестокость по отношению к животным, бывают склонны ко лжи. Иногда они даже отстают в развитии. Встречается уступчивость, пассивность, заискивающее поведение, и даже пассивная реакция на боль.
У детей постарше, от 7 до 11 лет, ко всему сказанному добавляются трудности концентрации внимания, ухудшается успеваемость в школе.
У подростков, подвергшихся насилию, мы можем наблюдать побеги из дома, случаи употребление наркотиков и алкоголя, антиобщественное поведение. Возрастает риск развития депрессии, попыток суицида.
Сексуальное насилие тоже имеет свои негативные последствия для ребенка.
С 3 до 7 лет это зачастую выражается в появлении ночных кошмаров, появляются рисунки, игры, где прослеживается сексуальная тематика. Иногда дети начинают вести себя так, будто они младше по возрасту.
У детей школьного возраста ухудшается успеваемость, бывают вспышки агрессии, в том числе, по отношению к самим себе - они наносят себе различные повреждения. Подростки начинают вести беспорядочную половую жизнь либо, напротив, полностью отвергать половые отношения или свою половую принадлежность.
Как мы с вами видим, пережитое насилие всегда имеет серьезные последствия, оставляет глубокий след, влияет на развитие детей, отражается во всех областях жизни. Насилие, пережитое в детстве – это психическая травма, которая впоследствии может ухудшать качество жизни взрослого человека. Как это может проявиться? Люди теряют доверие, трудно устанавливают близкие отношения, плохо распознают свои эмоции и эмоции других людей. Им сложно оставаться в близких отношениях с другими людьми, отсюда трудности в браке, дружбе, на работе. Многие из тех, кто пережил насилие в раннем возрасте, будучи взрослым, говорят: «Я чувствую себя так, будто живу не свою жизнью, словно я «играю в жизнь». И уже взрослые люди начинают наносить себе повреждения, например, порезы на руках. Так человек пытается почувствовать себя живым, хоть что-то почувствовать. Так или иначе, установки, появившиеся в результате пережитого в детстве насилия, в будущем влияют на все сферы жизни, будь-то семья, романтические отношения, дружеские связи, профессиональный рост и так далее.
- Почему для многих родителей воспитывать детей «ремнем» гораздо проще и доступнее, чем проводить воспитательные беседы и применять другие, более гуманные меры?
- Возможно, когда родители сами были детьми, они тоже пережили жестокое обращение или насилие со стороны взрослых. И, в результате этого, стали воспринимать насилие как естественную, обыденную часть жизни, и сами использовать насилие, как способ воспитания собственных детей. А еще в детстве из-за пережитого у родителей могла возникнуть так называемая «стратегия выживания», когда человек видит мир опасным, враждебным: нужно бороться, выживать, быть сильным, не поддаваться эмоциям. И тогда вполне вероятно, что с таким же настроем они будут воспитывать своих детей. И еще важный момент. Ребенок, который подвергался насилию, боится открыто проявлять свои чувства – страх, злость, обиду. Этих чувств будто не существует. Когда этот ребенок вырастет и у него родятся свои дети, ему станет трудно сталкиваться с сильными чувствами своих детей. Дети, как зеркало, показывают то, что совершенно не хочется видеть. Дети могут злиться, кричать, плакать, сопротивляться. И взрослому человеку тяжело смотреть, как дети открыто и спонтанно проявляют свой протест, свой гнев, поскольку его собственный гнев находится глубоко под запретом. Страшно, стыдно, и хочется немедленно остановить ребенка. И самое простое, что приходит в голову, — это те жестокие методы, которые применялись к нему самому когда-то в детстве.
Идея «плохих» эмоций часто встречается в нашей жизни. Есть штамп, стереотип, что злиться, бояться — это плохо. И если родители видят, что ребенок делает именно это, то его чувства сразу приписываются к «плохим» эмоциям. Особенно эти стереотипные методы встречаются при воспитании мальчиков. Вспомним распространенное клише, что мужчина должен быть сильным, мужественным, сдержанным и стойким, что мужчины не плачут, не поддаются эмоциям.
Чем сильнее подавлены внутри такие сильные эмоции, как страх, гнев или ярость, тем больше вероятность, что однажды они вырвутся наружу.
- Как быть родителям, которым трудно справиться со вспышками агрессии в отношении своих детей?
- Не существует каких-то готовых, универсальных стратегий. Мы все разные. Дать готовый рецепт невозможно. Важно учиться замечать приближение гнева, распознавать его причину. Поэтому полезно обратиться к специалисту – психологу, психотерапевту, постараться найти причины трудностей, отделить свой прошлый травмирующий опыт от настоящего. То, что когда-то произошло с нами — это только наша история, и дети не имеют к этому никакого отношения. Нужно не бояться встретиться с правдой о себе, чтобы изменить отношения с детьми, стать по-настоящему близкими друг к другу.
Независимый эксперт по раннему детскому развитию, председатель ОО "Институт детства OYNA» Гаухар Киикова
- Существует мнение, что если ребенка не наказывают физически, то насилия нет. Так ли это на самом деле? Что относится психологическому насилию над ребенком?
- У психологического насилия есть разные определения, но мне ближе такое: «модель поведения, которая нарушает эмоциональное развитие ребенка или его чувство собственного достоинства». К этому можно отнести очень многие методы общения с ребенком в нашей стране. Например, у нас часто сравнивают детей с другими не в пользу ребенка. Это считается методом мотивации ребенка, но, на самом деле, является психологическим насилием над ним. Такие методы воспитания не только неэффективны, они еще и вредят ребенку. Исследования показывают, что дети, которые постоянно испытывают токсичный стресс, (а постоянное психологическое насилие тоже относится к этому), имеют менее развитый мозг, чем дети из благополучной среды, где нет насилия. В попытке сделать как можно лучше для своего ребенка родители наносят непоправимый вред его развитию и здоровью. Кроме того, как показывают исследования, наиболее эффективным является родительство, основанное на авторитете родителя перед ребенком. В таком виде родительства ребенка поддерживают, помогают справляться с трудностями, предлагают помощь, где необходимо, очерчивают границы дозволенного, но никогда не используют насильственных методов воспитания.
- Что нужно сделать для того, чтобы дети не испытывали травмирующий опыт?
- В 2017 году в Казахстане было проведено исследование о насилии в отношении детей. Исследование показало, что 65% взрослых применяют психологическое насилие, а 37% - и физическое, и психологическое насилие в целях дисциплинирования детей. При этом, предполагаю, что многие не считают насилием сравнение с другими детьми, например.
В первую очередь, нужно повышать информированность родителей о методах воспитания и развитии детей. Ведь родители совершают ошибки вследствие низкой грамотности в вопросе. С другой стороны, это может быть и обычным для них поведением, и даже зная, что ребенку это навредит, они будут продолжать. Взрослые, которые сами подвергались насилию в детстве, часто продолжают такую практику со своими детьми.
Также важно закреплять ответственность родителей законодательно. У нас родителей не наказывают за оставление детей в опасности, и тем более за насильственные методы воспитания. И это служит сигналом, что родителю все дозволено, потому что это его ребенок.
- Что такое осознанное родительство? Какими принципами должны руководствоваться родители, чтобы их дети выросли счастливыми и здоровыми как ментально, так и физически?
- Осознанное родительство – целая философия. Она начинается с того, что родители понимают, почему они решаются родить ребенка, и это делается не вследствие какого-то обязательства просто потому, что они поженились и должны рожать, а потому что им действительно хочется увидеть свое продолжение в новом человеке. Когда к родительству подходишь с этой точки зрения, конечно и глубина осознания своей ответственности совсем другая. Такие родители не решают все методом проб и ошибок, они стараются принимать информированные решения, даже если они бывают порой ошибочными. Также важно иметь с ребенком крепкую эмоциональную связь и хорошо знать, чувствовать и понимать своего ребенка. Это может быть только в случае крепкой привязанности и теплых отношений. И самое основное – осознавать свою ответственность перед ребенком. Конечно, разговор не только о маме. Осознанное родительство – про обоих родителей.
- Вы, как мама двоих детей и эксперт в сфере дошкольного образования, наверняка знаете, как родителям коммуницировать с детьми безболезненно для психики и тех, и других. Есть ли какие-то универсальные советы или методики?
- Родительство – это наука. Никто нам при рождении ребенка не дает инструкцию к использованию. Наверняка мы будем совершать ошибки, даже если мы осознанные родители. Но важно, во-первых, подходить серьезно – а значит, учиться у экспертов, ученых, во-вторых, уметь признавать свои ошибки как перед собой, так и перед ребенком. Не бояться просить прощения, если действительно есть за что. Это не значит, что родитель потеряет свой авторитет. Наоборот, ребенок оценит искренность и поймет, что у человека есть право на ошибку и на проявление эмоций. Универсальный совет – любить своего ребенка и никогда не позволять себе чего-то, чего ты не позволишь себе по отношению к чужим взрослым людям. Если ты не подойдешь и не ударишь взрослого незнакомого мужчину, если он сделал что-то, что не понравилось тебе, почему ты можешь ударить своего ребенка? Или накричать на него? Вот простая проверка. Спросить себя: «А я так себя поведу, если передо мной будет стоять чужой человек?». Если нет, то не делайте этого. А вот по отношению к проявлению любви – наоборот, больше обнимать, целовать, брать ребенка на руки, говорить о своих чувствах, позволять ребенку говорить о его чувствах. Больше разговаривать и слушать ребенка. Большинство проблем можно решить в коммуникации.
- Как защитить ребёнка от физического и психологического насилия в дошкольных и школьных учреждениях? Как воспитать малышей и детей постарше так, чтобы они не боялись рассказать о подобных фактах?
- Все начинается дома. Если вы не позволяете ребенку вслух выражать свои эмоции и чувства («Не кричи; не плачь; подумаешь, больно, терпи; ты же мальчик – не ной» и так далее), если вы сами постоянно нарушаете границы ребенка («я сказала – делай! Что значит не хочу? Надо!», а также толкаете, дергаете ребенка, делаете что-то против его воли), то ребенку вы подаете сигнал, что взрослый может делать все, что угодно, потому что он взрослый. А ребенок должен молчать и терпеть.
Очень важно соблюдать границы ребенка, не нарушать их, принимать его «нет» и останавливаться, если он просит. Если не умеет говорить нет – тренируйте его. Пусть громко кричит «нет», пока вы, например, идете к нему шаг за шагом.
Ну и конечно, у родителей должны быть инструменты контроля учреждений, которые посещает их ребенок. Например, родители могут попросить предоставить документы соответствия помещения санитарно-эпидемиологическим нормам, квалификации педагогов, прописанных политик безопасности, противодействия насилию над детьми. Можно спросить, каковы будут действия сада в таких случаях и что делается для их предотвращения, узнать номер уполномоченного по правам ребенка по своему региону и поинтересоваться, какие проводятся мероприятия в садах и школах. Родители должны знать, какие есть требования к организациям – и проверять, соответствуют ли они требованиям. А также знать, куда сообщить в случае их нарушения.