Нужно ли снижать налоги в Казахстане

30 Июня 2023, 15:06 1934

 Казахстане одни из самых низких налогов в мире. ИА El.kz  изучило и сравнило налоговые режимы для физических и юридических лиц в разных странах мира. Как оказалось, мы живем в стране с щадящим климатом в отношении оброка. 

Индивидуальный подоходный налог 

Уровень индивидуального подоходного налога в развитых странах может различаться в зависимости от множества факторов, таких как доходовые ставки, налоговые льготы. И все же некоторые страны, которые известны своими высокими ставками индивидуального подоходного налога, включают:

Швеция имеет одну из самых высоких ставок подоходного налога в мире. Максимальная ставка налога на доходы составляет около 52%. 

Не лучше ситуация обстоит и франкофонных странах. В Бельгии налог на доходы также имеет прогрессивную структуру. Максимальная ставка подоходного налога составляет около 50%. Во Франции также действует прогрессивная система налогообложения доходов, и максимальная ставка налога на доходы составляет около 45%. И налоги распространяются на всех, в том числе иностранцев, которые живут в стране больше шести месяцев. Джонни Депп рассказывал, как панически убегал из страны, чтобы не попасть под французское налогообложение. 

США налог на индивидуальный доход включает семь ступеней. Каждая ступень имеет свой диапазон дохода и соответствующую налоговую ставку. 

Если вы холостой и получаете от  9,9 тысяч долларов и до 40 тысяч долларов в год, то будете платить 12%. Но американцы получают от 40 до 86 тысяч долларов, а значит платят 22% федерального налога. 

К слову самый высокий налог в США 37%. Он распространяется на тех, кто получает свыше $523,600 (для одиночных налогоплательщиков) или свыше $628,300 (для супругов, подающих декларацию совместно).

Впрочем, речь идет о зарплатах. Дивиденды с акции не облагаются в США налогами. Именно поэтому создался прецедент при котором богатейшие люди в мире вовсе не платят никаких налогов. 

А вот, что касается налогов с зарплат, то на этом фоне Казахстане выглядит страной с умеренными налогами. В Казахстане ставка ИПН для всех видов доходов 10%. При это высчитывается только доход за вычетом пенсионных платежей, а также 14 МРП - это стандартный налоговый вычет, своего рода "скидка" гражданам.   

Впрочем есть страны, где ИПН еще меньше или вовсе отсутствует. В странах с богатыми нефтяными ресурсами, например ОАЭ, Катар и Саудовской Аравии вообше нет такого налога. 

Некоторые страны Латинской Америки также стараются найти другие источники пополнения казны. Например в Гватемале ИПН всего 7%. 

Корпоративный подоходный налог

Корпоративный подоходный налог варьируется в разных странах. Самые высокие КПН во Франции, где стандартная ставка составляет 31%. Кроме того, существует дополнительная налоговая ставка в размере 3,3% на доходы, превышающие 1 миллион евро.

В Японии стандартная ставка корпоративного подоходного налога составляет около 30%. Тем не менее, существуют планы снизить эту ставку в ближайшем будущем.

В большинстве стран мира ставка корпоративного подоходного налога (КПН) оставляет около 20 процентов. Многие страны стремятся установить ставки КПН на уровне, который был бы конкурентоспособен среди других стран. Более низкие ставки КПН могут привлекать иностранные инвестиции, способствовать экономическому развитию и приводить к созданию рабочих мест. Установка ставки в районе 20 процентов может быть компромиссом между собираемыми налогами и привлекательностью для предприятий.

Некоторые страны могут выбирать ставки КПН, основываясь на своей экономической политике и стратегии развития. Установка ставки на определенном уровне может соответствовать их стратегическим целям в области инвестиций, налогообложения и экономического роста.

Ставки КПН также могут быть определены в соответствии с бюджетными потребностями страны. Налоговые поступления от корпораций могут быть важным источником государственных доходов для финансирования различных программ и услуг.

Ставка КПН также может быть установлена в соответствии с другими налоговыми ставками в стране. Государства стремятся установить сбалансированную систему налогообложения, чтобы обеспечить справедливость и эффективность в сборе налогов.

Однако есть страны, где такого налога вовсе нет. И это становится решающим фактором экономического развития. 

В ОАЭ отсутствует федеральный корпоративный подоходный налог для большинства отраслей. Однако в некоторых эмиратах, таких как Дубай и Абу-Даби, введены налоги на банковскую деятельность и нефтегазовый сектор.

 В Багамах нет налога на корпорации, а также на доходы и прибыль. Однако некоторые офшорные компании могут подпадать под другие налоговые режимы и обязательства.

Каймановы острова известны как офшорная юрисдикция с отсутствием налога на корпорации и доходы для большинства компаний. Однако они могут быть обязаны выплачивать другие налоги, такие как налог на недвижимость или лицензионные сборы.

Сейшельские острова также не взимают корпоративного подоходного налога на прибыль от бизнеса, который осуществляется вне страны. Однако налоговые ставки могут применяться к местным доходам.

В Гонконге применяется принцип "единственного налогообложения", где налогообложение осуществляется только на прибыль, полученную внутри страны. Ставка такого налога в Гонконге составляет 16,5%.

А как в Казахстане

Как отмечают в Министерстве финансов уровень теневой экономики снизился в Казахстане. Сейчас он составляет менее 20%. А именно с 27% ее удалось снизить до 19,75%. Кроме того, сборы налогов увеличились на 2 трлн тенге ежегодно.

В частности объем таможенных платежей и налогов достиг 3,4 трлн тг, что на 50% больше, чем за 2021 год.

Сейчас в Казахстане вводится декларация доходов. Начиная с 2023 года, декларацию о доходах и имуществе (форма 270.00) казахстанцы могут ее подать через портал eGov.kz и мобильное приложение еGov mobile.

Работники государственных учреждений и субъектов квазигосударственного сектора, а также их супруги также могут представлять декларацию через реализованные сервисы, такие как "Кабинет налогоплательщика" (cabinet.salyk.kz), мобильное приложение e-Salyq Аzamat, портал eGov.kz и мобильное приложение еGov mobile.

В этом году физическим лицам на бумажном носителе эту декларацию нужно сдать не позднее 15 июля, а в электронном виде - не позднее 15 сентября года.

Сейчас совместно с бизнесом Министерство финансов ведет разработку нового Налогового кодекса.
При этом ожидается дальнейшая цифровизация налогового и таможенного администрирования.

Нужно ли снижать налоги?

Снижение налогов может иметь несколько влияний на экономику развитой страны. Это может поощрять предпринимательство, инвестиции и потребление. Предприятия и индивидуальные предприниматели могут иметь больше средств для расширения бизнеса, создания новых рабочих мест и инвестирования в инновации. Более низкие налоги также могут стимулировать потребление, поскольку у населения остается больше денег для личных расходов.

Снижение налогов может сделать страну более привлекательной для иностранных инвесторов. Низкие налоговые ставки могут увеличить вероятность привлечения иностранных компаний и капитала, что способствует экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

Высокие налоговые ставки могут стимулировать развитие неформального сектора экономики, где предприниматели и работники уклоняются от уплаты налогов. Снижение налоговых ставок может сделать официальный сектор экономики более привлекательным и уменьшить мотивацию для уклонения от налогообложения.

Снижение налоговых ставок может улучшить конкурентоспособность страны на международном рынке. Более низкие налоги могут способствовать развитию экспорта, привлечению международных компаний и стимулированию инноваций.

Однако важно найти баланс между снижением налогов и обеспечением достаточных доходов для финансирования государственных расходов, включая образование, здравоохранение, социальную защиту и инфраструктуру. Налоговый кодекс развитой страны должен быть таким, чтобы обеспечивать эффективное сбор налогов, справедливое распределение налогового бремени и поддержку экономического роста.

Налоговые правила должны быть понятными и прозрачными для налогоплательщиков. Предсказуемость налоговой политики способствует созданию стабильной и надежной деловой среды, которая привлекает инвестиции и способствует экономическому росту.

Каким должен быть Налоговый кодекс

Налоговая система должна быть справедливой, обеспечивая равное распределение налогового бремени между различными категориями налогоплательщиков. Прогрессивная структура налоговых ставок, где более высокие доходы облагаются более высокими ставками, может способствовать более справедливому распределению доходов.

Налоговая политика должна создавать благоприятную среду для бизнеса и предпринимательства. Это может включать снижение административных барьеров, упрощение процедур уплаты налогов, стимулы для инвестиций и инноваций, а также защиту прав собственности.

Налоговая система должна быть эффективной в сборе налогов и устойчивой в долгосрочной перспективе. Она должна обеспечивать достаточные доходы для финансирования государственных потребностей, не создавая непомерного бремени для налогоплательщиков или подрывая экономическую активность.

Налоговый кодекс должен содержать механизмы для борьбы с налоговым уклонением, уклонением от уплаты налогов и коррупцией. Применение эффективных контрольных механизмов и санкций может помочь обеспечить справедливость и интегритет налоговой системы.

Конкретные особенности налогового кодекса будут зависеть от конкретной страны, ее экономической, социальной и политической ситуации.

Любопытные цифры

ИПН vs КПН в мире

Финляндия: 56,95% - 20%

Дания: 56% - 22%

Япония: 55,97% - 29,74%

Австрия: 55% - 25%

Швеция: 52,3% - 21,4%

Бельгия: 50% - 25%

 Израиль: 50% - 23%

 Португалия: 48% - 21%

Испания: 47% - 25%

Австралия: 45% - 30%

 Китай: 45% - 25%

Франция: 45% - 28%

Германия: 45% - 29,9%

Южная Африка: 45% - 28%

 Южная Корея: 45% - 24,2%

 Великобритания: 45% - 19%

Италия: 43% - 27,9%

Индия: 42,74% - 30%

Ирландия: 40% - 12,5%

Швейцария: 40% - 21,15%

Турция: 40% - 22%

Норвегия: 38,2% - 22% 

США: 37% - 21% (федставка)

Индонезия: 35% - 22%

Мексика: 35% - 30%

Пакистан: 35% - 29%

Канада: 33% - 26,5% (в среднем)

Бразилия: 27,5% - 34%

Египет: 25% - 22,5%

Нигерия: 24% - 30%

 Украина: 18% - 18%

Гонконг: 15% - 16,5%

Россия: 13% - 20%

Казахстан: 10% - 20%

Румыния: 10% - 16%

Черногория: 9% - 9%

Гватемала: 7% - 25%

Катар: 0% - 10%

Саудовская Аравия: 0% - 20%

ОАЭ: 0% - 20%

Рустем Омаров
Поделитесь: