Талантливый казахстанский актер сыграл свои роли в таких известных фильмах, как «Кочевник», «Біржан Сал», «Лавэ» и другие.
Общая фильмотека с участием Исмагулова насчитывает порядка 10 фильмов различного жанра. Вместе с тем, в интервью el.kz актер рассказал, что не в восторге от сыгранных им в кино ролей и считает себя больше актером театра, нежели кинематографа.
- Асылболат, расскажите чем занимаетесь в данное время. Мы слышали, что вы ушли из театра. Давно ли это произошло?
- В 2005 году.
- В каких-нибудь кинопроектах участвуете сейчас?
- В данный момент – нет. Это не зависит от меня, идей то у меня много. В некоторых книгах описаны очень хорошие сюжеты, и бы хотел попробовать претворить их в жизнь, но для этого нужны немалые средства, которыми я не располагаю. Честно говоря, я начал сниматься довольно поздно. Самые важные для меня и признанные республиканским сообществом роли я сыграл в театре. Киноиндустрия у нас больше развита в Алматы, знакомые режиссеры иногда делают предложения, но подчеркивают, что нужно быть поближе – в Алматы.
Не так давно меня звал режиссер Азербайджан Мамбетов, в то время он ставил постановку по произведению Чингиза Айтматова «Плаха». Мне он предлагал сыграть в ней главную роль – Едыге. В спектаклях мне в основном доставались главные роли. Поэтому, наверное, можно говорить, что как актер театра я был неплох.Честно говоря, сейчас я и телевизор редко смотрю, и уже не так часто хожу в театр.
- Многие ваши коллеги говорят, что актерская игра в театре несравнимо выше по уровню, чем в кино. Согласны ли вы с этим?
- Полностью согласен. В кино человек абсолютно без слуха может спеть целую арию, в театре же такое невозможно. В кино есть каскадеры, которые за тебя осуществят сложнейшие трюки, в театре же такого не может быть. В театре своего героя изучаешь от и до, во время застольной читки. В фильмах у меня были тоже были главные роли, но ни одной из сыгранных мною ролей я не доволен. И это не ложная скромность, это действительно так.
Сейчас скажу, почему: мне хочется иметь больше возможностей для импровизации, к примеру, слишком правильного героя хочется немного «испортить», поскольку, иначе персонаж не получится жизненным, ведь идеальных людей не бывает в природе. Конечно, это распространенный шаблон, но, бывает, хочется закурить, чтобы придать своему герою больше харизмы. А режиссеры зачастую чересчур консервативно подходят к подобным порывам.
- Почему ушли из театра?
- Тому были разные причины, о которых я даже говорить не хочу. Мои коллеги по ремеслу могут подтвердить тот факт, что никогда я не привязывался ни к одному режиссеру. И никогда ни у кого не просил для себя ролей. Среди режиссеров бывает распространена деспотия в некотором роде, у нас на площадке режиссер – это царь и бог. А между тем, почему мы не можем высказывать свое видение?
Для чего я учился столько лет на актера и для чего мне нужны мои мозги? Конфликты на этой почве у меня возникали нередко. Мне всегда нравились простые человеческие отношения, основанные на равенстве. Спору нет, режиссер должен быть главным во время постановки сцен, но он должен и прислушиваться к мнениям актеров, если они действительно предлагают что-то дельное. Искусство и тоталитарный метод работы – понятия абсолютно не сочетаемые.
- Недавно удалось посмотреть очередной фильм с вашим участием «Көленке» или «Тень», где вы сыграли криминального авторитета. Если верить интернету, вы снялись в нем абсолютно бесплатно…
- Честно говоря, я много раз снимался бесплатно. Многие начинающие режиссеры или студенты, увлекающиеся искусством кинематографа, уговаривали меня сняться в их малобюджетных фильмах. Видимо, молва актере, которых готов сняться бесплатно во имя развития искусства, передается быстро (улыбается).
Если честно, фильм «Көленке» - это ужас. Его снимал непрофессиональный режиссер, просто молодые ребята собрались вместе и решили снять кино. Но об этом я узнал уже потом. Меня позвали туда, сказав: «Аға, мы предлагаем вам роль одного из главных персонажей фильма – главы одной из казахстанских группировок, вас не будет постоянно видно, но вы будете главным действующим лицом». Я у них спрашивал, есть ли сценарий? На что они отвечали, что он будет придумываться на ходу. Съемки велись прямо в кабинете, меня отсняли за полчаса…
- Если взять в целом казахстанскую киноиндустрию, насколько высоки гонорары отечественных актеров?
- Откровенно говоря, это больная тема. Гонорары у нас очень маленькие. Я знаю, что среди народа ходит молва о том, что актеры – богатые люди. Наш заработок даже близко не подлежит сравнению с гонорарами наших российских коллег, о Голливуде, конечно же, мы вообще молчим.
Взять даже тот же фильм «Кочевник» - мы очень ждали высоких гонораров, хотя бы потому, что с нами вместе снимаются голливудские звезды. Конечно же, разница в оплате нашей работы, и в их гонорарах была несравнимо огромной. Хотя, актерского супер-мастерства в их исполнении я не увидел. В целом, говоря об этой картине, я бы назвал ее боевиком. Если вы помните, я сыграл в нем Толе-би, а бии были мудрецами, главным оружием которых был их ум и язык. Между тем, на нас тоже повесили сабли для пущего эффекта… Лично я свою саблю прятал под чапан.
- В рамках съемок этого фильма вам довелось поработать на одной съемочной площадке с самим Марком Дакаскосом. Расскажите об этом.
- Дакаскос – хороший трюкач. Но сильно мы на съемочной площадке не пересекались. А в жизни все они – очень общительные и хорошие ребята. Мне они понравились.
- Какая роль, включая и театр, стала для вас самой сложной? И какая запомнилась вам больше всего?
- Были у меня сложные роли, которые по какой-то причине мне не удались. Я их уже даже не помню. Мне запомнилась моя роль Бекежана в постановке «Қыз жібек», который изначально считался отрицательным героем, я же придал ему человечный оттенок. И весь зал тогда скандировал «Бекежан! Бекежан!». А известный актер, который играл Бекежана в оперной постановке, выбежал на сцену и, сев на колене, громко сказал: «Низкий поклон молодому Бекежану от старого Бекежана!». Ради таких моментов и стоит любить актерскую профессию всей душой. Это единственная стоящая награда твоему труду.
- Как вы относитесь к так называемым «диванным критикам», которые скептически относятся ко всему и постоянно высказывают свое негативное мнение? Сталкивались ли вы с такими?
- Если критика объективна – то это нормальное явление, без которого не будет прогресса. Что касается «диванных критиков», мы с коллегами обсуждая их, подозревали, что они сами являются неудавшимися актерами. Хотя, люди бывают демагогами по своей природе, на них не нужно обращать особого внимания. Таковы, как правило, занимаются бездари, у толковых людей на это попросту нет времени. Профессиональных же критиков слушать одно удовольствие, ты получаешь дельный совет, и можешь шлифовать свое мастерство и дальше.
- Давайте немного поговорим о вашей творческой студии. Как и когда вам пришла в голову идея организовать из подвала паркинга свое рабочее место?
- Я видел различного рода интриги в театре, и даже своеобразную «дедовщину». Все это мне не нравилось. От негатива я находил убежище в рисовании картин, на холсте я отражаю все свое душевное волнение. Я рисовал с самого детства. Даже когда белили стены, я рисовал на них «Трех богатырей» Васнецова или отображал другую картину. И родители меня за это не ругали. А по поводу помещения – с ним мне помогли мои друзья, за что я им очень признателен.
- Может ли в будущем ваше творчество стать источником определенного дохода?
- Оно уже таковым является, я продаю свои картины – надо же на что-то жить (смеется). К настоящему моменту я уже продал порядка 20 картин. Я не знаю точно, в каком стиле рисую, но делаю это от души. Мои картины отражают мое душевное состояние.
- Готовите ли вы картины на заказ?
- Да, конечно. В частности – портреты. Мне друзья до сих пор предлагают: «Асеке, давай организуем выставку?». Конечно, я не собираюсь соперничать с маститыми художниками, я рисую больше для души. В свободное от актерской игры время, я всегда много рисовал, посвящая этому львину часть свободного времени.
- У каждого художника есть своя муза. Если она у вас?
- Конечно! Это моя жена. Ее я также часто рисую.
- Спасибо за беседу!