Казахстанский рынок нефти активно демонстрирует прибыль. Всего за последние 6 месяцев добыча нефтепродуктов увеличилась на 10% и составила 42,6 млн тонн. Это 53% годового плана. При этом, около 78% всей добытой нефти ушло на экспорт, увеличив доход казны государства на 53%. Высоких показателей добилась и нефтепереработка страны. Так, по данным пресс-службы АО «КазМунайГаз – Переработка и маркетинг», только за январь-июнь 2017 года казахстанские нефтеперерабатывающие заводы (Атырауский, Шымкентский и Павлодарский нефтехимический завод) переработали 7,3 млн тонн нефти, что на 8,7 тыс. тонн больше плана министерства энергетики. Результат, которого так долго ждали в стране, смягчил итоги первой половины 2017 года. Однако, цены на топливо продолжают расти, в стране все больше ощущается дефицит отечественной продукции, что привело к зависимости от импорта. Какие факторы «тормозят» развитие нефтегазовой отрасли и на каком уровне реализуется проект модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов, читайте в этом материале.
Британский философ Бетран Рассел в своей фундаментальной работе «История западной философии» писал об одном человеке, который, находясь или в бреду, или под влиянием веселящего газа, утверждал, что знает «тайну Вселенной», но в здравом уме вспомнить ее не мог. Когда он попробовал разложить все обрывки, на бумаге, лежавшей рядом, была записана фраза: «Во всей вселенной пахнет нефтью». Книга вышла 71 лет назад, а идиома как прецедентный текст по сей день занимает почетное место в заголовке мировых печатных изданий, но до сих пор остается сфинксом для многих специалистов в области стилистики речи. И это справедливо! Ведь перед нами не просто «черное золото» при всем его величии, а целая наука. Сегодня нефть неотделима от нас и наших повседневных дел, что порой мы приуменьшаем значение «черного золота». От нефти зависит уровень нашей жизни, работы, досуга, передвижения. Нефть – это кровь в сосудах централизованных альянсов, не говоря уже о том, что и газ, и нефть являются значимыми элементами удобрений, от которых зависит мировая агрокультура, сельское хозяйство. Пластмасса и химикаты, его величество – пакеты, словом, вся сегодняшняя цивилизации склеена из нефти. И все же, несмотря на то, что это сырье так тесно внедрилось в жизни людей, страна все еще не научилась разумно пользоваться этим важнейшим ресурсом.
В стране насчитывается около 200 месторождений нефти и газа, 70% которых сосредоточено в Западном Казахстане. Общий объем запасов залежей оценивается в 11-12 млрд тонн. Казалось бы, в нефтеносном государстве при целесообразном регулировании нефтегазового сектора нехватка топлива должна ощущаться крайне редко. Но за последние годы дефицит топлива возник не один раз. В 2014 году - на АЗС сразу трех городов Казахстана наблюдался недостаток самой ходовой марки бензина - АИ-92. Тогда автолюбителям заправляли свои авто в исключительном количестве топлива или, уж совсем, на заправку обращались только по талонам. Не менее сумбурная ситуация на рынке нефти сложилась зимой 2016 года, когда количество поставляемого топлива из России резко снизилось. Импорт, к слову, его значительное увеличение могло бы решить проблему дефицита ГСМ. Но здесь риски импортозависмости слишком высоки: тут и зависимость от цен рос.нефтепродукта, зависимость в качестве топлива, не говоря уже о затратах на перевозку “товара”. Безусловно, этими вопросами правительство страны озадачено много лет, и с 2009 года государство берет курс на реализацию проекта по модернизации действующих нефтеперерабатывающих заводов.
Второе дыхание отечественных НПЗ
Попробуйте представить перед собой модель комплекса, который будет перегонять нефть. Человек с техническим образованием, более того, выпускник факультета нефтяного дела в два счета «набросает» на бумаге схему завода. Для других же процесс переработки сырья остается инкогнито и оставляет в голове сотни вопросов, на каждую из которых данный материал просто не сможет вместить в себе ответы. Нужно понимать, что нефтеперерабатывающий завод – это очень сложное сооружение, целый организм, при правильном функционировании всех частей которых, человек может получить нужный продукт.
По мнению историков, нефть и смола использовались еще в древние времена, но первый нефтеперерабатывающий завод (далее - НПЗ) в Казахстане был построен лишь в 1945 году в городе Гурьев. И уже 8 сентября того же года Гурьевский НПЗ начал промышленную выработку бензина и официально был признан днем рождения завода мощностью 800 тысяч тонн переработки нефти в год. В этот день, несмотря на все тяготы войны, можно представить, каким громким ликованием всех трудящихся был наполнен город и поздравлениями архитекторов и авторов проекта завода; день, который напророчил людям начало новых крупных нефтяных открытий. Через 30 лет спустя в Казахстане началось строительство еще одного нефтеперерабатывающего завода в Павлодаре, известный тем, что на нём впервые в СССР был введен в эксплуатацию комплекс КТ-1 по глубокой переработке мазута. А немного погодя в эксплуатацию был введен третий, самый молодой завод в Шымкенте. В общей сложности в стране действуют три нефтеперерабатывающие заводы, которые за все свои прожитые годы изрядно постарели и требуют, как это модно сейчас говорить, модернизации. По этому поводу правительство РК утвердило программу модернизации сразу трех казахстанских НПЗ. При этом под словом модернизация имеется в виду не просто реконструкция оборудования и прочих систем. На самом деле на территориях действующих НПЗ строятся абсолютно новые заводы, не останавливая работу существующего производства. Все это звучит очень перспективно, но и дорого! Построить новые и усовершенствовать старые производства – затратное удовольствие. Зачем нефтяному государству привлекать такие немалые средства? Понятно, что сама по себе модернизация не является целью. Это лишь одно, правда, очень важное, мероприятие (подцель), которое необходимо для достижения цели более высокого уровня.
К примеру, обновление НПЗ в Атырау (далее – АНПЗ), которое планировалось свершиться в два этапа: строительство комплекса по производству ароматических углеводородов (2009-2014) и создание комплекса глубокой переработки нефти, запуск которого был перенесен на 2017 год. Как бы то не было, для Атырауской нефтепереработки 2015 год был более, чем удачным: тут и торжественные пуски реконструированных, и вновь построенных технологических установок, вместе с этим была получена первая партия бензола. Словом, переход на Евро-4 в регионе состоялся. Этот важный рубеж взят. Проект, стоимостью $1,1 млрд., приведет к увеличению глубины переработки до 65%, сейчас этот показатель равен 57%. Касательно последнего (комплекс глубокой переработки нефти), в АНПЗ сетуют о том, что завод станет первым предприятием, которое будет производить автомобильное топливо уровня Евро-5. Комплекс, в который было инвестировано около 1,7 млрд. долларов США, обещает повысить глубину переработки нефти до 85%, и уже в 2017 году автовладельцы смогут ощутить разницу качества ГСМ. Время покажет.
Тем временем, на самом молодом предприятии – Шымкентском НПЗ запустили уникальную установку изомерации, строительство которого длилось 3 года. Этот крупный технологический объект превращает низкооктановый бензин в высококачественное топливо, на котором ездит вся Европа. Для автолюбителей нашей страны завод уже отправляет первые 3000 тонн на АЗС. В общей сложности на предприятии планируют выпускать 200 тысяч тонн в год. Этого мало для Казахстана, но НПЗ планирует увеличивать обороты.
Что касается нефтехимического завода (НХЗ) в Павлодаре, ситуация с модернизацией предприятия сложилась лихорадочная. Реконструкция объектов на НХЗ стартовала еще в 2009 году. Но начало и окончание работы периодически сдвигалось, а объем инвестиции значительно уменьшался: с 1 млрд долларов до 700 млн долларов. Однако сегодня завод разработал механизм и за последние 7 месяцев увеличил объемы нефти на 10,6%, это 433 121 тонны нефти. Вместе с этим в нефтехимическом заводе продолжается работа по производству и отгрузки дорожного битума, за 7 месяцев 2017 года объем смолоподобного продукта составила 166 632 тонны.
Так, что же получается: обновление трех заводов успешно завершается, объем переработанной нефти наращивается, продукт бочками доставляется на АЗС страны, но бензин при этом стоит 142 тенге за литр, что значительно дороже, чем в предыдущие годы. При этом большая часть населения республики тяготеют к импортному топливу, «потому что качеством лучше», - сетуют они. Эксперты считают, что качество нефти зависит от природы сырья. Т.е., если сырье на завод поступает из разных месторождений, то высок риск, что вещества в сырье будут не из одного физико-химического состава. Получится смесь парафина, серы и металла, а деметаллизацию проводить в заводах страны еще не научились, утверждают специалисты. На качество производимой продукции, в частности, так и в целом, на развитие важнейшей отрасли оказывают влияние такие факторы, как интерес инвесторов, разумное расходование средств и государственный контроль, чтобы ограничить покупателей от некачественного топлива.