Современный Наурыз: вспоминаем традиции

13 Марта 2017, 16:57 17035

Как сейчас в Казахстане празднуют современный Наурыз 

Казахстанский Наурыз, Азербайджанский Новруз байрам или узбекский Навруз – все это разные названия одного праздника – дня, когда встречают весеннее равноденствие. Так как, Наурыз – древний праздник, который празднуют по всему миру, ЮНЕСКО включил его в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. А как сейчас в Казахстане празднуют Наурыз? Какие традиции сохранили, а какие упразднили?

Канун праздника

В странах востока, как и у европейцев, последняя неделя перед Новым годом – это время, когда люди должны были очищаться как физически, так и духовно. Чтобы вступить в год грядущий без грехов и с чистой совестью, люди по всему миру старались попросить прощения у всех, кого обидели, навестить тех, у кого давно не были в гостях; убраться в жилище, выстирать всю одежду (чтобы избавиться от накопленного негатива). Люди и сейчас следуют этой умной традиции. Но есть у казахов и еще одна традиция в преддверии Наурыза, которую сейчас позабыли. Называется она «Среда радости». В последнюю среду старого года нужно было очистить себя от грехов с помощью огня и воды. Хоть это и звучит угрожающе, но на самом деле вовсе не страшно. Чтобы очиститься, следовало разжечь семь костров и прыгнуть через них по одному разу. Либо, если не так масштабно, то можно было упростить задачу и просто перепрыгнуть костер семь раз подряд. То же самое и с водой. Только она обязательно должна была быть проточной.

А еще у казахского народа был и другой интересный обычай. В ночь перед праздником, дабы весь следующий год был плодородным, скотина хорошо доилась и не было засухи, наполняли три емкости: первую зерном, вторую молоком и третью ключевой водою. Сейчас эта традиция сохранилась лишь в небольших глухих аулах.

Коктас

Традицию, связанную с коктасом – синем камнем (мрамор), казахи уже сотню лет как позабыли за ненадобностью. Считалось, что 21 марта, в день весеннего равноденствия, коктас в Самарканде начинал таять, и от него каждый мог отрезать по кусочку, чтобы отнести на могилу усопшего родственника. Такое подношение считалось верхом уважения к памяти родни, так как эта горная порода очень ценилась и была редкостью. Но вскоре мрамор стал доступен, практически, каждому и паломники перестали ездить за ним в Самарканд. Поэтому и данная традиция канула в лету. Но обычай поминать умерших в этот день, все же, в некоторых регионах сохранился. Существует поверье, что души в день весеннего равноденствия возвращаются в дома к своим родным.

Традиции молодежи

Среди молодого населения были свои устоявшиеся традиции. К примеру, хорошим знаком считалось на Наурыз попросить за праздничным дастарханом руку и сердце своей возлюбленной у ее родителей. Таким способом молодая семья обрекала себя на долгую безбедную семейную жизнь. Еще в этот праздник девушки для юношей, к которым они питали симпатию, готовили специальное угощение «уйкы ашар» («развевающее сон»). А юноши, отведав угощение, должны были преподнести в качестве благодарности и знака уважения ответный подарок, который бы символизировал красоту и молодость. Это могли быть гребни, зеркальца или украшения.

Что касается современности, то сейчас попросить руку своей возлюбленной у ее родни в Наурыз – это, скорее, не дань традиции, а просто подходящий момент. Ведь, в большие праздники практически все люди пребывают в хорошем расположении духа и часто дают положительные ответы на просьбы. Ну а дарить подарки и угощать – обычай, который испокон веков не прерывался и соблюдается до сих пор.

Праздничный стол

Еще с древних времен считалось: чем щедрее встретишь Наурыз, тем больше будет достатка для вас в новом году. Поэтому семьи старались выкладывать на дастархан все самое лучшее из своих запасов и весь день угощать гостей. А еще в старину обязательным было собраться всем аулом в условленном месте и варить в общем котле мясо быка «бель-котерер» («выправляющий стан»). Каждый, кто отведает мясо этого сильного животного, тоже обязательно приобретет физическую мощь. После чего все расходились по домам, чтобы подготовиться к визиту гостей.

Естественно, были и традиционные праздничные блюда. В их числе знакомая всем похлебка «Наурыз коже». Готовится она из семи ингридиентов: вода, мясо, молоко, злаки, мука, жир и соль. У каждой хозяйки свой рецепт приготовления этого ритуального блюда, но неизменным было само количество составляющих в нем. Ведь в национальной мифологии число семь имеет магический смысл, означающий бесконечность, абсолют, символ жизни и смерти. Поэтому в народных обычаях обязательно присутствует эта цифра. Конечно, дастархан был заполнен не только «Наурыз-коже», но и другими традиционными блюдами. Но сейчас на праздничный стол выставляют те яства, которые почитают в семье, не смотря на обычаи и традиции. Даже «Наурыз-коже» современные хозяйки перестали готовить, заменив его на блюда модной кухни.

Народные гуляния

Сейчас, как и век назад, сохранились многие народные забавы, в числе которых и спортивные состязания, и игры, и катания на качелях (алтыбакан). Особую популярность получили скачки на лошадях (байга), борьба (казакша курес), настольная игра «Тогыз кумалак», а также айтысы. Жители города (или села) собираются на главной площади, чтобы посмотреть праздничный концерт и поучаствовать в развлечениях. В большинстве казахстанских (преимущественно городских) семей весь праздник начинается и заканчивается на этой площади. Посмотреть концерт, угоститься в инсталляционных юртах коже, покататься на качелях – вот он, современный Наурыз. И вместо вечерних посиделок с гостями у дастархана, молодежь идет в кино или в ресторан. Вот такой он, наурыз-модерн.

Подытоживая, хочется отметить, что многие народные традиции празднования Наурыза казахи утратили не по собственной воле. В 1926 году, во времена Советской власти и тоталитаризма, Наурыз отменили как пережиток прошлого. И лишь в 1988 году его вновь решили возобновить официально. И пока праздник был в забвении, его все же отмечали тихо и тайно в семейных кругах, без традиционных игрищ, костров и многих других колоритных обычаев.

Юлиана Вагнер
Поделитесь: