Как ожидается, текущий счет платежного баланса перейдет в положительную зону и сложится с профицитом. О среднесрочных прогнозах платежного баланса рассказал заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов в интервью Forbes.kz, - передает El.kz.
«В нынешнем прогнозном раунде при базовом сценарии мы закладываем постепенное снижение цены на нефть с текущих уровней до уровня в среднем $90 за баррель в 2023 году. При такой прогнозной траектории цен текущий счет платежного баланса в этом году перейдет в положительную зону, то есть сложится с профицитом. Это будет первый профицит за последние восемь лет. Его обеспечат высокие цены на сырьевые товары, которые составляют основу казахстанского экспорта. Даже с учетом высоких уровней импорта и выплат доходов иностранным прямым инвесторам сырьевого сектора при базовом сценарии профицит составит $7 млрд.В 2023 году также за счет высокого уровня экспорта профицит расширится до $7,5 млрд.», - говорит А.Баймагамбетов.
Он отмечает, что Нацбанк ожидает, что экспорт по методологии платежного баланса в 2022 году увеличится существенно – на 35,2%, до $81,6 млрд. Рост будет наблюдаться в продажах нефти и ненефтяных товаров – черных, цветных металлов, урана, а также зерновых культур. При этом основной вклад в увеличение экспорта, безусловно, будет вносить нефть. Исторически нефть занимает порядка 60% всего казахстанского экспорта.
По его мнению, позитивная динамика продолжится в следующем году.
«В 2023 году стоимость экспорта в базовом сценарии также будет высокой – прогнозируется его рост до $83,3 млрд. Благодаря высокой базе текущего года сам прирост будет не очень большим – плюс 2,2%. Такой показатель будет достигнут за счет прогнозируемого Министерством энергетики увеличения объемов добычи – до 92,6 млн тонн с 85,7 млн тонн в 2022 году, которое будет нивелировано сценарной корректировкой высоких сырьевых цен предыдущих лет в сторону некоторого снижения», - отмечает зампред Нацбанка.
В своих прогнозах Нацбанк закладывает рост экспорта.
«Основные каналы экспорта казахстанской нефти – трубопроводы КТК и Атырау – Самара. На КТК приходится внушительная доля экспорта нефти. Исторически она составляет порядка 80%. Поэтому риски остановки КТК очень значимы для состояния казахстанского платежного баланса», - говорит А.Баймагамбетов.
По его словам, при формировании оценок по экспорту нефти в базовом сценарии Нацбанк опирается на прогнозы Министерства энергетики по объемам добычи.
«Согласно ожиданиям, объемы добычи по итогам этого года останутся на уровне предыдущего года и составят 85,7 млн тонн», - говорит он.
Что касается экспорта товаров, за первое полугодие 2022 года совокупный официальный экспорт товаров удвоился, увеличившись на 56,2%, до $42,2 млрд, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
«Если разложить этот рост на составляющие, то картина будет такой: 52,3% было обеспечено сырьевыми товарами и их первичной обработкой и лишь остальные 3,9% – готовыми товарами. С другой стороны, доля готовых товаров в экспорте продолжает нарастать с 5,1% в 2014 году до 8,5% в 2021 году. В номинальном выражении – с $4,1 млрд до $5,1 млрд. Этому, в том числе, способствует рост ценовой конкурентоспособности за счет свободного плавания тенге. Однако имеющийся потенциал по росту несырьевого экспорта не реализован в полной мере, и показатель все еще остается на низком уровне», - отмечает зампред Нацбанка.
Подводя итоги, он отметил: «Текущий счет в Казахстане последние семь лет находился в дефицитной зоне. Но по итогам 2022 года ожидается переход в зону профицита. Он на краткосрочном горизонте несколько снизит давление на макроэкономические показатели страны, однако структурных преобразований за собой не несет. Все потому что профицит будет обеспечен лишь ростом стоимости нефти и металлов, подчеркивая тем самым высокую подверженность страны мировым шокам.Снижение зависимости от изменения внешней конъюнктуры возможно лишь за счет работы по решению структурных проблем платежного баланса: низкой диверсификации экспорта, высокой зависимости от импорта, концентрации иностранных инвестиций в сырьевом секторе экономики».