Нашим комментаторам не хватает практики – Ержан Мукаш

31 Января 2018, 11:53 7063

Один из известнейших спортивных дикторов страны уверен, что нет пределов совершенству

Сейчас он практикует смежные, а иногда и совсем не связанные напрямую с основной профессией специальности. Но всех их объединяет одно – творческая составляющая. В прошлом году Ержан Мукаш удивил всех поклонников своего таланта, которые смогли в этот раз не только услышать, но и увидеть его вживую. Причем, не где-нибудь, а на сцене драматического театра.

По его словам, к своей первой театральной роли он готовился очень тщательно, на протяжении месяца, однако о затраченном времени не жалеет. Потому что, приобретенный опыт позволил ему окунуться совсем в иную, волшебную атмосферу. Несмотря на свою обширную комментаторскую практику, Ержан до сих пор ежегодно ездит в Россию, где работает над оттачиванием своего мастерства и регулярно повышает свою квалификацию.

Свой огромный багаж знаний и опыта Мукаш очень хочет передать более молодым казахстанским коллегам. Но обо всем по порядку. В эксклюзивном интервью, прозванный коллегами по цеху «золотым голосом Хабара», диктор поделился мнением об уровне современных отечественных комментаторов, а также дал прогноз на поединок реванш между звездой казахстанского и мирового бокса Геннадием «GGG» Головкиным и мексиканским «золотым мальчиком» Саулем «Канело» Альваресом.

- Ержан, расскажите немного о своей нынешней деятельности. Чем сейчас занимаетесь?

- На данный момент я нахожусь в Алматы, собираюсь активно работать над проведением спортивных мероприятий. Являясь спортивным журналистом по специальности, я работал в газетах Pro-sport, комментировал спортивные события на телеканалах. Когда-то я начал с профессионального бокса, потом комментировал в качестве ведущего анонсера фактически все виды спорта, включая бокс, дзюдо, ММА, художественную гимнастику, футбол, футзал и другие виды.

Хочу подчеркнуть, что работа диктором, как род деятельности, по-прежнему занимает особое место в моей жизни. Всю свою жизнь я был диктором, сперва я был информационным диктором, мы делали эксклюзивные программы о футболе и о других видах спорта. Позже я познакомился  с работой в качестве рекламного диктора, и диктора дубляжа кинофильмов. На самом деле у нас очень мало фильмов переведены на казахский язык. Прекрасный дубляж функционирует в Москве, я езжу туда каждый год, повышаю свою квалификацию.

Я принимаю участие в специальном слете дикторов и звукорежиссеров, где беру уроки у преподавателей Щукинского и Щепкинского училищ. Своим мастерством с нами делятся такие известные дикторы Владимир Еременко, Константин Кошкин, Влад Кудряшин, Владислав Кузнецов и многие другие. Потому что, здесь меня учить некому. Напротив, честно говоря, я был бы рад поделиться тем, что я умею. К слову, такой опыт у меня однажды был – в КазГУ я давал мастер-классы по оттачиванию техники культуры речи на факультете журналистики, причем как на казахском, так и на русском языках.

Хочу с гордостью отметить, что с моих занятий не убегал ни один студент, они получали от этого истинное удовольствие, о чем я мог судить по их горевшим с интересом глазам. К сожалению, на этом мой преподавательский опыт исчерпывается, хотя я бы с удовольствием отдавал те знания, которые копил сам всю свою жизнь. Что касается профессии рекламного диктора, у нас на сегодняшний день пока еще нет такого понятия, как бренд-войс. В той же России, Константин Михайлович Кошкин является бренд-войсом телеканала НТВ, получает за это вполне хорошую заработную плату. У него якорный контракт, и он больше нигде не пишет рекламу. Я читаю анонсы на «Хабаре», кроме того, у меня своя студия, из которой я дарю людям голос. К слову, пользуясь моментом, хочу обратиться к радиостанциям и озвучить свое желание открыть спортивную программу на радио.

- Сегодня, Вы – один из наиболее популярных спортивных комментаторов страны, но так было не всегда. Расскажите, каким образом Вы пришли к профессии спортивного комментатора?

- Профессия спортивного комментатора и по сей день является для меня чем-то сродни хобби. Я с детства любил спорт, в свое время я сам занимался и футболом, и различными единоборствами. Я вырос частично в Алматы, частично в Шымкенте. В то время здесь спорт был своего рода идеологией, все стремились заниматься спортом в той или иной степени. Те, кто меня хорошо знают со школьной скамьи и в студенческие годы, может подтвердить, что я всегда старался занимать активную жизненную позицию – участвовал в турнирах, играл в КВН, в других культурно-массовых мероприятиях. Непосредственно сам процесс работы в качестве спортивного комментатора у меня начался с футбола, на одном из матчей «Ордабасы» в рамках казахстанского чемпионата.

Затем последовало предложение от республиканских телеканалов «Хабара» и «Казахстана». Здесь мне довелось комментировать чемпионаты мира, олимпийские виды спорта, матчи футбольной Лиги чемпионов и казахстанского первенства. И хотя, у меня очень немного свободного времени, я бы с удовольствием не раз еще вернулся к этой профессии и побывал бы в непосредственном контакте с аудиторией.

- Что самое сложное в профессии?

- Априори, не бывает легких профессий. Поэтому, к каждой специальности нужно относиться с душой, необходимо выкладываться с полной самоотдачей. Тогда придет результат, а наша страна и наш народ окажутся в числе передовых держав мира. Я был бы счастлив, если бы каждый казахстанец относился к любой профессии максимально добросовестно, вне зависимости от ее статуса и должности. Нужно всего лишь ежедневно трудиться и развиваться, и тогда мы наконец достигнем тех результатов, которые нам нужны. Во всех сферах человеческой деятельности, в комментаторском деле в том числе.

- Должен ли спортивный комментатор разбираться во всех видах спорта? Или же они делятся между собой по определенной специфике?

- Очень актуальный для нашей профессии вопрос. Надо признать, в нашей стране на данный момент спортивное комментирование не столь развито, как хотелось бы. И действительно профессиональные коллеги, которые сегодня комментируют на отечественном телевидении – это в действительности штучный товар. Поэтому, во время крупных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские и Азиатские игры, чемпионаты мира и прочие комплексные соревнования, коллегам приходится комментировать все виды спорта, которые транслирует тот или иной телеканал.

Было бы прекрасно, если бы на базе казахстанских университетов и академий открыли бы отделение спортивного комментирования. Сегодня спорт в Казахстане – это нечто большое, чем просто определенная сфера деятельности. И я очень надеюсь, что в планах казахстанских меценатов и функционеров развивать спортивную отрасль максимально прогрессивно. Поэтому, нам нужные специалисты. И это очень острый вопрос, который сегодня актуален в самых разных сферах нашей жизнедеятельности. И здесь я могу только пожелать, чтобы каждый занимался своим делом.

Если человек разбирается в футболе и любит бокс, и чувствует себя там, как рыба в воде – пусть комментирует именно эти виды спорта. А если ему дают комментировать керлинг и художественную гимнастику, к примеру, хотя человек и некомпетентен в этих видах спорта. А ведь у каждого из нас свои пристрастия, и это естественно – кто-то очень внимательно следит за зимними видами спорта, есть приверженцы олимпийских видов единоборств. Сейчас активно развивается направление ММА и набирает в свои ряды все больше поклонников. Футбол, это и вовсе религия, можно про это и не говорить. Поэтому, комментаторы должны работать именно на тех событиях, в которые они полноценно вовлечены и доносить до аудитории правильную информацию.

- Некоторые футбольные болельщики раньше любили покритиковать отечественных спортивных комментаторов за более скучный, по их мнению, стиль, в сравнении с российскими и зарубежными коллегами. Оцените нынешний уровень спортивных комментаторов.

- Думаю, сравнивать отечественных и российских комментаторов будет не совсем корректным делом, поскольку многие вещи в России развиты на порядок выше – футбол, как вид спорта, культура болельщиков, инфраструктура. В свое время, Саян Хамитжанов, будучи генеральным секретарем Футбольной федерации Казахстана, организовал обучающие курсы для комментаторов. И всех нас, включая Райляна, Мостового, Цыбулина и меня, пригласили на эти курсы. Нас обучал известный российский комментатор Георгий Черданцев с телеканала НТВ, который позже признался, что этот опыт стал для него первым в своем роде. Он поделился с нами поистине бесценными знаниями.

Мы узнали, что у наших российских коллег бывает по 40-50 репортажей в месяц. А что у нас? А у нас, как правило, бывает гораздо меньше. Поэтому, было бы неплохо, если бы наших комментаторов обучали где-нибудь в Щучинке. Отечественный телеканал Qazsport фактически на ежегодной основе объявляет кастинги для комментаторов. В Алматы есть хорошие комментаторы, но они не поедут в Астану, потому что без должного социального пакета и жилья в столице тяжело прожить. Поэтому, приходят пробовать свои силы в основном те, кто живет в Астане. Но могу с уверенностью сказать, что лучшие комментаторы не там.

Есть лучшие комментаторы, которые сегодня ездят по городам – Райлян, Сулейменов, Кошкинбаев, Акманов. Павел Цыбулин был когда-то мощным комментатором, сейчас он уже не комментирует. Жарков –отличный комментатор, то же можно сказать и про Самата Канагатова с телеканала «Астана». Это – те из комментаторов, кто пришел мне на ум. Нужно воспитывать комментаторов. И нужно воспринимать конструктивную критику, без этого прогресса не видать. Меня также критиковали, и если это было по делу, то я ее принимал и старался совершенствовать свое мастерство. 

- Какое самое волнующее событие Вы комментировали в прямом эфире? Расскажите подробнее.

- Честно говоря, для меня каждое спортивное событие, в которое я был вовлечен в качестве комментатора, было для меня очень важным. За крупными спортивными мероприятиями традиционно наблюдают миллионы казахстанцев, и если ты хочешь находиться в прямой связи с аудиторией, то ты должен быть сверхмотивированным и подготовленным экспертом очень высокого уровня. 

- Как относитесь к критике?

- Если быть откровенным, то в силу своего характера я, порой, отношусь очень болезненно. Но когда проходят эмоции, начинаешь трезво смотреть на вещи и анализировать те моменты, которые действительно нужно подкорректировать, доработать и усовершенствовать. Думаю, они есть у каждого из нас. В идеале – сделать свои слабые стороны сильными. Однако, мы все разные. И есть среди нас просто «голимые» критиканы, которые просто ждут твоей осечки. Иными словами – завистники. Учитывая специфику негативных сторон нашего менталитета, в этой сфере есть также «агашки», кумовство и откаты. К слову, могу вас заверить – я никогда и никому не давал «откатов».

- Наверняка, в какой-то степени переломным для Вас стал 2017 год, когда Вы сами себя познали с новой стороны – в качестве актера театра. Расскажите об этом. Какая сегодня атмосфера царит в казахстанском театре?

- Сказочная! По сути, я также являюсь актером, но не профессиональным. Я – актер озвучания, дубляжа, закадрового текста. Дело было так: от художественного руководителя Русского драматического театра в ЮКО Игоря Вербицкого, заслуженного деятеля культуры РК, мне поступило предложение попробовать себя на театральной сцене. В частности, в спектакле «Полет над гнездом кукушки» по одноименному произведению Кена Кизи, где мне предстояло сыграть роль индейца. Вербицкий объяснил мне, что для этой роли нужна фактурная азиатская внешность, и я согласился. А ведь, я видел фильм 1975-го года с Джеком Николсоном в главной роли (5 Оскаров!). Я прочитал книгу, пересмотрел еще раз фильм. Честно говоря, в театре пьеса ставилась совсем по-другому.

Для репетиций мне пришлось пожертвовать целых 30 дней, но я об этом не жалею. Хотя, в финансах я не выиграл совсем ничего. Сам процесс был интересен с творческой точки зрения. Премьера спектакля прошла «на ура» и мы начали возить его везде – в Байконур, показывали в Шымкенте и в Алматы. К примеру, сниматься в кино – это совсем другое дело. У меня есть 2-3-разовый опыт в этой сфере, но в театре совсем другая энергетика. Когда ты слышишь аплодисменты от 500 человек, переходящие в овации, а затем зрительницы дарят цветы, эта энерговолна от зрителей  – это непередаваемые ощущения. Не зря говорят, что театральные актеры – это энергетические вампиры. Скажу так, что энергия зала действительно очень сильно подпитывает. Она дает такое непередаваемое наслаждение и адреналин, что сложно передать словами. 

- Собираетесь ли развивать актерские навыки и в дальнейшем?

- Не собираюсь, так как они уже у меня развиты (смеется). Другое дело, что маловато практики. Хотя, если пригласят на хорошую роль – почему бы и нет? 

- Кто для Вас был кумиром среди спортивных комментаторов в более юном возрасте? Как считаете, являетесь ли сейчас сами кумиром для молодежи?

- Отвечая на первую часть вопроса, я вряд ли буду оригинален – конечно же, это Николай Озеров, Владимир Маслаченко, Перетурин, Махарадзе. К слову, некоторые из них были театральными актерами. У Махарадзе, хоть и присутствовал ярко выраженный акцент, это, напротив, придавало ему своеобразный колорит. Что касается современных коллег, их довольно много. Все хорошо комментируют. И если у наших ребят будет такая же масштабная практика, как у их российских коллег, они будут расти, станут ничем не хуже их. По второй части вопроса – считаю, что нет. По крайней мере, в комментаторском деле. 

Продолжая тему различия между кино и театром, хочется воспроизвести фразу мэтра американского кино Аль-Пачино, который, между прочим, очень много играет в театре: «В театре актерская игра сродни ходьбе по канату – он натянут высоко-высоко. Брякнешься – так брякнешься по-настоящему. А в кино канат лежит на полу». То есть, там есть возможность дубля, которая полностью отсутствует в театре. 
Театральный опыт шикарен. Другое дело, что я не могу отдаваться ему полностью, но еще одна творческая высота покорена, и я очень этому рад. Театр стал своего рода вызовом для меня. 

- Вам довелось провести единственный бой главной звезды современного казахстанского спорта Геннадия Головкина на казахстанской территории. Поделитесь своими впечатлениями от того мероприятия, состоявшегося в 2010 году. Ожидали ли Вы, что уже в скором будущем казахстанцы будут восхищаться своим соотечественником в той мере, в какой они делают это сейчас?

- Естественно, впечатления остались только самые положительные и приятные, позволяющие гордиться казахстанским спортом в целом. Не только я, но и другие эксперты отечественного бокса знают, что Головкин показывал прекрасные результаты в любителях, потом начал показывать отличный бокс и в профессионалах. Другое дело, что к Гене тогда не было такой очереди из спонсоров, как сейчас. Я говорю это к тому, что он в то время очень искал помощи и поддержки.

Тот бой, о котором Вы напомнили, был приурочен ко Дню Независимости Казахстана, он бился с панамско-колумбийским боксером Нельсоном Тапиа и нокаутировал его. И именно в то время большую поддержку Головкину оказывал легенда казахстанского и мирового бокса Бекет Махмутов, по его рекомендации помог президент Национального олимпийского комитета РК Тимур Кулибаев, затем к этому процессу подключились и другие отечественные меценаты. Уже тогда я знал, что Головкин – мощный боксер, который пойдет очень далеко. В этом сомнений не было. Однако, тогда его мало показывали по казахстанскому телевидению. Илья Пустогачев  с полным правом может говорить о том, что тогда он сам полностью выкупал права на трансляцию боев Головкина. Тогда бои показывали только на телеканале «Астана», насколько я помню.

- С тех пор уже прошло более семи лет. Мечтаете ли Вы снова отработать на бое с GGG?

- Хороший вопрос, спасибо. Конечно, хотел бы. После боя я спрашивал у него: «Гена, будешь ли ты еще проводить свои бои на родной территории?». И он отвечал: «Да, я мечтаю провести в Казахстане хороший, титульный бой». После я увидел его во второй раз на турнире ММА в Алматы, где он присутствовал, как гость. И он тогда пообещал мне: «Даст Бог, Ереке, Вы будете ведущим на моем бое». Посмотрим.

- Напоследок, не могу не спросить Вашего мнения о запланированном на 5 мая реванше GGG и Канело?

- Если все-таки состоится реванш между Головкиным и Канело, то, конечно, вся спортивно увлеченная часть планеты будет внимать этому действу. И, я надеюсь, казахстанец не оставит вопросов касательно победителя боя. Поскольку, в первом их поединке, как все мы имели возможность видеть, полностью доминировал наш боксер. Но этого, как оказалось, было мало. Мы все помним, что в этот день вся Мексика праздновала день своей независимости – возможно, отчасти, это повлияло на судей. Возможно, причиной стали другие обстоятельства.

Тем не менее, каждый казахстанец питает надежду, что в повторном поединке GGG уверенно сломит сопротивление упорного мексиканца и не оставит шансов судьям для маневра в решениях. И я в их числе. Для этого Головкин должен выложиться по максимуму и просто-напросто нокаутировать оппонента. Как он это умеет делать. После этого ему останется победить Сондерса и выполнить поставленную перед самим собой задачу по достижению звания абсолютного чемпиона мира. Конечно, для нас GGG – это король среднего веса. Тем не менее, для выполнения вышеупомянутой задачи ему осталось два шага. Поэтому, давайте все вместе передадим эту нашу уверенность в успехе Головкина, эту энергетику самому боксеру и будем, что называется «держать за него кулаки». Так что, будем с нетерпением ждать это, несомненно, увлекательнейшее зрелище. 

- Спасибо за беседу!

Поделитесь: