Налоговики откажутся от штрафов малому бизнесу в Казахстане - разбираем новый Налоговый кодекс

24 Июня, 14:05 918

Акцент госполитики смещается на оказание государственных услуг и профилактику проблем. Об этом в ходе презентации проекта Налогового кодекса на площадке НПП «Атамекен» сообщил вице-министр финансов РК Ержан Биржанов, сообщил ИА El.kz.

«Большое количество предпринимателей, особенно малый и средний бизнес пользуются специальным налоговым режимом, и большинстве в своем они забывают своевременно предоставлять отчетность. Мы данную категорию сейчас к административной ответственности привлекать не будем. Мы раньше за ними гонялись, ежегодно более 100 тысяч только привлеченных к административной ответственности было. Сейчас концепт, если отчетность не представил, мы ее воспринимаем как нулевую. Налогоплательщик в дальнейшем может откорректировать свою отчетность. Не сдал вовремя, мы как «ноль» принимаем, ты отчетность как будто сдал. Вот такой принцип закладывается в новом Налоговом кодексе. Штрафных санкций накладывать бизнесу не будем», - пояснил он.

Ежегодно направляется более 300 тыс уведомлений камерального контроля, большая часть из которых оспаривается в вышестоящих инстанциях и в судебных органах.

«И эти процессы будут полностью пересмотрены. Извещения будут направляться – есть виды извещений, часть из них носят информативный характер. Мы полностью расписали суммы возникающих обязательств, сроки наступления. Обязательные уведомления будут по начисленным налогам, фактам проверок, по итогам жалоб. То есть это все четко регламентировано» - уточнил вице-министр.

В целом, Минфин сокращает формы налоговой отчетности на 30%. Отменяются многие расчеты текущих платежей по земельному налогу, транспорту, имуществу, если сумма не превышает 1 миллиона тенге. Эти виды налогов были отменены для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, теперь оно будет распространено на юридических лиц.

«То есть уберем излишние представления каких-либо документов, потому что мы через уполномоченные органы эти данные и так получаем. Мы идем на предзаполнение налоговой декларации для специального налогового режима. Если налогоплательщик изъявляет желание и указывает галочкой, что он может раскрыть данные, теперь через кассовый аппарат, через выписку электронных счет-фактур (ЭСФ) мы за него можем сформировать налоговую отчетность и ему представлять, чтобы он просто подтвердил», - уточнил Ержан Биржанов.

Всегда были нарекания по проверкам налоговых органов, из-за которых малые предприятия приостанавливаются бесконечное количество раз. В новом Налоговом кодексе будет закреплено, что на проверку предприятие можно будет приостановить только два раза в год.

«Здесь формат взаимодействия в рамках проверки будет тоже переведен на цифровой формат, через кабинет, представление документов, уведомлений. Все мы переводим на цифровой формат. Единственное, вручение предписания. Мы считаем, что необходимо это нарочно вручить, чтобы разных инсинуаций не было. То есть мы первично с ним знакомимся, проверка начинается, вот предписание, остальное мы переносим на цифровую форму», - подчеркнул он.

Очень больной вопрос по принудительному взысканию. Часто малые предприятия жалуются, что постоянно их счета закрывают за малейшую задолженность. Сегодня счета могут арестовать при задолженности от 6 МРП.

«Теперь мы будем дифференцировать меры принудительного взыскания. Они будут ранжироваться от 20 месячных расчетных показателей, то есть более 70 тысяч тенге, раньше это было около 20 тысяч тенге. Второе, если задолженность будет увеличиваться с 20 до 45, тогда будут меры приниматься по приостановлению расходной операции», - уточнил вице-министр финансов.

При превышении 45 МРП будет вестись опись имущества.

«На сегодня более 80% мер принудительного взимания у нас идут в основном на обеспечение взыскания социальных платежей. По социальным платежам если есть задолженность хоть на одну тенге, мы сразу должны принимать жесткие меры закрытия счетов. Сейчас параллельно кроме Налогового кодекса в социальное законодательство тоже будут вноситься изменения. Там сразу до 20 МРП не удалось поднять планку, но 6 МРП мы планируем внести», - отметил он.

 

Акцент – на сервисный подход и оказание помощи

Как пояснил вице-министр финансов, фискалы больше будут ориентированы на подсказки, консультации бизнесу и населению. Они будут сопровождать налогоплательщиков с момента регистрации до ликвидации, оказания помощи по заполнению декларации и на всех этапах оплаты налогов.

«Будем обучать вновь зарегистрированных налогоплательщиков, это в кодексе есть. Отдельные группы будут создаваться для отдельных категорий лиц, которым сложно налоговую отчетную сдать, налоги уплачивать. По ним будут даже создаваться отдельные сервисные группы», - пояснил он.

Кроме того, очень часто фискальные органы начинают большие пилотные проекты, туда вовлекаются большие ресурсы бизнеса, и они носят обязательный характер. В проекте Налогового кодекса полностью регламентирован процесс по пилоту, сроки пилота, и все подробности по составлению анализа и подведению итогов, обсуждению – это все для защиты предпринимателей прописано новом проекте Кодекса.

Более рисковым налогоплательщикам будут ограничивать выписку ЭСФ

Бизнесмены используют множество схем по уклонению от налогов и возврата налога на добавленную стоимость (НДС).

Чтобы это исключить, Минфин планирует внедрить новую информационную систему, которая сегодня реализуется в пилотном режиме.

«Изначально, когда мы шли, мы предлагали внедрить НДС-счет через комитет казначейства, но много было вопросов, с бизнесом обсуждали, это отвлечение и замораживание средств. Окей, предложили вариант НДС-счета через банки второго уровня (БВУ), но если мы эту функцию переложим на них, это условно перенос госфункции на банки. Предприятие не всегда держит счета в одном банке. Это необходимо еще другую систему строить, которая будет еще консолидировать, которая будет за всех отвечать. Тоже эта система не получилась, и нас Нацбанк с Ассоциацией финансистов не поддержали. Поэтому мы сейчас облегченный вариант администрирования НДС на базе системы электронных счетов-фактур будем внедрять», - пояснил Ержан Биржанов.

В Казахстане насчитывается 130 тысяч плательщиков налога на добавленную стоимость. Реально платят налоги со всех плательщиков НДС чуть более 50 тысяч.

«Остальные указывают в зачет, но указывают больше дебетовое сальдо, но бюджет не оплачивает НДС. Теперь, когда анализируешь рисковые предприятия, видишь, что налогоплательщики условно, сегодня в июне зарегистрировались, и начинают выписывать ЭСФ. Каких-либо ограничений нет, это новички. Когда историю смотришь, это те же руководители, учредители предприятий, которые проходили по разным другим делам. И они, зарегистрировавшись, начинают выписывать на миллиардные суммы ЭСФ. Но свой адрес в зачетной части НДС им никто не выписывает. То есть счет-фактур у них нет. Через базы импортно-экспортных операций смотрим, товары не завозят. То есть нет природы возникновения данного товара», - уточнил вице-министр финансов.

Фискалы обратили внимание на то, что даже если предприятие оказывает услуги на миллиардные суммы, он должен нести какие-то расходы.

«Мы проанализировали итоги первого квартала. В целом зарегистрировалось около 7 тысяч налогоплательщиков, из которых 1400 выписывали без наличия какого-то дебетового сальдо, то есть без приобретения счет фактуры. Позже более глубже посмотрели, там часть налогоплательщиков оплачивала НДС позже. Возможно, они отписывали раньше, но получали счет фактуры позже на затратную часть», - уточнил он.

Фискалы выявили около 400 налогоплательщиков из недавно зарегистрированных налогоплательщиков, плательщиков НДС, которые выписали НДС на 11 миллиардов тенге, и не заплатили их бюджет.

«Мы, в принципе, внедрили камеральный контроль в онлайн режиме. То есть мы сейчас уже видим, потенциально кто выписывает, мы видим, что он уже возможно не заплатит. Теперь мы строили систему таким образом. Если налогоплательщику никто счет фактуру не выписывает, сам товары не завозит, дебетового сальдо нет, он не может выписать электронную счет фактуру. Здесь, конечно, вопросы возникли у большинства крупных компаний, которые говорят, да, я счет-фактуру получу позже, но у меня 200 человек работают, у меня большая сеть, я еженедельно плачу налог на добавленную стоимость. Есть такие налогоплательщики, признаем. Поэтому мы эту систему будем строить тоже дифференцированно», - заключил он.

То есть более рисковым налогоплательщикам Минфин будет ограничивать выписку ЭСФ в моменте. Если он ни у кого не покупает товар, работников у него нет, налоги он не платит и начинает на миллиарды выписывать НДС, налоговые органы будут на месте эти вопросы рассматривать и устанавливать ограничения.

Бизнес-сообщество поддержало проект Налогового кодекса

Заместитель председателя правления, член правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов отметил, что многие вопросы, которые были предложены бизнесом, учтены госорганами.

«На мой взгляд, это прорыв в целом в рамках Налогового кодекса именно для стимулирования развития обрабатывающей промышленности. Пониже ставка КПН 10%, для ИП ставка 2% для доходов для малого среднего бизнеса без градации. Другие моменты, которые также мы полагаем, что это большой стимул для развития бизнеса, которые сейчас уже проработаны и которые инициированы как раз-таки были в рамках нашей совместной работы», - подчеркнул он.

По налоговому администрированию решается вопрос по количеству налоговых отчетностей, по возможности отсрочки по оплатам тех или иных налогов, в том числе и для обрабатывающей промышленности по сырью, по станкам и так далее.

В то же время, есть и открытые вопросы, которые будут обсуждаться с министерствами экономического блока до осени.

«Один из важных ключевых моментов – это специальные налоговые режимы. Мы на текущий момент еще расходимся по порогам, по ставкам. Эти вопросы еще необходимо доработать», - уточнил Тимур Жаркенов.

Эксперты утверждают, что с отменой льгот будет отток капитала из фондового рынка

Правительство предлагает ввести 5%-ный налог с дохода от прироста стоимости по ценным бумагам, отменив имеющиеся сегодня льготы.

В ходе презентации Налогового кодекса представитель Казахстанской фондовой биржи Мархаббат Илданова обратила внимание на то, что планируется исключить льготы в отношении ценных бумаг, которые размещаются в официальных списках фондовой биржи KASE и AIX, что не является эффективным для мотивации инвестиционной деятельности на рынке.

«Также в отношении дивидендов по физическим лицам, также исключение льгот и установление ставки 5%. Также не совсем согласны с включением нормы по владению в течение трех лет, что приведет к стагнации, к снижению ликвидности. Ликвидность сейчас на рынке ценных бумаг и так небольшая. Вторичные торги тоже не очень большие. И владение в течение трех лет приведет к тому, что будет отток капитала с фондового рынка в целом», - подчеркнула она.

На этот счет вице-министр национальной экономики Азамат Амрин пояснил, что поправки направлены на стимулирование миноритарных акционеров, так как на практике нередко налоги не платят крупные компании, у которых один собственник.

«В привилегированном списке индекса KASE, как известно. числится всего 10 компаний, которые торгуют в розницу неограниченное количество акций. И наша задача, как государства, стимулировать развитие фондового рынка, чтобы представительский список расширялся. Это как раз стимулирование именно для миноритарных акционеров. Вот здесь мы готовы подумать и простимулировать это. Сегодня этой льготой пользуются  один-два акционера или собственника компании, листингуются на КАSЕ и МФЦА и пользуются льготой при этом. Наверное, это не есть правильно. Поэтому здесь согласие нужно будет дифференцировать», - уточнил он.

Как пояснил, в свою очередь, Ержан Биржанов, крупные компании, чтобы избежать выплаты налогов на дивиденды, искусственно регистрируются до января 2023 года.

«Когда мы постановлением правительства приняли правила о том, что для получения льготы в месяц с этой акцией должно происходить не менее 50 сделок, и если объем исполненных сделок с ценными бумагами должен составлять не менее 25 млн тенге в месяц, то теперь крупным компаниям туда-сюда гонять акции смысла нет. Если называть суммы, я просто шокировать здесь буду, они значительные. По факту это не население, не физические лица получают какие-либо льготы. Это крупные компании, 5-6 компаний, которые там триллионами крутят и не платят налоги с дивидендов. Поэтому мы это льготу убираем», - пояснил вице-министр финансов.

Осенью проект Кодекса планируется внести в Парламент, сегодня с бизнесом ведется его обсуждение.

Карлыгаш Бектасова
Поделитесь: