Вышедший Указ Президента Республики Казахстан К. Токаева от 17 июля текущего года «Об утверждении положения и состава Национального совета общественного доверия при Президенте Республики Казахстан» «живо» обсуждается в казахстанском обществе.
Это закономерно, поскольку создание его было заранее анонсировано, тем самым разные институты гражданского общества, экспертное сообщество смогли высказать свое мнение по его запуску, предложения о предстоящей работе, включая и персональному составу.
Однозначно, что после выборов президента — 9 июня т. г. наметился адекватный процесс последовательного реформирования, в рамках конституционного поля, политической системы и ряд конкретных шагов в данном направлении уже сделан. В этой связи, сверять свои действия с вовлечением общественности в деятельность государства через лидеров общественного мнения - это важный тактический шаг на пути к демократизации общественных отношений. Создание Национального совета общественного доверия (далее — Национальный совет), станет в определенной степени барометром уровня удовлетворенности и доверия к власти разных слоев населения.
В отечественной и зарубежной практике достаточно много примеров эффективного участия институтов гражданского общества в политическом управлении государством. К примеру, в Нидерландах, Швеции, Великобритании, Германии - это общественные советы по предупреждению преступлений; Российская Общественная Палата при Президенте обеспечивает, кроме прочего, привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выдвижению и поддержки гражданских инициатив; по инициативе датского Общественного совета по профилактике преступлений в стране существенно изменена молодежная политика.
По инициативе Совета внесены изменения судов для молодежи конфликтными советами, задача которых — находить наиболее эффективные способы наказания подростков и молодых людей за совершение противоправных действий; во Франции создан и успешно действует Национальный социальный и экономический совет (НСЭС), состоящий из представителей различных профессиональных групп, который вырабатывает правительству заключения по всем без исключения законопроектам социального и экономического характера и др.
Это говорит о том, что в процессах становления различных общественных институтов и общественного контроля в системе государственного управления их стимулировании в последние годы во многих странах с различной формой правления, особенностями политической системы, внутригосударственной спецификой взаимоотношений общества и государства отмечена динамика, способствующая дальнейшему развитию гражданского общества, с одной стороны, и, готовности к консенсусу, диалогу с обществом по вопросам предоставления более качественных государственных услуг со стороны государства, с другой стороны. Это создало реальные предпосылки взаимного уважения, понимания, развития толерантности независимо от национальных особенностей в области культуры, сакральных и общечеловеческих ценностей.
Вне сомнения, зарубежный опыт контроля общества над государством показывает, что положительная тенденция его развития имеет успех только в том случае, когда это общество является гражданским, это же является условием формирования социального демократического государства. Поэтому неслучайно в числе приоритетных задач, поставленных президентом К.Токаевым стало поручение о разработке и утверждении новой Концепции развития гражданского общества до 2025 года.
Некоторые эксперты сходятся в том, что подобные консультативно- совещательные структуры с широким привлечением общественности уже были в казахстанской практике и вряд ли стоит ожидать нового от созданного Национального Совета. Это активно сейчас педалируется в социальных сетях, называя некоторые их результаты деятельности провальными…
Для сравнения остановимся на имеющихся консультативно-совещательных структурах, созданных и действующих в последние годы в Казахстане. Это:
- Национальная комиссия по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте Республики Казахстан, созданная Указом Президента в 2017 году (в положение состав которой внесены изменения 2019 году, ее основные задачи — реализация программы модернизации общественного сознания, обеспечения дальнейшего поступательного культурно-гуманитарного развития страны);
- Общественные советы, действующие в соответствии с Законом РК «Об общественных советах» от 2 ноября 2015 года, с изменениями и дополнениями (данный закон определяет правовой статус, порядок формирования и организацию деятельности общественных советов, направленной на реализацию государственной политики по формированию подотчетного перед населением государства, обеспечение широкого участия некоммерческих организаций, граждан в принятии решений государственными органами всех уровней);
- Советы общественного согласия Ассамблеи народа Казахстана, эффективно функционирующие много лет (в соответствии с Законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана» от 20 октября 2008 года, изменениями и дополнениями в него от 2018 года, а также Типовым положением Совета общественного согласия Ассамблеи народа Казахстана от 17 октября 2015 г., которыми предусматриваются целевые задачи, направленные на консолидацию институтов гражданского общества, политических и неправительственных организаций, иных объединений, укрепление и развитие казахстанской идентичности на принципах общественного согласия и общенационального единства, содействие в развитии благотворительности, медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства).
Как видно из примеров, несмотря на высокий уровень гражданского участия в них, каждая из действующих структур имеет свои определенные целевые задачи и может выступать общественным партнером новому Национальному совету, не подменяя и не дублируя его обозначенные общественные функции.
Возвращаясь непосредственно к вопросу создания Национального совета и наделения его состава общественными полномочиями следует обратить внимание на следующее.
Первое. Идея о создании Национального совета полностью принадлежит действующему президенту, очевидно, на фоне предвыборных и поствыборных кампаний и личных встреч в регионах с разными категориями населения показали, зреющее социальное напряжение в решении вопросов граждан. В таком случае, вполне своевременным функционалом нового совета является «обеспечение конструктивного диалога между представителями общественности, политических партий, неправительственного сектора и государственных органов»;
Второе. Обеспечение предвыборных обещаний президента, которые незамедлительно (20 июня 2019 г.) были оформлены соответствующим указом как План действий по реализации предвыборной программы Президента Республики Казахстан «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге» и направлен на дальнейшую модернизацию казахстанского общества и государства.
Следует полагать, что созданный Национальный совет будет заниматься выработкой «предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества».
Третье. Отдельным блоком в вышеуказанном Плане действий выделен вопрос дальнейшей трансформации политической системы (3.9. - Плана), включающий не только обеспечение деятельности Национального совета, но и внедрение передовых международных стандартов прозрачности процесса принятия государственных решений, совершенствование многопартийной системы, дальнейшее развитие органов местного самоуправления и других мер, способствующих продвижению политических и социально-экономических реформ, понимая, что без общественной поддержки они не могут быть полноценно осуществлены.
Четвертое. Проведение общественных консультаций и обобщение экспертного мнения по вопросам полномочий, структуре, составу Национального совета позволило сформировать индекс доверия и участия со стороны гражданского общества в принятии политических решений. Несмотря на имеющие дискуссии в обществе по персональному, национальному и социальному составу, ясно одно - многие из его состава имеют достаточно высокий политический вес, опыт, культуру, этим, по всей вероятности, руководствовался президент в надежде на формирование нового конструктивного диалога. Поэтому неслучайно президент сам лично возглавил Национальный совет, что уже обеспечило доверие большей части общества к проводимой им политике.
Подводя итог изложенному, особо стоит подчеркнуть, что сегодня Казахстан открыто демонстрирует новую устойчивую модель президентства и политического управления, главная задача которых - не подорвать доверие народа к институтам власти и гражданского общества, запросы на ожидания к лучшему. Поэтому привлечение общественных лидеров (без «свадебных» генералов) к «рассмотрению значимых стратегических проблем с учетом мнения общественности и гражданского общества» - одна из первостепенных задач созданного Национального совета.
Наталья Калашникова,
профессор кафедры политологии ЕНУ им. Л. Гумилева,
член НЭС АНК, доктор политических наук