Мультиплатформенность медиа, как необходимость времени

11 Ноября 2020, 19:33 49461

О рисках и перспективах новой информационной эры

Тема одной из панельных дискуссий Astana Media Week-2020, которая в эти дни проходит в Нур-Султане в онлайн-формате стала так называемая «мультиплатформенность», а именно эффективное продвижение информационного контента используя разные платформы каналы.

Расширение способов передачи информации для современных СМИ очень важная задача, которая диктуется временем и новыми реалиями. Так, в период пандемии этот вопрос стал еще острее, и как говорится, чтобы выдержать конкуренцию с социальными сетями, традиционным СМИ приходится меняться причем меняться быстро.


Новые платформы для традиционных СМИ, это не только благо и возможности, о которых медиаменеджеры каких-то 8-10 лет назад могли только мечтать, наряду с эти это и большие риски. Риски потеряться в огромном потоке данных (причем не всегда достоверных), риски не выдержать конкуренцию, и в конце концов потерять свой авторитет как серьезного игрока на информационном рынке. Но как мы видим, сегодняшние руководители холдингов, информационных агентств, телеканалов, газет, и радио отлично это понимают и стараются соответствовать долгосрочным трендам.

Еще одна проблема которая возникает с появлением так называемой мультиплатформенности, - это увеличение недостоверной информации, или фейковых новостей. И сегодня СМИ все больше времени уделяют на недопущение проникновения фейков в процесс производства информационного контента. Однако работать в вакууме невозможно особенно с развитием социальных сетей, когда любая информация (в том числе и слухи) в считанные секунды может стать достоянием общественности, достаточно одного поста в Фейсбуке и снежный ком домыслов, интерпретаций уже не остановить.


По словам участника панельной сессии Astana Media Week-2020 Михаила Гусмана, который сейчас занимает должность заместителя генерального директора ИА России ТАСС, старейшего информационного агентства России, в борьбе с фейковыми новостями нужны новые подходы.

«Дискуссии по этой теме идут уже не первый год, мы говорили об этом в разных уголках Земли. Все больше приходит вызовов к нам информационщикам, и мы должны отвечать на эти вызовы своей работой. Сегодня агентство ТАСС работает на разных информационных платформах, мы есть везде и в том числе в социальных сетях. Это отрадно, что мы следуем за прогрессом, но для меня эта радость не полная по причине того, что новые технологии создают и новые опасности, трудности и соответственно требуют новых ответов. Появилось такое понятие как «фейк-ньюс», на нас воздействует целый поток ложных новостей и информации. Речь о том, как этому противостоять, как отделять мутную информацию от достоверной? И я не могу сказать, что сегодня на этом пути мы достигли абсолютного успеха, и мы не можем сказать, что фейковые новости не просачиваются в нашу работу…», - подчёркивает Михаил Гусман.

Спикер считает, что в этой борьбе все представители медиа должны объединиться. Ведь она требует очень много интеллектуальных ресурсов и забирает драгоценное время. А время как мы знаем для информационных агентств, почти такой же важный показатель-ресурс в конкуренции, как достоверность и точность.

«Поэтому крайне необходимо взаимодействие между нами информационщиками, чтобы преодолеть эти трудности. И сам факт наличия таких гигантских информационных возможностей должен нас радовать, но эта радость омрачается тем, что мы все время боремся с проникновением некачественной информации. Что касается опыта нашего агентства, то мы по-прежнему доверяем нашему корреспонденту, ведь именно он остается главным достоверным и точным источником информации», - отмечает Гусман.

Для недопущения фейковой информации Михаил Гусман предлагает медиасообществу и СМИ определиться с выбором между скоростью и достоверностью информации.

«У нас большой поток фото видео и текста причем из разных источников и вот здесь особая роль у нашей службы, которая проверяет факты. Новости - это всегда борьба между скоростью и достоверностью. Я же сторонник достоверности. Я считаю, что сейчас достоверность новости важнее ее скорости. Лучше немного опоздать, но дать точную информацию, нежели поторопиться и насмешить людей, как в той самой русской пословице. Поэтому, на мой взгляд, и профессионализм информагентств также проявляется в достоверности, а не в скорости. Но пока мы не настроили надежных фильтров, которые бы 100% могли просеивать всю ложную информацию», - заключил спикер.

Возможно, что одним из эффективных инструментов, наряду со специалистами фактчекинга, будет созданная интеллектуальная (ИИ) программа, способная самостоятельно выявлять недостоверную информацию, в том числе размещенную в социальных сетях, - предположили участники панельной сессии.

В свою очередь директор международного отдела UNA Хазем Абду поделился своим видением работы с мультиплатформенном медиа мире. Хазем Абду провел 61 презентацию в 14 странах по развитию медиа и как никто знает, о чем говорит. По словам спикера, самый важный процесс – это трансформация СМИ под новые реалии. И как он считает проходить это должно с вливанием больших финансов. В противном же случае такая работа будем мало эффективной.

«Нам нужны новые каналы, новые форматы и инструменты для передачи информации. Традиционные медиа не успевают за цифровыми, поэтому есть риск что они могут не выжить и исчезнуть. Так что же мы должны сделать в будущем? Мы должны проанализировать какие преимущества нам дали цифровые платформы такие как социальные сети, например, Фейсбук. Эти возможности цифровых инструментов нужно использовать для трансформации традиционных медиа в цифровые. Ведь у традиционных медиа есть бесценный опыт, и знания, которых не хватает новым медиа. Я считаю, что оба этих направления и традиционные и новые медиа могут совмещаться. Традиционные медиа должны понимать, что им делать чтобы выжить, как пройти эту трансформацию. Также мы должны тщательно проверять всю информацию, поступающую в наши медиа иначе она может погубить их. Мы должны постоянно мониторить потребности, средств, форматов на каждом этапе трансформации и перехода, все это требует большего и постоянного финансирования. Мы считаем, что мы сможем справиться с новыми вызовами и сможем интегрировать новые и старые медиа. Сейчас мы должны внимательно следить за медиа индустрией и помогать воспитывать новую медиа культуру», - отметил Хазем Абду.


Как отметил модератор сессии, Председатель Правления МИА «Казинформ» Аскар Умаров, сейчас уровень доверия к традиционным медиа растет, а границы между медиа размываются все сильнее. При этом в плавне развития новых медиа и внедрения мультиплатформенности большой прогресс демонстрируют страны Азии, такие как Китай, Япония, Корея. Также активно используется искусственный интеллект в медиа сфере, особенно в Юго-Восточной части Азии.

Практическим опытом в использовании мультиплатформенности СМИ с участниками сессии поделился генеральный директор АО «ТАТМЕДИА» (Россия) Шамиль Садыков. В татарстанском холдинге весь творческий и производственный процесс выстроен на разных платформах, при этом все они тесно взаимодействуют и создают синергетический эффект, ежедневно увеличивая аудиторию.

«Коротко расскажу о нашем опыте мультиплатформенности. Сегодня в Татарстане очень высокий уровень проникновения интерната 76 % населения пользуется интернетом из этого числа 58% пользуются социальными сетями из них 82% через сотовый телефон. И это для нас - медиа структур - большой вызов. В чем уникальность нашего холдинга? Мы работаем на нескольких языках. Мы нашли вариант управления этим большим холдингом поделив производство контента на 5 сеток. Это агрегатор, газетный комплекс, сеть всех телеканалов «Татарстан 24», радиосеть и пятая основная – социальные сети их у нас более 350 профилей. Мы понимаем, что традиционные СМИ имеют право жить, только при условии, что они есть в соцсетях, тогда они будут и эффективными. У нас есть мультиплатформенная фабрика, то есть одна новость отправляется на все пять сетей. Что это означает? Например, журналист приехал с задания, он пишет большой материал (лонгрид), для газеты, сайта, социальных сетей и отдельно готовит небольшой видеоматериал. То есть он готовит материалы сразу на пяти платформах. Говоря о журналах, то они также могут жить если они представлены в социальных сетях. Все наши журналы максимально интегрированы в интернет. О наших телеканалах. Наш телеканал глубоко интегрирован в Instagram, то есть там его смотрят больше чем в кабельном ТВ. То же касается и газет. Мы используем QR-коды. То есть читатель через этот код в газете, может перейти в социальные сети этой газеты и, например, оставить комментарий под новостью», - рассказывает Шамиль Садыков.


Также своими достижениями поделились и казахстанские медиаменеджеры. Так Рауан Кенжеханулы, основатель «Bilim Media Group», рассказал о том, как период пандемии повлиял на трафик в образовательном контенте. Ведь контент для детей, школьников и родителей, - это такой же медиапродукт, как и новости. И особенно его востребованность выросла с внедрением дистанционного формата обучения.

«В этом году более 1 миллиарда учеников по всему миру были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Конечно не все страны были готовы к этому. Сейчас нашим контентом в республике пользуются более 1 миллиона человек, и такого нет больше нигде. И в нашей современной истории за 30 лет такого высокого трафика еще не наблюдалось. Из-за пандемии мы были вынуждены быстро создавать мобильный контент, так как он наиболее востребован у большинства учеников и учителей. Сейчас мы активно осваиваем YouTube. Так на наш канал, где идут уроки на государственном языке, за первые 7 дней подписались более 100 тысяч пользователей. То есть сейчас мы полностью пользуемся таким благом как мультиплатформенность. Ведь сама аудитория, потребитель требует этого и требует».

По словам Рауана Кенжеханулы сейчас важно развивать сервис Википедия на казахском языке. Он считает, что за ним будущее и если в Казахстане сервисы Google и Wikipedia не будет в полном объёме работать на государственном языке, то это существенно ограничит населению доступ к глобальной информации.

Чингиз Майсеит
Поделитесь: