Мотопомпы, генераторы и тепловые пушки - как спасали замерзающий Экибастуз сотрудники ЧС

16 Мая 2023, 14:28 1731

Эта зима была одной из самых суровых в истории Экибастуза. Мороз стоял не только на улице, но и в буквальном смысле в квартирах жителей города. Холодно было так, что лопались трубы, батареи, сантехника, всюду били фонтаны и казалось, это не закончится никогда. Но общими усилиями все же удалось ликвидировать последствия аварии на тепловых сетях, произошедшей 27 ноября 2022 года,. О том, как это удалось сделать, и что необходимо для разрешения подобных ситуаций корреспонденту El.kz рассказал начальник специализированной пожарной части №2, майор гражданской защиты Темирбек Айсабеков.

- Темирбек, с чего все началось для вас, спасателей? За что вы взялись первым делом, когда уже стало ясно, что без вашей помощи не обойтись? Какая техника пошла в ход первым делом?

- Когда только началась ликвидация чрезвычайной ситуации, в первые дни нам предстояло откачивать много воды, так как все тепловые камеры были затоплены. Наши ребята использовали переносные мотопомпы, которые могут откачивать около 10 кубов воды в час. Также в нашем распоряжении была и более мощная техника - прицепная мотопомпа, которую транспортируют с помощью специальной автотехники. Она может откачивать большой объем воды в достаточно короткое время. Ее мощность порядка 30 литров в секунду.

Мотопомпы мы нередко используем в работе, особенно, на противопаводковых мероприятиях. С ними мы ездили в прошлые года в Астану, там оказывали помощь по откачке воды. Кроме этого у нас имеется такая техника, как пожарно-насосная станция. Она тоже имеет свой насос для откачки воды.

Несколько дней мы только опорожняли колодцы и тепловые камеры, чтобы обеспечить доступ для сварщиков к местам повреждений, и они могли начать ремонтные работы. Всего было откачано порядка 85 кубов воды. Параллельно с этим мы перешли на обогрев подвалов, канализационных труб в подвальных помещениях, обогрев подъездов. Здесь нам очень помогли тепловые пушки. Но зачастую включать их было некуда, потому что электрические сети не выдерживали напряжения из-за большого потребления энергии обогревателями. Поэтому мы устанавливали электрические генераторы. У нас есть свои генераторы, которые вырабатывают 220 вольт. К ним мы и подключали тепловые пушки. Мы практически круглосуточно без остановки отогревали трубы, чтобы люди побыстрее получили в дома тепло.

Работали не только мы. Приезжали ребята со всех областей – это Тараз, Караганда, Астана. Из Павлодара приезжали со службы пожаротушения Департамента по ЧС. Наши ребята проводили поквартирный обход, проверяли у кого дома замерзли батареи, находится ли кто-то в квартире, в каком состоянии люди, нужна ли им помощь. С утра до позднего вечера ходили опрашивали людей, а потом сразу же докладывали на штабе по ситуации. Например, по такому-то адресу, в такой-то квартире прорвало батарею или проживает одинокий пенсионер, которому необходима помощь.

В таких непростых условиях у некоторых жителей города ухудшилось психологическое и эмоциональное состояние. 125 гражданам, проживающим в многоэтажных и частных домах была оказана помощь психологической службой ДЧС Павлодарской области.

- Какая техника пригодилась в самом эпицентре аварии?

- У нас есть аварийно-спасательный автомобиль связи и освещения. При помощи этого автомобиля мы освещали места ликвидации последствий ЧС в самом центре города. Так как сварщики работали на улице круглосуточно, ночью необходимо было освещение. Мы включали прожектора и всю ночь освещали места их проведения ремонтных работ. За время ликвидации аварии наше оборудование по освещению в местах проведения ремонтно-восстановительных работ использовалось 25 раз.

В обычные дни мы редко использовали освещение в работе. В основном прожектора пригодились именно в дни чрезвычайной ситуации.

Для отогрева замерзших трубопроводов одно из предприятий города выделило парогенератор. Он значительно упрощал и ускорял процесс ликвидации последствий аварии. Также использовали дроны для поиска аварийного участка тепловых сетей. Но это уже была не наша техника.

- Осознавали ли вы всю серьезность происходящего в первый день аварии?

- Предугадать, к каким последствиям это все приведет, и что несколько микрорайонов останутся совсем без тепла надолго, с первых часов было невозможно. Надеялись, что справимся быстро. Думали, сейчас поедем, откачаем, все заварят и подключат. Но последствия оказались куда серьезнее, чем предполагалось.

И тогда подключилось руководство Министерства по чрезвычайным ситуациям. Они руководили всей этой операцией, организовали штаб, вызывали дополнительную помощь. Все команды уже шли через штаб, мы только выполняли поставленные задачи. Всего от МЧС было задействовано 152 человека и 28 единиц техники.

- Вам раньше когда-то уже приходилось участвовать в ликвидации последствий ЧС техногенного характера?

- Ликвидировать последствия ЧС именно техногенного характера такого масштаба мне за годы службы не доводилось ни разу. Я впервые участвовал в подобном мероприятии.

Я руководитель специализированной пожарной части. Наша задача – тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. На практике мы это все делали, но чтобы город спасать от замерзания – это было впервые.

- По сколько часов в сутки Вам приходилось работать?

- Так как я руковожу подразделением, в дни ЧС я домой не ходил, ночевал на службе. Около недели в части был постоянно. Ребята выходили кто-то в ночь, кто-то в день. Я не могу пойти домой, когда мои ребята работают. Когда немного затишье - поспим 2-3 часа - и снова за работу. То информацию нужно предоставить, то проехать по объектам – работы было много. Через неделю только стало полегче. Потом в ночь уже оставался мой заместитель, я мог пойти домой отдохнуть. После снятия режима ЧС мы тоже работали на местах. В общей сложности наши работы продолжались дней 20.

- Какие действия были неверными? Можно ли было ликвидировать аварию быстрее?

- В принципе, с моей точки зрения, алгоритм действий был верным, и работа была выстроена правильно, но не хватало оборудования, поэтому ликвидация последствий заняла больше времени.

В плане экипировки, специальной одежды, снаряжения, техники, зимнего топлива у нас проблем не было, так как мы иногда выезжаем на поиски людей в зимнее время, на эвакуацию людей из снежных заносов на трассе. Теплая одежда у нас есть.

А вот у предприятий с этим дела не очень хорошо обстоят. Некоторые сварщики полураздетые выходили на мороз работать, в кирзовых сапогах, когда на улице -30. Волонтеры стали привозить им теплые резиновые сапоги. И работать стало легче, они даже улыбаться стали. Вообще волонтерам спасибо огромное. Их помощь волонтеров была очень кстати. Они одевали, обували рабочих, кормили горячими обедами. Ребята прям на месте обедали и продолжали работать.

- В одном из дворов сотрудники ЧС развернули полевую кухню.

- Да, от Департамента по ЧС, а именно от специализированной пожарной части была организована полевая кухня во дворе дома по Машхур Жусуп, 52 и по улице Сатпаева, 8. Почти неделю сюда приходили волонтеры за кипятком, набирали в термоса, чайники, раздавали рабочим и местным жителям, так как у многих дома не было электричества. Некоторые жители не хотели покидать свои дома, даже когда температура в них стала опускаться ниже нуля. И в такой холод оставалось греться только горячим чаем. Наша задача была круглосуточно обеспечивать людей горячей кипяченной водой.

- Как люди реагировали на все происходящее?

- Нас благодарили. По Сатпаева, 8 подходили сами к нам и на видео в соцсетях говорили слова благодарности. Они видели, что мы круглые сутки здесь с ними, никуда не уходили, не бросили их в беде, хотя практически у каждого из нас дома также семьи сидели в холоде, без света.

- Что можете сказать, исходя из приобретенного опыта?

- Нужно обязательно иметь в арсенале спецтехнику в достаточном количестве. Я считаю, что местным властям, отделу ЖКХ, необходимо закупить специальное оборудование на случай ЧС.  Тепловые пушки, мотопомпы почему-то есть только у Департамента по ЧС. Но нашего оборудования не хватит на весь город, и получается, что все стоят, смотрят на нас и ждут, когда мы завершим работы на одном объекте и перейдем на другой, когда при достаточном количестве техники можно было работать одновременно на нескольких объектах. У нас в подразделении людей немного и при таких масштабах обойтись только нашей техникой невозможно.

Электрогенераторов очень не хватало. Их привозили из других областей. Генератор вырабатывает 220 Вольт. К нему спокойно можно подключить две-три пушки.

Конечно, раньше мы никогда с таким не сталкивались, но это происшествие многому нас научило. Я думаю, теперь вся необходимая техника будет не только у наших подразделений, но и у города. Да, всем приходилось работать в очень сложных условиях, в темноте, на морозе, практически без сна и отдыха. Но мы получили колоссальный опыт. Когда своими глазами это все видел, знаешь все подводные камни, можешь уже подсказать, где, что и как лучше делать, чтобы это было более эффективно. Поэтому если вдруг где-то подобное случится, мы, конечно же поможем и поделимся своим опытом. Но лучше, чтобы такая ситуация больше нигде не повторялась.

 

Анастасия Дзюбак
Поделитесь: