Азиз Заиров: Только в 30 лет я решил, что мне нужно подняться со дна
В детстве у меня были две несбывшиеся мечты, когда я рос в детском доме. Первая мечта была стать «вором в законе». Потом я разочаровался в воровской романтике и отказался от этой идеи. Еще одна мечта была стать чемпионом мира по боксу. Тогда в мире профессионального бокса властвовал Мухаммед Али. Я был уверен, что я смогу этого добиться, но, к сожалению, у меня обнаружили серьезное хроническое заболевание. Потом я выпустился с детского дома. А далее уже не знал, чем хотел бы заниматься в жизни.
Годам к 30 я пережил огромную трагедию. Моя сестренка покончила жизнь самоубийством. После ее похорон, я почти две недели жил, пил и не просыхал на ее могиле среди голодных собак. По ночам эти же собаки ложились вокруг меня и согревали. В одну ночь ко мне вдруг пришло какое-то просветление, я просто встал на колени и начал рыдать. Я не помню, когда в последний раз так плакал. Потом я просто злобно рычал, что даже собаки вокруг меня разбежались. И утром, после этой ночи во мне проснулась и совесть, страх, я осознал насколько опустился. Только в 30 лет я решил, что мне либо нужно подняться со дна, либо опуститься еще ниже и умереть. Потом я поступил в академию искусств, закончил кинофакультет. Я понял, что мне нужно не просто снимать кино, а снимать именно социальное кино, которое помогает людям. Я начал снимать кино о людях, столкнувшихся с проблемами со здоровьем и детях-сиротах. Был один случай, благодаря которому мы сняли успешное социальное кино. Это была проездка в Америку на кинофестиваль, там я обменялся визитками с одним человеком, и через долю секунды я просто застыл на месте, осознав, что этот человек не видит.
Рахат-Би: Каждый из нас - гений!
С самого начала хотел бы процитировать великого Альберта Эйнштейна, у которого, к слову, недавно прошел день рождения. Он один из тех личностей, без которых вся наша цивилизация не состоялась бы такой, какой она является сегодня. Альберт Эйнштейн сказал: «Стремись не к тому, чтобы достичь успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл». Каждый из нас был гений, но, если судить о рыбе по ее способности взабираться на дерево, то она всю жизнь проживет с ощущением своей неполноценности. В данном случае, наверное, это касается концепции современных школ и университетов. Прямо у входа легендарного университета Сорбонна в Париже написано: «Что Бог не дал, Сарбонна не даст». И девизом старейшего университета Испании является фраза: «Что природа не дает, Саламанка не восполняет». Здесь очень важно понимать, зачем нужен университет, чего он хочет.
Мы перешли в эпоху третьего тысячелетия и все мы должны говорить на его языке. То есть это касается владения разными языками. Оно расширяет наши коммуникативные навыки и возможности. Очень важно обратить внимание на школы. Это место, где закладывается фундамент личности человека, она не должна зажимать и ограничивать. Возможно, сто лет назад фундаментом образования были знания, а учитель был единственным источником, но извините мы живем в 21 веке. Сейчас дети уже с года знают, как обращаться с поисковиком Google, поэтому информацию нужно уметь фильтровать. Здесь главный навык, которому нужно учить с детства - это способности анализировать, мыслить шире, просто не зажимать его, то есть дать возможность человеку заниматься тем, чем он хочет. В завершении, хочется отметить фразу Карла Маркса из его труда, это первый том, где он говорит о товарно-денежных отношениях: «Способность к труду еще не означает сам труд».
Диас Тастанбеков: Именно сегодня, чтобы завтра не отстать
Я выпускник программы Болашак по специальности «химия». Работал в Назарбаев университете, занимался наукой в КБТУ заведующим лабораторией, в политехе, но сейчас я реализую свои проекты, которые связаны с наукой, несмотря, на то, что они являются коммерческими. Вместе со своим партнером Арманом Тосканбаевым мы сейчас реализуем проект по новой агротехнологии. Это беспочвенное выращивание растений с минимальным участием человека. То есть автоматизация всех процессов. Это на самом деле возможно: аэропоника, гидропоника – есть разные виды таких технологий. В мире они практикуются уже лет 20-30 в странах, где нужно экономить определенные ресурсы. Для Казахстана это тоже актуально, потому что вокруг нас земли много, а проблема с водой существует, так как ее очень мало. Такая теплица уже в Казахстане существует. Она занимает 300 квадратных метров в Караганде, проект называется Zeta. Теперь мы идем дальше и внедряем такое обучение в школах, то есть мы хотим, чтобы со школьной скамьи дети знали о новых технологиях.
Второе направление, в котором я сейчас работаю, пока что чисто образовательный проект. У меня есть товарищ, который учился в Байконуре на инженера-испытателя, работал на космодроме и занимался ракетным моделированием. С ним мы сейчас открыли школу ракетного моделирования, чтобы дети приобщались к профессиям будущего, одними их которых являются ракетостроение и инжиниринг. И третье мое направление тоже связано с образованием, но это больше социальный проект, у нас есть канал на Youtube, где мы простым доступным языком популяризируем образование и науку, например, развеиваем научные мифы.
В наших планах на данный момент сформировать такую школу, где будут обучать профессиям будущего. То есть нам нужно выращивать кадры для завтрашнего дня, давать определенные навыки, которые будут актуальны всегда. Именно сегодня, чтобы завтра не отстать.