Мнения разделились: эксперты высказались насчет годовой инфляции в стране

11 Августа 2022, 21:10 1408

Годовая инфляция в Казахстане к августу составила 15%

Основной мерой для борьбы с инфляцией в стало поднятие базовой ставки. Мнения экспертов по действенности такого подхода разделились. О том, насколько эффективна базовая ставка как инструмент таргетирования инфляции и насколько она оправдана, разбирался корреспондент портала EL.kz.

В ходе круглого стала организованного Kursiv.media аналитикк АО «Фридом Финанс» Данияр Оразбаев отметил, что рынок готов получать доходность ниже базовой ставки в 14,5%.

«Дальнейший ее рост будет оказывать все менее существенный эффект. Возможно, влияние базовой ставки на спрос на инструменты ДКП не такое высокое или идет с лагом», − заявил аналитик.

Оразбаев также отмечает, что рынок госдолга все меньше подвергается влиянию базовой ставки. Также эксперт добавил, что размещение госдолга несколько отвязалось от базовой ставки в последнее время. По логике доходность долга должна быть выше ставки.

«Возможно, рынок считает, что через два года ставка будет меньше, чем сейчас. После повышения ставки Нацбанка рост доходности госдолга оказался небольшим», − отметил Оразбаев.

По выпуску МЕУКАМ-180 2 (2-летние) доходность выросла с 14% до 14,13%. По выпуску МЕУКАМ-156 (5-летние) доходность выросла с 13,71% до 13,85%. Ставка Нацбанка составляет 14,5%.

Тем временем 64 процента населения оценивают рост цен выше заявленной инфляции, а альтернативный мониторинг показал, что цифры существенно отличаются от официальной статистики. С таким заявлением выступил директор Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев. По его словам, официальная инфляция с 2015 года выросла до 15%, несмотря на то, что к 2020 году ее обещали держать в коридоре до 4%, а к 2022 году – 4–6%.

«По прогнозу Нацбанка, в 2023 году инфляция должна быть в коридоре 7,5–9%. Но есть четкое ощущение, что и этот прогноз, соответственно, не сбудется», – подчеркнул спикер.

При этом в стране ожидается обесценивание национальной валюты. Предпосылки для этого есть, потому что нет положительной ставки по депозитам. По словам председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елены Бахмутовы, впервые за долгие годы за первое полугодие 2022 года профицит текущего счета сложился в $6,6 млрд.

«По идее у нас должно быть укрепление обменного курса. По факту мы видим снижение», −отметила эксперт.

Председатель совета директоров АФК заявила о снижении валютных активов Национального фонда с конца прошлого года по 1 июня. На 1 января она составила $55,3 млрд, на текущий период - $53,1 млрд, также произошло снижение валютных резервов. На 1 января она составляла 34,4 миллиарда тенге, сейчас разница в курсе в 32,8 миллиарда долларов.

«Получается, что несмотря на улучшение торгового баланса и положительный текущий счет, у нас есть ожидание по снижению курса тенге», − сказала она.

Кроме того, Бахмутова заявила, что около 20 процентов сделок по курсу находятся на бирже, а 80% -вне биржи.

«Все, что Нацбанк продает для целей перечисления трансфертов из Нацфонда он делает только на бирже. Если идут какие-то вливания, то он тоже делает это на бирже. Начиная с 2020 года, фактически на бирже, продавалась валюта для целей пополнения трансфертов из Нацфонда. Где-то она варировалась от $500-700 млн. В июле опубликованы данные − это $599,2 млн. Перечислено было 288 млрд тенге. Общий объем трансфертов − 518 млрд тенге», − сказала она.

Она отметила, что квазигоссектор продал свою валютную выручку всего на 543,9 млн тенге.

Напомним, в 2020 году президент Касым-Жомарт Токаев поручил привлечь экспортеров к продаже валютных поступлений. Тогда данное решение помешали ослаблению национальной валюты.

«Несмотря на огромные суммы экспорта, валютная выручка, которая прямо влияет, в том числе и на ожидания по курсу, она больше базируется на тех цифрах, которые я сказала. 80% — это внебиржевые торги. Поэтому о них можно не говорить. Но они не должны оказывать влияние на курс», − добавила Бахмутова.

Каких секторов следует избегать инвесторам в период турбулентности

Первая половина 2022 года оказалась непростой для фондовых рынков, находящихся под давлением из-за роста цен, роста процентных ставок и опасений касательно рецессии. Однако в июле ситуация резко изменилась, и индексы показали лучшие показатели с 2020 года: S & P 500 вырос на 9,1%. Все компоненты индекса были закрыты в зеленой зоне. Больше всего за месяц выросли сектора товаров вторичного потребления (на 18,9%), информационных технологий (на 13,5%) и энергетики (на 9,7%). Однако фундаментальные риски в экономике США все еще присутствуют.

«Первая половина года была не самой благоприятной для фондового рынка США, рассказывает инвестиционный консультант ФГ «Финам» Сергей Давыдов. Сейчас на рынке уже наметился негатив, связанный с риском рецессии (последние данные показали снижение ввп в течение двух кварталов подряд), ужесточением денежно-кредитной политики и повешением ставок (прогноз на уровне 2,5-3% к концу года). Череда неплохой корпоративной отчетности также поддержала рынок и дала первые сигналы для разворота».

По его словам, нынешняя картина очень похожа на начало 2020 и 2021 годов, когда в начале года индексы снижались, а затем росли быстрыми темпами, особенно в технологическом секторе. В сегодняшней ситуации также стоит обратить внимание на компании с высокой капитализацией в секторах ИТ, полупроводников и кибербезопасности.

По его мнению, в настоящее время сектора недвижимости, Basic Materials (основные материалы) и обрабатывающие отрасли выглядят слабее.

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев, напротив, считает необходимым временно избегать таких секторов с завышенными перспективами роста, как информационные технологии, электронная коммерция, биотехнология, поскольку эти сектора не растут быстро во время рецессии. Кроме того, в период инфляции потребители сокращают расходы, поэтому стоит обратить внимание и на сектор потребительских товаров и развлечений.

Вместо этих отраслей он советует компаниям в энергетическом секторе обратить внимание на рост цен на энергоносители и рекордную прибыль, а также на финансовые сектора, повышающие доходность за счет повышения процентных ставок. Есть еще три сектора, которые являются защитными и более надежными во время кризиса и рецессии: здравоохранение, коммунальные услуги и недвижимость.

Рустам Мерекенов, аналитик аналитического управления «Jusan Invest», считает, что еще уже поздно покупать акции компаний из энергетических, базовых материалов и пищевого секторов. Однако если такие активы уже присутствуют в портфеле, то лучше все-таки остаться в них из-за высоких геополитических рисков.

Говоря о технологическом секторе, он отметил, что это можно будет рассмотреть, как только рынок и ФРС объединятся в своих взглядах на дальнейшую траекторию инфляции и ключевую ставку. Однако, по его словам, особенно в случае дальнейшего обострения ситуации вокруг Украины или вторжения Китая на Тайвань, можно подумать о покупке акций компаний из оборонной и космической промышленности.

«Мы полагаем, что с учетом состояния экономики США (высокая инфляция, снижение ВВП) лучше отдавать предпочтения компаниям, устойчивым к рецессии. Таким мы видим сектор здравоохранения. В частности, подсектор «фармацевтика и биотехнологии», – подчеркнул аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов. Продукция компаний из этих отраслей является товаром первой необходимости, поэтому спрос на нее даже в условиях замедления экономики будет устойчивым. Эти компании, по его словам, могут перенести возросшие из-за роста инфляции издержки на потребителей без потери спроса».

В любом случае, Мурат Кастаев считает, что в каждом секторе есть интересные бумаги с привлекательной базовой ценностью, и при долгосрочном инвестиционном подходе должен быть сформирован многогранный инвестиционный портфель, состоящий из эмитентов из разных секторов, независимо от экономических циклов.

 


Поделитесь: