Мировой автокризис: Вывезет ли Казахстан за счет собственного производства?

20 Июня 2022, 13:11 2686

В марте текущего года отечественные автодилеры продали более 10 тысяч новых автомобилей, в сравнении аналогичным периодом прошлого года – это на 28 процентов больше. Тем временем на мировом рынке наблюдается тенденция глобального автокризиса. Корреспондент EL.KZ побеседовал с экспертами и узнал, как на самом деле обстоят дела.

В мире наблюдается спад продаж новых автомобилей на 14 процентов. Однако, несмотря на положительную динамику роста продаж в Казахстане, глобальный автокризис настиг нас уже в апреле. За месяц в стране было продано всего 9,2 тысячи легковых автомобилей с салона это на 8,4 процента меньше по сравнению с апрелем 2021 года. В топ-5 самых продаваемых легковых автомобилей в апреле этого года вошли: Chevrolet (3 тысяч.ед), машины марки Hyundai (1,8 тысяч. ед), Toyota (950 тысяч. ед) и Lada (798 ед).

При этом в Казахстане ситуация может вновь приобрести положительную тенденцию за счет собственного производства отечественных автомобилей. За год производство новых казахстанских автомобилей выросло на 19,2 процента. При этом традиционно пик производства приходится на четвертый квартал года. По сравнению с маем 2021 года выпуск вырос на 68,3 процента.

Как утверждает генеральный директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян, если речь заходит о брендах, локализованных в Казахстане, то объемы их производства растет.

«За 5 месяцев в нашей стране выпущено больше 40 тысяч единиц техники, что превышает прошлогодние объемы на 26%», – прокомментировал Артур Мискарян.

Что касательно импорта новых автомобилей на рынок Казахстана, то согласно данным Бюро нацстатистики, в апреле в страну было ввезено в 2,5 раза меньше российских авто (апрель 587 ед. против 1 493). В денежном выражении импорт упал почти в 2 раза (12,2 миллиона долларов в сравнении с мартом 21,6 миллионов долларов). Показатели уже приблизились к минимальным значениям мая 2020-го, когда на производство и поставки влияли коронавирусные ограничения. Общие объемы импорта автомобилей в этом году также снизились примерно на 30%.

По словам Артура Мискаряна, некоторые автомобили таких брендов как Volkswagen, Toyota, Nissan и Renault поставляемые в Казахстан с заводов России стали заметнее меньше продаваться.

«В последнее время продажи автомобилей этих брендов, к сожалению, заметно снижаются по причине сокращения поставок. Для того чтобы перенастроить бизнес-процесс и логистику на поставки из других регионов, дилерам потребуется некоторое время. Это многосоставная задача в нынешних условиях, когда мировой авторынок испытывает дефицит на фоне нехватки комплектующих и геополитической обстановки», – отметил эксперт.

Российский авторынок испытывает большие сложности из-за санкций. Нынешний кризис болезненно ударил по авторынку РФ. На это повлияли проблемы с производством машин (из-за нехватки комплектующих и нарушения логистических цепочек), отказ от поставок многих импортируемых моделей. Вкупе все это факторы могут привести к серьезному падению российского рынка новых легковых и коммерческих автомобилей.

По данным Ассоциации европейского бизнеса в РФ продажи новых автомобилей в 2022 году могут сократиться на 50%.Сокращение импорта из России компенсируют за счет производителей из Азии. Только за месяц поставки «япошек» и корейских легковушек выросли почти в два раза. Так, из Японии в апреле в Казахстан привезли свыше полутора тысяч машин более чем на 20 миллионов долларов. Корейских автомобилей привезли 700 единиц.

Возвращаясь к продажам новых автомобилей в стране. Согласно опубликованной информации Ассоциации казахстанского автобизнеса, в мае на отечественном рынке было реализовано 8 295 тысяч легковых авто, что является минимальным значением с февраля месяца, даже с учетом того, что в мае в стране стартовало льготное автокредитование.

В целом аналитики утверждают, что приведенные данные указывают на развитие следующих тенденций. Импорт автомобилей из РФ снижается, а производство собственных растет. В РК автопром лишь набирает обороты, хотя рост его веса в промсекторе уже говорит об огромном потенциале. По данным Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса, 3 из 5 проданных новых автомобилей в Казахстане отечественного производства.


Темірлан Бейсенхан
Поделитесь: