Медиация — форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны — медиатора (посредника). Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора.
Сегодня отчетливо видно, что медиация стала важной частью правовой системы общества. Об этом свидетельствует положительная динамика увеличения обращений в кабинеты медиации и количество разрешенных конфликтов.
В 2016 году при Северо-Казахстанской областной Ассамблее народа Казахстана открыт кабинет медиации, первым и настоящим руководителем которого является кандидат юридических наук Гулбахша Мусабаева.
Кабинетом медиации областной Ассамблеи народа Казахстана проводятся мероприятия, направленные на популяризацию института медиации во всех сферах общества с целью разрешения спорных ситуаций мирным путем.
Так, одним из важных направлений развития медиации в регионе является школьная медиация. 22 февраля т.г. в Доме дружбы состоялся региональный семинар «Медиация в системе школьного образования», организованный для заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов общеобразовательных школ города Петропавловска.
Основной целью семинара является обучение основам медиации, а также демонстрация положительного опыта применения медиативных технологий на базе школ.
В рамках семинара с приветственным словом выступила заведующая кабинетом медиации Северо-Казахстанской областной Ассамблеи народа Казахстана Гулбахша Мусабаева. Она осветила основные направления деятельности кабинета медиации, а также рассказала о роли и значении института медиации в решении проблем на основе примирительных процедур.
С докладом «О необходимости создания школьной службы примирения: вопросы теории и практики» выступила педагог-психолог средней школы №9 Татьяна Попова, рассказав о процессе внедрения школьной медиации в воспитательный процесс. Так, на базе данной школы работает служба примирения, которая занимается разрешением внутренних конфликтов путем проведения переговоров, формирования диалоговой площадки.
Социальный педагог средней школы №14 Марина Коваленко в докладе на тему «Социальные конфликты в школьной среде и как их разрешить с помощью применения медиации» привела практические примеры внедрения медиативных технологий в школе. Так, с помощью основных медиативных подходов были разрешены конфликты без вмешательства посторонних лиц. По итогу примирения сторон заключается договор, согласно которому стороны подтверждают факт отсутствия претензий друг к другу.
В ходе выступления майора полиции, начальника отдела ювенальной полиции местной полицейской службы УВД г. Петропавловска Асимгуль Дауеновой было рассказано о профилактических мероприятиях, проводимых в рамках акции «Подросток-Закон-Безопасность».
Вторая часть мероприятия прошла в виде тренинга в качестве просмотра видеороликов и выполнения заданий. Участники семинара отвечали на вопросы «Что такое медиация?», «Что позволяет сэкономить медиация?», «Почему медиация выгодна?».
Видеоролики стали демонстрацией реальных жизненных ситуаций, происходящих в обществе. Участникам необходимо было, разделившись на команды, проанализировать ситуации, определить суть и причину конфликта, а также предложить возможные варианты решения спора.
В завершение все участники награждены сертификатами за прохождение обучения в рамках семинара-тренинга «Медиация в системе школьного образования».