Магжан САГИМБАЕВ: В путешествии познаешь себя и мир

7 Августа 2018, 10:59 1998

В 2014 году был подписан Указ Президента РК о присоединении Казахстана к Договору об Антарктике от 1959 года, а в следующем году наша страна стала страной-наблюдателем по этому документу. С той поры мы активно работаем в этом направлении.

1 декабря 2016 года по инициативе Казахского географического общества и под эгидой Ассамблеи народа Казахстана на шестой континент отправилась уже вторая казахстанская экспедиция. Научно-исследовательская экспедиция «Полюс независимости» была приурочена к 25-летию независимости РК.

Команда, в которую вошли молодые казахстанские ученые и спортсмены, пробыла в Антарктиде ровно месяц. Так совпало, что именно 16 декабря — в День независимости на высшей точке Антарктиды пике Винсон (высота 4892 м) члены экспедиции Магжан Сагимбаев и Ильяс Галимбеков водрузили Государственный флаг Казахстана и флаг Ассамблеи народа Казахстана.

В этом году руководитель той экспедиции, руководитель проектов Казахского географического общества Магжан Сагимбаев вошел в список «Сто новых лиц Казахстана».

Сегодня известный казахстанский путешественник, спортсмен (марафон, триатлон, альпинизм) и активный пропагандист здорового образа жизни — наш собеседник.

Экспедиция «Полюс независимости»

— Самый холодный материк, безлюдная ледяная пустыня… Магжан, очень трудно пришлось при восхождении на пик Винсона?

— Было очень непросто. В таком деле чувствуешь огромную ответственность за команду. Чем ты ближе к вершине, тем суровее климат, временами из-за мороза даже не чувствуешь пальцы рук, и холодный ветер беспрестанно бьет в лицо. Порой температура опускалась до минус 56 градусов. Мы с Ильясом шли от базы до пика Винсон одиннадцать дней, и психологически труднее всего было то, что целый день кругом абсолютно однообразный ландшафт, вокруг только снег и лед, и постоянно солнце в зените — был полярный день, он длится полгода. Шли по десять часов в день, и не было возможности даже перекинуться с напарником парой фраз, потому что нужно быть сконцентрированным на том, чтобы идти в правильном направлении. При этом приходилось следить за тем, чтобы не отморозились пальцы. Все это отнимало много сил. Отвлекаться нельзя было даже на музыку, так как можно не услышать товарища.

Мы шли друг за другом на расстоянии нескольких метров, ориентируясь по солнцу. Когда небо окутывали тучи, использовали компас, иногда сбивались с пути, но потом возвращались на нужный маршрут. Возле конечной точки с 12 по 16 декабря была непогода, и нам повезло, что именно в День независимости установилась хорошая погода, и мы смогли взойти на вершину.

Зато когда все эти трудности остались позади, уже стоя на самой вершине, испытали огромную радость. Это самые лучшие минуты для любого горовосходителя.

— В чем была особенность этой антарктической экспедиции?

— Мы сделали то, чего еще никто не делал из казахстанцев: взошли на пик Винсон, затем в течение одиннадцати суток, груженые поклажей до 60-ти килограммов, шли на лыжах до Южного полюса, пройдя более двухсот километров, и 31 декабря достигли его. Наши ученые на базе Юнион Глетчер провели ряд важных научных исследований в области экологии, биологии и физиологии человека. К тому же мы подарили казахстанцам эффект присутствия за счет новейших технологий: через интернет мы ежедневно высылали фотографии и информацию о ходе экспедиции.

Вокруг света за 380 дней

— Вашей первой крупной акцией как путешественника была кругосветка на велосипеде. Сколько стран вы посетили, и какую цель при этом ставили перед собой?

— Побывал в двадцати двух странах на всех континентах, кроме Северной Америки и Антарктиды. На это путешествие у меня ушло 380 дней. Я хотел познать мир и найти себя в нем. Думаю, что мне это удалось. Мне просто до безумия хотелось увидеть мир. После этого я уже не представляю свою жизнь без путешествий. До этого я уже побывал во всех областях Казахстана, посетил все национальные заповедники, но захотелось увидеть больше, услышать людские истории, получить знания. Ведь путешествие должно быть не просто отдыхом, а большим источником знаний. Недавно написал книгу об этом путешествии и скоро планирую ее презентовать.

— Как же вы решились на путешествие в одиночку, неужели не было страшно?

— Когда тебе 26 лет, то ты немного авантюрист, и мало чего боишься. Готовился к путешествию около полугода. Искал попутчиков, но не нашел. Были определенные опасения, но уже через пару дней в пути понял, что все переживания, как правило, надуманы, в реальности же все происходит нормально, и какие-то трудности надо принимать с достоинством. За год до этого я проехал автостопом 20 тысяч километров через семь стран — Россию, Северную Осетию, Грузию, Армению, Украину, Турцию и Молдову. По дороге часто видел путешественников на велосипедах. Подумывал даже пешком отправиться в путь, но потом все-таки выбрал велосипед.

Конечно, интереснее путешествовать с единомышленниками. Например, в будущем хочу в команде покорить все самые известные вершины планеты. Но и в одиночку наверняка тоже поеду еще не раз, чтобы достигать новых высот, доказывать себе, что способен на многое.

— Случались ли экстремальные ситуации во время путешествия?

— Я пережил обезвоживание в Каракумах в Туркмении. Однажды упал в Колумбии во время езды и чуть ли не сломал ребро. В Грузии пристали какие-то бандиты, но все обошлось. Бывало и страшно, и холодно, и очень жарко. Но это неизбежная часть путешествия, с этим надо мириться.

В Барселоне у меня однажды украли велосипед. Я ушел искать место для ночлега, зацепил велосипед на замки, но их оторвали. Воровство в Барселоне считается нормой. Ежедневно в столицу Каталонии прилетают сто тысяч туристов, и воровство и мошенничество, связанные с туризмом очень сильно развиты. Все европейцы знают, что если едешь в Барселону, то должен быть готов к тому, что что-нибудь утащат.

— Интересно, сколько средств нужно на такое путешествие?

— Скажу, что ежедневно я тратил от трех до пяти долларов на еду, остальные вопросы решаются по ходу.

— Какое расстояние преодолевали за день?

— От ста до ста семидесяти километров.

— Что больше всего поразило в этом путешествии?

— Я понял, что все люди в мире, как правило, доброжелательны и гостеприимны. Часто в разных странах меня приглашали на ночлег совершенно незнакомые люди. В Турции, Иране, Южной Америке сердца людей открыты, но особо выделил бы гостеприимство представителей бывших кочевых народов, оно все равно на порядок выше. Гостеприимство у казахов, туркменов, кыргызов, бурятов, народов Северной Африки в крови, у него вековые традиции: по отношению к путнику кочевник просто обязан проявить гостеприимство. Например, казахи в старину никогда не закрывали двери на замок. Всегда счастлив, когда мой путь пролегает через Казахстан. В плане гостеприимства также отметил бы Иран, после революции эта страна сильно закрылась от мира, сами иранцы мало ездят по миру, и люди там готовы впитывать информацию как губка. В 2014 году, когда я там путешествовал, там еще было мало туристов из-за рубежа, и им было все интересно о мире. Иранцы очень открыты и дружелюбны. Очень хотел узнать Иран, и убедился, что там живет очень гостеприимный народ. Едешь, мимо проезжает машина, и человек оттуда тут же зазывает меня к себе.

Вырваться из зоны комфорта

— Откуда у вас такая страсть к путешествиям?

— Наверное, любая страсть приходит из детства, из образа жизни и воспитания, заложенного тогда. Мне моя страсть к путешествиям досталась от родителей. Мое первое дальнее путешествие состоялось, когда мне было два года, мы поехали с родителями на озеро Боровое. Была осень, было уже прохладно, но я купался в воде. Без сомнения — все наши жизненные интересы и приоритеты закладываются в детстве.

— Какими языками вы владеете?

— Я окончил Казахско-турецкий лицей в Алматы и, естественно, знаю казахский и русский языки, а также турецкий, английский и, недавно побывав в Германии, подучил немецкий.

— К тридцати годам сколько на вашем счету больших путешествий?

— Помимо кругосветки на велосипеде, было еще несколько запоминающихся приключений. Вместе с нашим легендарным альпинистом Максутом Жумаевым мы совершили восхождение на самую высокую точку Южной Америки — Аканкагуа в Аргентине. В 2015 году Ассамблея народа Казахстана организовала экспедицию по Северному, Южному и Восточному Казахстану. В 2016 году покорил высочайший пик Европы Эльбрус. Еще была коммерческая экспедиция на высшую точку Африки Килиманджаро в Танзании, ее называют «крышей» Африки. В 2016 году мы проехали 25 тысяч километров по всем регионам Казахстана, снимая телепрограмму из 25 серий «Экспедиция-25». Это путешествие проходило в течение 108-ми дней, это был единственный телепроект, который включал в себя съемку всех туристических достопримечательностей республики. Недавно вернулся из недельного путешествия по национальному парку Джунгарский Алатау. В былые времена наши предки на лошадях кочевали от низовий Балхаша до просторов Жетысу, мы повторили этот путь. У меня было много разных путешествий — однодневные походы, многодневные походы в горы.

— Магжан, что вы вынесли для себя из своих приключений?

— Я убедился, что возможности человеческого организма безграничны, и он способен перенести любые испытания. Когда у меня были серьезные восхождения на вершины, понял, что при наличии силы воли и цели можно достичь любых высот.

Я бы советовал молодым людям работать волонтерами, отправляться в путешествия на длительный срок, чтобы изучать культуру, языки, традиции, ценности других народов. Не обязательно иметь много денег, чтобы увидеть мир. В путешествиях мировоззрение человека расширяется, и он получает бесценный опыт. Нужно вырваться из зоны комфорта, потому что пребывая в тепличных условиях человек не развивается. Всегда надо стремиться к испытаниям. В путешествиях ты видишь настоящую жизнь, учишься контактировать с незнакомым миром и познаешь его.

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу assemblykz.2016@gmail.com.

Поделитесь: