По всей республике на сегодняшний день активно ведется работа по линии Ассамблеи народа Казахстана. В ее деятельности присутствуют различные направления помимо работы в этнокультурном аспекте. Это - медиация, благотворительность и главная тема текущего года – Год молодежи. В интервью нашему сайту о том, как изменилась работа городской ассамблеи за последние годы, чем будет заниматься молодежное крыло и о многом другом рассказала заведующая Секретариатом АНК города Астаны Ляззат Кусаинова.
— Расскажите о себе, как пришли в Ассамблею, с чего начиналась Ваша деятельность?
— Для меня приоритетом является постоянство, настойчивость в изучении определенного конкретного дела. В сфере Ассамблеи я больше десяти лет, но недавно подумала, что меня всегда интересовали обычаи и традиции других народов. В молодости мы не особо задумываемся об этом. Мы выросли в советском союзе, у меня было много подруг разных национальностей. Поскольку земли у нас целинные, естественно, приезжих из других республик было много. Когда мы ходили друг к другу в гости, я всегда живо интересовалась рецептами кулинарных изысков народов мира. Допустим, подруга немка, сейчас они всей семьей в Германии. Тогда еще была жива ее бабушка. Сейчас смотрю на бабушек из «Общества немцев «Возрождение», и вспоминаю свое детство. Накрахмаленные белые салфеточки, кружевные покрывала на кровати, накидки на подушки, идеальные чистота и порядок, присущие немцам. У подруги украинки – борщ с пампушками, вареники с вишней. Скорее оттуда и начался интерес к изучению традиций и обычаев. Видимо в сознании закладывается, и судьба постепенно ведет тебя к тому, что тебе предначертано.
— Что для Вас значит Ассамблея народа Казахстана?
— Сфера Ассамблеи, я всегда говорю, это - бесконечность, потому что здесь можно работать, творить, фантазировать, можно бесконечно изучать и постигать что-то новое, находить для себя интересное. Можно изучать что-то, выучить, тем не менее, снова встретить новые горизонты, неизведанное. В современных реалиях мы говорим, что АНК – уникальный институт, не имеющий аналогов в мире. Для меня это скорее не просто институт, а как живой организм. Когда мы говорим о синтезе многообразия в нашем обществе, оно на деле ощущается как организм, живущий насыщенной полноценной жизнью. Это организация, имеющая свою стратегию в развитии, свои возможности, потенциал в дальнейшем движении вперед.
— Насколько изменилась работа этнокультурных объединений и городской ассамблеи за время вашей работы - за 10 лет?
— Та Ассамблея, в которой я начинала, и та, что сейчас — это небо и земля. В 2005 году в аппаратах акимов были учреждены секретариаты региональных АНК. Вначале они назывались малыми ассамблеями, потом профессиональная терминология в этой сфере была значительно изменена: национально-культурные центры стали называться этнокультурными объединениями, начали открываться Дома дружбы в регионах, региональные ассамблеи перестали называть малыми. Начала выстраиваться структура на местах, и она дала возможность ярче раскрывать потенциал этнокультурных объединений, направленно проводить межэтническую политику посредством созданных механизмов и инструментов. Этнокультурные объединения уже не просто общественные объединения, которые были в начале. Во многом это были стихийные объединения, созданные по национальному признаку. Сегодня же культурные центры создаются уже с определенными предметными задачами. Это - приобщение подрастающего поколения к родной культуре, изучению языков, народного творчества, соответственно, пропаганда своей народной культуры в обществе. В целом, это демонстрация единства в многообразии. Безусловно, большую поддержку в этом развитии оказывает акимат. Пожалуй, наше полиэтничное общество ничем не удивишь. Очень часто государственные учреждения, большие трудовые коллективы просят украсить их собрания или какое-то мероприятие концертными номерами наших творческих коллективов. Мы сами не устаем поражаться и удивляться тому, как безгранично и богато народное творчество. Несмотря на то, что мы каждый день с этим работаем, так же ежедневно делаем для себя новые открытия: новые песни, танцы, традиции, обычаи, какие-то специфичные национальные обряды. Сейчас многие культурные центры стали настолько самодостаточными, так крепко встали на ноги, что не ограничиваются только концертами, деятельностью в воскресных школах. Они организовывают литературно-музыкальные, поэтические вечера, знакомят общественность с историческими личностями – представителями их этноса, со знаменательными датами в истории их народа. Руководители этнокультурных объединений в составе информационно-пропагандистских групп выступают в трудовых коллективах с разъяснением программных документов и особенностей межэтнической политики государства. В данном случае нельзя не отметить и работу научно-экспертной группы, потому что при их помощи мы сами и общественность получаем возможность через науку и аналитику познать историю этносов и народного творчества.
С 2014 года начали создаваться КГУ «Қоғамдық келісім» при акиматах областей, параллельно шло создание Советов общественного согласия, НЭГ, Советов матерей, развитие молодежных крыльев, которые объединились и образовали республиканское молодежное движение АНК «Жаңғыру жолы». Молодежь сейчас к нам приходит очень разносторонняя, с такими здоровыми амбициями, очень активные общественники, творческие, и с идеями, за которыми не всегда успеваешь.
— Какую работу ведет сегодня столичная ассамблея?
— Главной проблемой для нас было отсутствие Дома дружбы. В прошлом году на 20-летие Астаны регионы делали подарки городу, и именно Мангыстауская область сделала нам долгожданный подарок.
Сейчас мы потихоньку обживаем дворец, постепенно воплощаем в жизнь мечты, которые вынашивали в течение многих лет. Планируем реализацию различных проектов, начиная от молодежного коворкинг центра (от англ. Co-working, «совместная работа»), заканчивая различными центрами: центр координации благотворительной деятельности «Парасат», центр изучения представителями этносов государственного языка, центр традиционных народных ремесел, пресс-центр, который будет объединять не просто штатных пресс-секретарей, но и блогеров из числа представителей этнокультурных объединений. У нас много идей, сейчас решаются организационные вопросы. Думаю, в ближайшее время все встанет на свои места, и мы приступим к реализации этих задач.
На протяжении многих лет и культурные центры, и мы сами неоднократно поднимали вопрос о том, что ассамблея города Астаны должна иметь какой-то свой статус. В прошлом году на XXVI-й сессии АНК Глава государства дал поручение разработать программу развития столичной Ассамблеи до 2025 года, чтобы она стала образцом, стандартом для региональных АНК. Поэтому перед нами стоят большие задачи, и мы готовы их реализовывать.
— Сколько этнокультурных объединений в составе Астанинского АНК?
— На данный момент в составе городской Ассамблеи 22 ЭКО, а в городе их зарегистрировано 40. У каждого центра свой потенциал, который зависит в первую очередь, от численности этноса, ну и, конечно же, от качества их деятельности, предполагающего вовлеченность представителей этноса в работу культурного центра. У нас в ассамблее развита здоровая конкуренция между ЭКО, что способствует укреплению их самодостаточности, развитию потенциала. Не секрет, что большое значение для успешной деятельности этнокультурных объединений имеет поддержка меценатов. Государство очень хорошо поддерживает, акимат в частности, тем не менее, они должны иметь свои какие-то ресурсы.
Фото с сайта www.wiedergeburt.kz
Хочу привести в пример Общество немцев «Возрождение» — это единственный культурный центр, который занимает полноценное здание (пристройка к немецкой школе-гимназии), где занимаются и дети с детсадовского возраста, и бабушки. Все дети обучаются в гимназии, а в свободное время посещают кружки, различные клубы, ансамбли. Это одно из крупных объединений, наша гордость, авторитет, возглавляемый Игорем Вернеровичем Бергом. В составе немецкого общества есть молодежный клуб «Diamant». При нем в течение нескольких лет работает социальный театр. Они ставят спектакли на злободневные темы: наркомании, ксенофобии, различным социальным проблемам общества – у себя в школе, а мы помогаем им с гастролями по учебным заведениям города.
— Расскажите о направлениях в деятельности культурных центров?
— У всех общие направления одинаковые, прописанные в уставах, но каждый из них силен в определенной сфере. При организации работы мы стараемся учитывать это. Если говорить о благотворительности, мы в год централизованно проводим несколько благотворительных акций. В прошлые годы это были акции, направленные на сбор средств для лечения конкретных детей.
Два года назад мы бросили клич о том, кому мы можем помочь. Кто-то из культурных центров предложил мальчика. Я часто привожу в пример его семью. Мы пригласили маму, чтобы поговорить, спросить подробности болезни мальчика, рассказать об условиях предоставления помощи. Мальчик родился с ДЦП. На тот момент ему было около 3 лет. Почему мы взялись с энтузиазмом за этого мальчика? Врачи обещали маме, что если до трех лет пройти определенный курс лечения, то есть надежда, что ребенок начнет ходить и заговорит. За год мы организовали две благотворительные акции. Одну из них провел чечено-ингушский ансамбль «Вайнах». Был организован грандиозный концерт, и на сцене мы вручили собранные средства маме ребенка. Она со своей стороны информировала нас о расходах и давала понять, что все идет на лечение мальчика. Если опустить подробности, мальчик начал ходить и начал говорить. Последний раз виделись с ним на благотворительном новогоднем утреннике для наших маленьких звёзд в Доме дружбы. Мы продолжаем отслеживать судьбу ребенка.
Когда началась работа по медиации в нашей деятельности, многие проявили интерес. Считаю, что именно это направление как никакое другое было предначертано для Ассамблеи. Как руководители, так и представители этнокультурных объединений по умолчанию уже должны быть медиаторами. Например, у чечено-ингушского КЦ «Вайнах» еще до внедрения медиации в деятельность Ассамблеи четко работал Совет старейшин. Зачатки медиации у казахского народа — это суд биев. Люди могут не быть зарегистрированы как медиаторы (общественные медиаторы), однако они эту миссию выполняют в определенных ситуациях хотя бы внутри своего культурного центра.
— Как ведется работа медиаторов столичной ассамблеи?
— Из числа представителей этнокультурных объединений у нас зарегистрировано 11 общественных медиаторов. В штате КГУ «Қоғамдық келісім» работает профессиональный медиатор, есть кабинет медиации, который полноценно использует свой потенциал. Наших медиаторов приглашают в различные комиссии и советы, заключен ряд меморандумов. Работа ведется, институт реализует свои задачи. Более того, мы отправляем своих медиаторов и старейшин в тех случаях, когда нужно разговаривать с огромной массой людей, примирить какие-то стороны. Относительно недавние события – осенью прошлого года владелец придорожного кафе совершил суицид. Во время того случая немалую роль сыграла личность руководителя азербайджанского культурного центра Видади Агаева. Такие события задают новую траекторию не просто в ведении дел в этнокультурных объединениях, а дают возможность им задуматься над тем, достаточно ли полноценную работу они ведут с представителями этноса?
Большую информационно-пропагандистскую работу ведут наши медиаторы. Только за последние три месяца открыто 5 кабинетов медиации в госучреждениях и учебных заведениях.
Наша «фишка» — школьная медиация. Школа – это место сосредоточения детей разных возрастов и это потенциальная среда для конфликтов. Преподаватели рады тому, что в школу приходят медиаторы, появились такие инструменты взаимодействия. В некоторых школах учителя заинтересованы в том, чтобы самим стать медиаторами.
При культурных объединениях работают 12 этнолингвистических центров – своеобразные языковые центры. Хочу привести в пример кыргызскую воскресную школу. Глава кыргызского культурного центра Шавкат Исмаилов - активный, беспокойный в хорошем смысле слова человек, который всегда предлагает новые идеи. Несколько лет назад, когда он открыл воскресную школу, обратил внимание на то, что в учебниках для воскресных школ, прибывающих через Посольство Кыргызстана в РК, нет казахстанской составляющей. В них были отражены государственная символика, народное творчество, история Кыргызстана. Он поднял вопрос о целесообразности такого учебника, если дети не идентифицируют себя с Казахстаном.
Мы неоднократно проводили семинары с преподавателями воскресных школ, вели беседы с представителями государственных органов, обсуждали эту тему. Шавкат Абдуллаевич был первооткрывателем этом деле, он инициировал создание казахстанского учебника для воскресных школ, в частности, начал с кыргызской. В результате учебник был издан за счет акимата города, презентован заинтересованной общественности. На сегодняшний день дети кыргызской воскресной школы занимаются по этим учебникам. Я считаю, это тот самый случай, когда без громких слов, на конкретном деле подтверждается патриотизм человека и правильное понимание политики государства.
— Есть ли требования этнокультурным центрам по организации определенного количества мероприятий в год или же это зависит от их инициативы?
— Это по большей части частная инициатива. Как и в любой другой организации у нас есть активисты, все зависит от численности этноса, потенциала самого руководителя.
Фото Акорды
1 июля Глава государства посетил Дом дружбы, можно сказать, благословил нас. Мы заселили все наши объединения, всем предоставлены абсолютно одинаковые условия, но подход у каждого совершенно разный. Хотелось бы, чтобы офисы культурных центров постоянно работали, но не у всех получается в связи с наличием основного места работы. Творческие коллективы постоянно репетируют, встречаются, проводят свои собрания. Каждый центр составляет планы своей деятельности на год, но опять-таки, исходя из своих возможностей. Например, тот же Исмаилов Ш.А., руководитель кыргызского культурного центра, не зацикливается на узкой аудитории, а планирует свою работу широко, для общественности города. Он стремится к тому, чтобы общественность больше знала о кыргызской культуре. Так, по его инициативе одной из школ города присвоено имя Чингиза Айтматова, одна из улиц носит его имя. Мы поддержали его предложение и впервые в этом году предусмотрели в бюджете средства на проведение вечера, посвященного Чингизу Айтматову. Через такие мероприятия он демонстрирует свое отношение к делу. Он пример для многих, человек с широким кругозором, глобально мыслящий.
Несколько лет назад Шавкат Абуллаевич встречался с действующим в то время Президентом Кыргызстана, консультировал по вопросам создания Ассамблеи народа Кыргызстана. Это о многом говорит, если потенциал наших людей используют даже на международном уровне.
— Насколько эффективна деятельность ЭКО в привлечении все большего количества людей в ряды АНК?
— У многих представление такое, что Ассамблея – это песни и танцы. Заинтересованные люди всегда удивляются, что при наличии основных занятий и дел (учеба, работа), мы многое успеваем осуществлять в Ассамблее, ведь деятельность в Ассамблее носит общественный характер.
Снова приведу в пример Общество немцев. Здесь задействованы все: и дети детсадовского возраста, и молодежь, и старики. Здесь работает система социальной поддержки тех, кто нуждается в помощи. Все живут буквально одной семьей, причем не все здесь немцы. В теплой домашней обстановке они проводят спектакли молодежного театра, устраивают народные праздники. В декабре во время празднования Рождества в просторном зале Дворца школьников мы все почувствовали себя как дома, настолько душевно все было организовано.
Осенью прошлого года Общество украинцев «Оберег» отмечало свое 15-летие. Точно так же все отмечали, сколько души было вложено в создание культурного центра и его развитие. Столько людей задействовано в том, чтобы культурный центр жил и радовал своими достижениями, и без души, конечно, такую работу не сделаешь, в чем заслуга его руководителя – Ширмер Тамары Викторовны.
Пожалуй, народ тянется именно туда, где чувствует душу, которую вкладывают в общее дело. Можно бесконечно говорить о нашей гордости – старейших культурных центрах столичной ассамблеи. Это и самые многочисленные культурные центры: чечено-ингушский «Вайнах», корейский центр, азербайджанский «Хазар», татаро-башкирский «Тан», общество «Поляки»…
На базе крупных предприятий города работают пять Советов общественного согласия АНК. Это трудовые коллективы (100-200 человек), которые знают, что Ассамблея работает на их территории, и через нее они могут получить ответы на насущные вопросы. Работает научно-экспертная группа, в составе которой ученые из различных вузов города. Более того, в прошлом году мы создали 4 филиала кафедр АНК на базе двух школ и двух колледжей.
Мы прилагаем все усилия для привлечения в свои ряды все больше людей, особенно молодежи. С ними приходят новые идеи, новые формы работы, свежие мысли. Всякий раз, когда мы посещаем трудовые коллективы или учебные заведения, обязательно кто-нибудь заинтересуется и возьмет координаты какого-либо ЭКО.
Отдельная наша страница - благотворительность. Некоторые культурные центры взяли шефство над отдельными постояльцами Дома престарелых, кто-то взял под свой патронаж отдельные семьи из Детской деревни «Киндердорф», кто-то патронирует многодетные и малообеспеченные семьи.
В течение пяти лет мы в преддверии Наурыза посещаем Дом престарелых, накрываем стол национальными блюдами. Мероприятие проходит в сопровождении концерта творческих коллективов. Нужно видеть потрясающие эмоции пожилых людей, волею судьбы оказавшихся в сложной ситуации. Каждый из нас оставляет там частичку тепла.
Есть, конечно, работа, направленная на определенную узкую аудиторию (круглые столы, конференции и т.д.), но мы стараемся планировать свою работу так, чтобы больше быть в народе — в трудовых коллективах, организациях.
— Какие конкретно проекты Вы могли бы назвать именно с участием молодежи АНК?
— Мы всегда строили свою работу с прицелом на то, чтобы вовлекать в ассамблею как можно больше людей, особенно молодежь. Сейчас эта задача прописана у нас в программе развития столичной Ассамблеи. Возлагаем большие надежды на потенциал Дома дружбы. Планируем мероприятия, направленные на разные категории населения.
На молодежную аудиторию направлены ежегодная студенческая конференция «Потенциал молодежи в развитии Ассамблеи народа Казахстана», конкурсы на знание государственного языка среди учащихся воскресных школ, конкурс рисунков «Менің елім — Қазақстан». Планируя работу этого года, мы советовались с штабом «Жаңғыру жолы». Первое, что планируем сделать — создать молодежный коворкинг-центр в Доме дружбы в современном формате, с применением новых технологий, чтобы молодежь чувствовала себя комфортно и полностью могла реализовывать свои идеи и планы. Заключили меморандум с городским филиалом «Жас Отан» по взаимодействию в реализации молодежных проектов.
Молодежь задействована в наших медиативных делах, идет отдельным блоком в благотворительных мероприятиях. В этом году запланировали молодежный форум «From Kz» с участием лидеров зарубежных стран. Точно известно, что это будет Россия, Узбекистан, Кыргызстан и предположительно Германия. Это будет своеобразный обмен идеями, опытом. В рамках проекта АНК «Сакральное наследие – Ұлы дала елі» они ездили по Акмолинской области, побывали в памятных местах. В этом году пока запланировали поездку по двум областям: Акмолинской и Карагандинской. Ряд проектов запланирован в рамках культурно-просветительского проекта АНК «Қазақтану», в которых в первую очередь будет участвовать молодежь.
— Что планируется на День благодарности?
— Главным мероприятием празднования Дня благодарности будет проведение благотворительных ярмарок. Сейчас пока решаем организационные вопросы. Мы планируем, что молодежь в этот день выйдет отдельным блоком. На конец февраля запланировано шествие к монументу «Қазақ еліне мың алғыс», в том числе и молодежи.
Всем местным государственным органам даны рекомендации по организации праздника в коллективах. Ведь речь идет не только о благодарности репрессированных народов казахской земле за предоставленный кров в трудные годы. Концепция праздника предполагает выражение благодарности в более широком смысле: родителям, соседям, учителям, миру. Думаю, этот праздник должен стать для всех позитивным объединяющим фактором.
— В рамках благотворительного проекта «Караван милосердия» что запланировано на год?
— Соразмерили возможности, поставили задачи перед культурными центрами. 1 октября вот уже третий год мы проводим мероприятие для ветеранов Ассамблеи. К сожалению, первопроходцы, те, кто начинал движение Ассамблеи народа Казахстана, уходят на пенсию, уходят из жизни. Не только в этот день, но и приглашая их на мероприятия, мы даем им возможность почувствовать себя по-прежнему частицей большого дружного коллектива. Конечно, традиционно будут проведены благотворительные акции, обязательно во время Курбан Айта и Дня единства народа Казахстана.
Помимо всего, каждый культурный центр проводит свои благотворительные мероприятия. В этом году каждый месяц был обозначен определенным образом для выражения милосердия к нуждающимся и уважения к старшим. Так, февраль, посвященный обычаю «Сыбаға», начался с помощи курдского ЭКЦ девушке с ограниченными возможностями здоровья в приобретении коляски. Каракалпакский центр «Жайхун» провел благотворительный концерт для сбора средств многодетной семье.
Эта работа хорошо поставлена в корейском, чечено-ингушском, немецком, татаро-башкирском, узбекском центрах. Они не просто чествуют ветеранов Второй мировой войны и тыла, а берут под свой патронат, помогают одиноким пожилым людям, больным, оказывая всемерную помощь. Заместитель руководителя узбекского культурного центра Шарипов Хасан Халматович, известный в городе своими благими делами, обратив внимание на бедственное положение многодетной интернациональной семьи, приютил ее у себя, предоставив бесплатную жилплощадь, работу обоим супругам и питание семье. В прошлом году заместитель председателя украинского общества «Оберег», член Совета матерей Рудой Н. М. купила квартиру многодетной семье своего одноклассника, ушедшего из жизни. Считаю, что именно благодаря таким людям и укрепляется вера в добро.
— Насколько Вы строгий руководитель?
— В своей ежедневной работе требую точного, качественного, ответственного исполнения. Я считаю, что истинный патриотизм — это как раз каждодневный честный труд каждого человека на своем рабочем месте. Без этого не будет развития, прогресса ни в какой сфере. В АНК работают энтузиасты, и без честности прежде всего перед самим собой здесь никак нельзя.
Мы стали одной семьей, мы знаем семьи друг друга. Это дорогого стоит, и есть уверенность, что в трудную минуту будет опора, и в том, что вместе с ними ты что-то сможешь сделать. Наша конечная цель — стать образцом для региональных ассамблей. Пословица «Жұмыла көтерген жүк жеңіл болады» как никогда актуальна в нашей сфере. Только совместный труд, единодушие, взаимопомощь обеспечат успех АНК.
— Ваше пожелание на Год молодежи?
— Мирного неба над головой, чтобы меньше было потрясений, чтобы было больше приятных событий. Как любая женщина, мать, я хочу, чтобы наши дети жили в развитой процветающей стране. Чтобы имели возможность реализовывать свои цели, чтобы у них для этого были и возможности, и желание. Поскольку Ассамблея уже стала образом жизни, ее трудно назвать работой. Радует тот факт, то с нашей Ассамблеи уже берут пример другие страны: Россия, Кыргызстан. Приятно осознавать, что и мы причастны к этому. Когда видишь результаты своего труда, понимаешь, что можешь что-то привнести в дело государственной важности — это самый главный стимул и поощрение в твоей деятельности.
Ляйлим АБЕУОВА
Фото предоставлено Л. Кусаиновой
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Ассамблеи народа Казахстана обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». Для авторизации обратитесь по адресу ank_portal@assembly.kz.