В продолжении серии материалов о жизни, пути и политике Первого Президента Ресупублики Казахстан, публикуем уникальное повестовование о многранности его личности из книги российского писателя Николая Зеньковича.
Лидер нации — первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев относится к тем людям, о которых говорят: они отмечены особой одаренностью, ниспосланной небесами.
К такому заключению приходит каждый, кому выпало жить в судьбоносный период, освященный именем и делами Елбасы. Круг его государственных забот безграничен и, самое главное, результативен. Где Назарбаев — там и успех. Всю жизнь без остатка он посвятил служению своему бесценному как он с любовью говорит о нем, народу.
Нурсултан Абишевич боготворит его не только каждодневной заботой о процветании, создании комфортных условий для жизни. Наряду с материальной составляющей, на расширение и углубление которой направлены проводимые им реформы, он не забывает и о духовной, интеллектуальной стороне. Притом показывает в этой сфере личный пример.
Скромный от природы, Нурсултан Абишевич увлеченность поэзией не выставляет напоказ, не наделяет ее исключительностью своей личности. Наоборот, когда зарубежные коллеги — главы государств узнают, что казахстанский президент не только любит стихи, но и сам их пишет, и заводят разговор на эту тему, Нурсултан Абишевич смущается и отвечает: в казахских степях поэзия никогда не была уделом одних лишь поэтов и сказителей.
Казахский народ всегда слагал стихи и стихотворные баллады. Традиционными были поэтические турниры. Поэзия — это кровеносная система всей казахской культуры, под ее влиянием формировался духовный мир жителей Великой Степи.
— Я тоже родом оттуда, — отвечает он. — Частичка своего народа. Носитель его ментальности.
Действительно, какой казах не любит поэзию? И сам не рифмует идущие от сердца строки признания в любви к своей Родине?
Близко знающий его начальник президентской канцелярии доктор политических наук, профессор М. Б. Касымбеков заметил: да, Нурсултан Абишевич пишет стихи. Притом с молодых лет. Но он далек от мысли считать себя поэтом. И по-профессорски добавил:
— К своим лирико-эпическим изысканиям относится предельно скромно. Не более как к формам личного творческого самовыражения.
Внешнюю политику казахстанского лидера называют многовекторной. Столь же многовекторны и его личные дарования. Природа наделила его и прекрасным голосом. О том, как с китайским лидером в Пекине они дуэтом по-русски исполняли «Подмосковные вечера», в этой книге уже рассказывалось. А еще раньше — о любимой в молодые годы песне из кинофильма «Весна на Заречной улице». Помните? «Когда весна придет, не знаю...»
В 1997 году на презентации новой казахстанской столицы Астаны был дан большой концерт. Главным, кстати, незапланированным, номером стал выход на сцену президентов Казахстана Нурсултана Назарбаева, Киргизии — Аскара Акаева и Украины — Леонида Кучмы. Втроем они исполнили украинскую песню «Ты ж мене пидманула». Нурсултан Абишевич знал ее еще со времен учебы в Днепродзержинске.
В жизни Нурсултана Абишевича был еще один эпизод, тоже связанный с пением. Правда, на тот раз с хоровым. Да-да, он пел в хоре, притом в заводском. И тому была веская причина. В хоре пела красивая девушка по имени Сара. Она, как и Нурсултан Назарбаев, работала на Карагандинском металлургическом заводе, а проживала в женском общежитии в Темиртау. Неподалеку, практически рядом, находилось мужское общежитие, в котором жил Нурсултан Абишевич. Они познакомились на танцах - единственном развлечении того времени. У Сары было много поклонников прекрасно танцевала, отличалась воспитанность решала никому провожать ее после танцев.
Чтобы чаще ее видеть, молодой горновой Назарбаев решил записаться в хор. И был принят. Это дало ему возможность провожать девушку с репетиций. А потом, чтобы танцевать с ней в клубе все время и отваживать других парней, записался в танцевальный кружок. Вскоре они стали мужем и женой. Это — к вопросу о роли пения и танцев в жизни будущего первого президента Казахстана. Кстати, у него обнаружился приятный тенор, а у супруги сопрано.
Поэзия -это кровеносная система всей казахской культуры, под ее влиянием формировался духовный мир жителей Великой Степи.
Обладание многовекторными талантами помогает ему в проведении многовекторной внешней политики. Еще в раннем детстве под руководством бабушки он научился играть на домбре. Впоследствии это очень пригодилось и стало фирменной чертой его дипломатии. Начало ей положил в 1993 году визит в Казахстан вице-президента США Альберта Гора. Предполагалось подписание соглашения о ядерном разоружении. Казахстанский президент потребовал гарантий независимости и целостности своей страны:
—Без них не может быть и речи о выводе ядерных ракет.
Беседы с глазу на глаз длились долго. Было несколько позиций, по которым наметились расхождения. И тогда гостеприимный хозяин предложил отдохнуть за ужином в семей-ном кругу. Собралась вся его семья: супруга Сара Алпысовна, дочери Дарига и Алия. Нурсултан Абишевич играл на домбре, жена и дочери пели казахские, русские и английские песни. Гости расслабились. А потом мужчин ждала сауна. Там разговор о демонтаже межконтинентальных баллистических ракет продолжился. Разногласия были сняты, соглашение подписано. Стороны договорились и об экономическом сотрудничестве, о создании совместной комиссии.
В феврале 1994 года, когда Нурсултан Назарбаев прибыл с официальным визитом в США, Альберт Гор на приеме в честь казахстанского гостя сказал, что он все еще находится под впечатлением от песен в исполнении семьи Нурсултана Абишевича.
Господин президент, — попросил он гостя, — не могли ли бы спеть и здесь?
Почему нет? Давайте вместе.
Гор признался:
Хотелось бы, но вы помните, я ведь не пою.
И тогда в зале приемов для особо важных гостей под домбру зазвучали казахские песни. И снова, как в Алма-Ате, настроение у всех стало благодушным и решения, за которыми приехали в Вашингтон, хозяевам не показались такими уж и завышенными. Словом, ничто человеческое никому не чуждо! Даже гла¬вам самых могущественных держав мира. Если, разумеется, раскованность в общении не превраща¬ется в развязность, уверенность в себе в самоуверенность, а светскость не подменяется панибратством.