КТЖ находится на грани выживания — Алихан Смаилов рассказал об итогах госаудита

12 Июня, 18:40 709

Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов сегодня принял участие в пленарном заседании Мажилиса. Он озвучит основные итоги аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие транспортной отрасли, сообщает ИА El.kz со ссылкой на пресс-службу ВАП.

Он сообщил, что аудит проведен на 23 объектах с охватом 3 трлн тенге. По результатам выявлены финансовые нарушения на 29 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств – на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге. 5 материалов переданы в правоохранительные органы. 117 материалов направлены для привлечения к административной ответственности.

По словам председателя ВАП РК, на развитие железнодорожной отрасли за последние 4 года направлено около 2 трлн тенге, в том числе 332 млрд тенге бюджетных средств.

- Однако, несмотря на значительные объемы выделенных средств, этого оказалось недостаточно для бесперебойного и качественного обеспечения потребности экономики в перевозках грузов и пассажиров. Имеет место высокий износ железнодорожных сетей, локомотивов и вагонов. За 2020-2023 годы зафиксировано более 4 тыс. нарушений безопасности движения на магистральных, стационарных и подъездных путях. Задержка пассажирских поездов только за 2023 год составила 412 часов, то есть с ростом к 2022 году в 5 раз, - сказал он.

Алихан Смаилов сообщил, что КТЖ сейчас находится на грани выживания.

- Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге. Так, пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть, действующий с 2018 года, не принес ожидаемого эффекта и приводит к потерям доходов КТЖ. Частные перевозчики грузов осуществляют наиболее прибыльные перевозки, в частности нефти и нефтепродуктов, а также маршруты с формированием полного состава поезда на электрифицированных участках, - отметил он.

По словам Алихана Смаилова, тарифы частных ж/д перевозчиков грузов завышены, в отдельных случаях на 32%. Это происходит в том числе за счет включения затрат, которые фактически не производятся. Все это значительно влияет на стоимость перевозки товара для конечного потребителя.

- Здесь также усматриваются слабые позиции уполномоченного органа по регулированию тарифов. Подходы в тарификации должны быть справедливыми. Поэтому необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков. 73% всего грузооборота КТЖ за период с 2020 по 2023 год перевезено по тарифам ниже себестоимости. Убытки по регулируемым тарифам составили 907 млрд тенге, в том числе более половины – по экспорту. При этом уровень отдельных регулируемых тарифов на экспорт ниже тарифов на перевозку социально значимых продовольственных товаров внутри республики. Все убытки перекрываются в основном за счет транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству, - сказал председатель Высшей аудиторской палаты.

Смаилов сообщил, что сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства.

- Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45% или 1,3 трлн тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств. Необходимо провести оптимизацию затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния. При этом существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Қазына» не способны предотвратить кризис Национальной железнодорожной компании страны. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность ихобслуживания без кардинальных изменений в управлении приведет к дефолту КТЖ, - сообщил он.

По мнению председателя ВАП, ситуация усугубляется отсутствием комплексных цифровых решений при планировании и управлении движением.

- Информационные системы управления железнодорожными перевозками устарели. Их внедрение приходилось на 1980-2010 годы. К примеру, оформление транзита ипланирование движения грузов осуществляются фактически в ручном режиме. А это высокие коррупционные риски. Все это приводит к ухудшению показателей использования локомотивов и высокой долепорожнего пробега на уровне 39%. Срок эксплуатации важной автоматизированной системы оперативного управления перевозками заканчивается в ноябре 2027 года. А новых решений до сих пор нет. Правообладателями основных систем являются их разработчики – иностранные компании. Права самостоятельной доработки, модернизации систем у КТЖ нет, - отметил он.

Подводя общие итоги, Председатель ВАП РК сообщил, что "без кардинальных мер по управлению Национальным перевозчиком фрагментарные решения, принимаемые до настоящего времени Минтранспорта и самой компанией, не дадут ожидаемого эффекта".

Он заявил, что требуется:

- Правительству, АО «Самрук-Қазына» решить вопрос долговой нагрузки КТЖ;

- обеспечить направление доходов исключительно на восстановление производственных активов, в том числе на реновацию магистральной железнодорожной сети;

- предусмотреть институт внешнего управляющего по развитию Национальной железнодорожной компании;

- ускорить цифровизацию процессов управления ж/д инфраструктурой и перевозками;

- исключить излишние частные посреднические структуры в организациипроизводственно-технологических процессов ипри перевозках грузов и пассажиров.

Анастасия Смирнова
Поделитесь: